Тема 5. Экосистемный уровень (5 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов, определяющих содержание образования в основной или (средней) школе:
- Федеральный компонент гос.стандарта (полного) образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089)
- Примерной программы общего образования по биологии для образовательных учреждений с русским языком обучения (приказ Минобразования РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана)
- Учебный план МКОУ Борковской СОШ
- Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9, 10-11 классов: основной курс авторы В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова. Издательство «Просвещение» 2008 год.
Обоснование выбора программы:
- Данная программа соответствует возрастным особенностям учащихся данного класса
- Учитывает и способствует подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ
Общее количество часов, на которые рассчитана программа: 68 согласно учебному плану МКОУ Борковской СОШ (отводится 34 часа из федерального компонента и выделено 34 часа из регионального компонента.)
Цель: обобщить знания о жизни и уровнях ее организации, раскрыть мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Задачи:
1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и животных, о методах познания живой природы;
2. основы экологии, эволюции живой природы
3. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности живых организмов; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и биологические эксперименты;
4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
5. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
6. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде
Характеристика УМК и дидактико-методического материала, сопутствующего УМК
- Учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию.9 класс А.А.Каменский. Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, Издательство Дрофа, 2006 год
- Рабочая тетрадь «Биология, Введение в общую биологию и экологию.9 класс» А.А.Каменский. Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, Издательство Дрофа Издательство «Дрофа»
УМК рекомендован Министерством образования и науки РФ и соответствует:
- Федеральному перечню учебников
- Федеральному компоненту государственного стандарта по биологии
- Возрастным и психологическим особенностям учащихся
Содержание курса
Введение (3 часа).
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Уровни организации живой природы Тема 1. Молекулярный уровень (10 часов).
Качественный скачок от неживой природы к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 2. Клеточный уровень (15 часов).
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрациямодели клетки; хромосом, моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа: рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 3. Организменный уровень (14 часов).
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Лабораторная работа:Выявление изменчивости организмов.
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (2 часа).
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция-форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрациягербариев, коллекций, моделей, муляжей живых растений.
Лабораторная работа:Изучение морфологического критерия вида.
Тема 5. Экосистемный уровень (5 часов).
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация:коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах.
Экскурсияв биогеоценоз.