Статья 138. Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов и ее задачи

1. Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов- многоцелевая информационная система, включающая наблюдение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также анализ данных об их фактическом состоянии для принятия управленческих и хозяйственных решений в целях обеспечения экологической безопасности, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов организуется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды совместно со специально уполномоченными государственными органами.

3. Принципами Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов являются:

1) функционирование на основе единого организационного, методологического, метрологического и информационного подхода;

2) максимальное использование возможностей существующих государственных и иных систем мониторинга.

4. Задачами Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов являются:

1) получение достоверной и сопоставимой информации о состоянии окружающей среды, биоразнообразия и экосистем, об источниках антропогенного воздействия, факторах среды обитания, влияющих на состояние здоровья населения;

2) оценка и прогноз состояния окружающей среды, уровней антропогенного воздействия, показателей состояния биосферы, функциональной целостности экосистем;

3) обеспечение данными для проведения анализа эффективности принимаемых управленческих решений и проводимых мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

5. Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов формируется на базе действующих в Республике Казахстан систем и подсистем мониторинга, охватывающих прямо или косвенно вопросы охраны окружающей среды, включая среду обитания и здоровье населения.

6. Специально уполномоченные государственные органы в соответствии с их компетенцией обязаны проводить изучение природных объектов и организовывать виды (подсистемы) мониторинга.

Содержание Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов составляют следующие подсистемы мониторинга:

1) мониторинг состояния окружающей среды;

2) мониторинг природных ресурсов;

3) специальные виды мониторинга.

18. Государственный контроль осуществляется в пределах своей компетенции уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в целях предупреждения, выявления, устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды и использования природных ресурсов, а также привлечения нарушителей к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.

1-1. Организация государственного контроля включает в себя комплекс мер по снижению и ликвидации негативного воздействия на окружающую среду, осуществляемых при тесном взаимодействии между государственными органами, природопользователями и общественностью, в том числе путем:

1) применения критериев оценки и совершенствования контрольной и правоприменительной работы;

2) оценки экологической результативности деятельности природопользователей, оказывающих интенсивное воздействие на окружающую среду;

3) разработки перспективных, годовых, оперативных планов работ по проверяемым объектам и сбора лабораторно-аналитических данных и иной информации о состоянии окружающей среды, ее изменениях под влиянием хозяйственной деятельности. Данные служб лабораторно-аналитического контроля уполномоченного органа в области охраны окружающей среды могут быть получены путем отбора проб на источниках загрязнения окружающей среды для определения их качества в соответствии с законами Республики Казахстан.

.

1-3. Виды проверок:

плановая — проверка, запланированная уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и проводимая с учетом установленных законами Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;

внеплановая — проверка, назначаемая в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы жизни и здоровью физических лиц, окружающей среде, общественному порядку, национальной безопасности, по фактам, изложенным в обращениях и иной информации о нарушениях прав и законных интересов физических и юридических лиц, непосредственным выявлением признаков нарушений законодательства Республики Казахстан, а также в целях контроля исполнения требований об устранении выявленных нарушений в результате плановой проверки;

встречная — проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении проверок возникает необходимость в получении дополнительной информации, связанной с указанными лицами;

рейдовая — одновременная проверка нескольких субъектов предпринимательства по вопросам соблюдения ими отдельных нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

комплексная — проверка, проводимая уполномоченным органом в области охраны окружающей среды совместно с другими государственными органами, осуществляющими регулирующие, контрольные и надзорные функции в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Наши рекомендации