Плата за землю. ПЕРЕДЕЛАТЬ ПО НАЛГОВОМУ КОДЕКСУ ГЛАВА 18
Законом РБ «О платежах за землю» ( принят 18.12.91) установлены ставки платежей за землю с/х-го назначения ( в зависимости от кадастровой оценки), за землю населенных пунктов ( в зависимости от категории населенного пункта) и средние ставки земельного налога по административным налогам.
Реализация принятых законов принесла определенные результаты. Поступление средств от платежей за загрязнение ОС несколько активизировала природоохранную деятельность в РБ. За счет этих средств были осуществлены мероприятия 'строительству, капитальному ремонту природоохранных объектов, реконструкции очистных сооружений, восстановлению режимов рек, различные проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы в области ООС и рационального использования природных ресурсов. В целом же, значение платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение ОС переоценивать нельзя по причинам, которые будут рассмотрены ниже.
В настоящее время экономический механизм управления природопользованием и ООС предусматривает взимание налогов на использование природных ресурсов, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в ОС, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, 15 иски по возмещению ущерба, нанесенного Ос.
В соответствии с законом РБ «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» всем природопользователям устанавливаются лимиты за использование природных ресурсов, размещение отходов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, на которые определены соответствующие ставки экологического налога. Налог состоит из двух частей:
· за добычу природных ресурсов или выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов;
· за сверхлимитную добычу природных ресурсов или сверхлимитные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в ОС.
Законом установлено, что за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в ОС сверх установленных лимитов налог взимается в 1 5-ти кратном размере.
За превышение установленных лимитов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-ти кратном размере утвержденных ставок.
Установлено также, что сумма налога за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах лимите и сверх лимита определяется, исходя из количества загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, и количества сточных вод, сброшенных в ОС по основным компонентам(категориям качества) за каждый истекший месяц и установленной ставки. Суммы налога за пользование природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в ОС в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, а за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ ОС сверх установленных лимитов за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
За счет платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в ОС, платы за размещение отходов, штрафов и исков за возмещение ущерба, нанесенного ОС, образуются небюджетные фонды охраны природы. Не менее 60% этих средств остаются в городских и районных небюджетных фондах, 30% перечисляются в областные фонды, 10% – в республиканский небюджетный фонд.
По предложению Министерства природных ресурсов и ООС (республиканский), областных комитетов и горрайинспекций по экологии (областные, городские и районные фонды), эти фонды используются в основном на проведение природоохранных мероприятий. Кроме того, экологический налог выполняет функции источника средств для возмещения расходов, связанных с выполнением республиканских и местных природоохранных программ, а также для содержания сотрудников Министерства, областных комитетов и районных инспекций по ООС (Постановление Государственного налогового комитета РБ от 10.04.2000 г. согласно инструкции оплаты налога за каждый прошедший месяц до 22 числа следующего месяца).
Структуры источников средств на ООС показаны на рисунке:
Себестоимость продукции | ПРИБЫЛЬ | ||||
текущие затраты на ПОД | налог на выбросы загрязняющих веществ | Налог за природные ресурсы | налог за объем переработки нефти | ||
плата за загр. ОС в пределах lim | плата за ПР в пределах lim | плата за сверх лим. загр. и польз. ПР | ГОСУДАРСТВ. БЮДЖЕТ | |
внебюджетный фонд охраны ОС |
текущие затраты на ПОД | затраты на содержание ап-та упр-я | затраты на предупрежд. загрязнения | затраты на ликвидацию послед. загр. | ||||
Население | Предприятия | ||||||
Из схемы видно, что практически большинство затрат на ООС, включая текущие затраты на ПОД, ложатся на потребителей. Кроме того, население несет никем не учитываемые дополнительные издержки на компенсацию вредного воздействия загрязненной OС, на здоровье и ухудшение условий жизни. Получается, что население вынуждено нести двойные расходы, вызываемые загрязнением ОС вследствие производственной деятельности предприятий. В тоже время экологический налог не оказывает большого влияния на прибыль ответственных за загрязнение предприятий, лишая их тем самым стимула к уменьшению уровня загрязнения даже от тех источников, контроль которых не связан с большими затратами. Следовательно, применяемый экологический налог не выполняет главных функций. Он не направлен на предотвращение и сокращение выбросов отходов и загрязняющих веществ в ОС. Экологический налог выплачивается из прибыли предприятия. Главным показателем действенности экологического налога (платежей) является снижение натуральных показателей выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов в ОС, снижение материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции. Этого не происходит потому, что включение платы за загрязнение ОС, использование природных ресурсов в себестоимость продукции, не стимулирует его внедрять МОП и БОП и технологические процессы, снижать материалоемкость продукции, совершенствовать природоохранную деятельность поскольку лимиты на выброс (сброс) загрязняющих веществ и отходов в ОС можно регулировать объемами производства. Поэтому существующий механизм формирования экологических платежей создает «благоприятные» условия для привлечения в РБ экологически вредных технологий и производств.
Анализ функционирующего в настоящее время экономического механизма управления ПП показывает также, что для обеспечения его эффективности необходимо, чтобы все его составляющие (плата за природные ресурсы, плата за загрязнение ОС, природоохранные затраты) были тесно связаны между собой и базировались на единой методологической основе (на основе экологической ренты).
Выясним теперь как предприятие, загрязняющее ОС, будет реагировать на налог за загрязнение, если налог будет выплачиваться во внебюджетный фонд из прибыли предприятия. Очевидно, что если налог будет превышать затраты предприятия на устранение единицы количества отходов, то оно снизит выбросы загрязняющих веществ до значения, при котором его предельные затраты на устранение отходов станут равными налогам. При этом затраты предприятий будут состоять из затрат на снижение выбросов загрязняющих веществ и затрат, связанных с выплатой налога на отходы или выбросы, загрязняющих среду. Если предположить, что существующий налог за загрязнение ОС, т.е. плата за единицу выбрасываемого загрязняющего вещества, определен как отношение экономического ущерба, нанесенного ОС к количеству загрязняющего вещества, то полную величину экологического налога можно определить по формуле:
Н = М × СТ,
где Н – величина налога; СТ – ставка налога; М – приведенная масса выбросов загрязняющих веществ (усл.т/год).
При установленной величине налога за загрязнение (Нз) полные затраты предприятия на устранение р-процентов загрязняющих веществ и выплату налога можно определить по формуле:
ЗП = (1–р/100) × Мз × Нз + рМз /100 × Нз,
где ЗП – затраты предприятия на устранение загрязнения и выплату налога;
(1-р/100) × Мз – количество отходов, которые выбрасываются в ОС; рМз /100 – количество отходов, которые улавливаются, перерабатываются и утилизируются.
На эту величину (рМз/100) снижаются выбросы отходов и загрязняющих веществ в ОС. Причем только затраты на предотвращение выбросов отходов напрямую решает проблему снижения выбросов отходов и загрязнения ОС.