Природоохранной деятельностью
Тема 7. Методы управления качеством окружающей
Природной среды. Общие подходы
Лек – 2 часа, Пр – часа, СРС – часа.
Административные методы управления
природоохранной деятельностью
Административное регулирование предполагает введение нормативных стандартов и ограничений. При этом требуется прямой контроль и лицензирование процессов природопользования. В лицензиях природопользователю указываются ограничения на природопользование, которые он должен соблюдать.
Стандарты качества окружающей природной среды регламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв, других природных компонент. В качестве стандарта качества используется система предельно допустимых концентраций (ПДК).
Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса устанавливают уровень выбросов или сбросов из данного точечного источника выбросов (сбросов) после применения очистного оборудования.
Стандарты воздействия определяются на основе ПДК. Для каждого природопользователя выбросы не должны превышать таких величин, при которых по всей территории, подверженной воздействию, соблюдаются нормы ПДК. Расчеты этих стандартов воздействия, которые называются предельно допустимыми выбросами (ПДВ) для воздушного бассейна и предельно допустимыми сбросами (ПДС) для водных объектов, проводят с учетом рассеивания выбросов или разбавления сбросов и наложения их на фоновое загрязнение.
В тех случаях, когда природопользователи ни при каких условиях нге может быстро сократить свои выбросы или сбросы до уровня предельных нормативов, в качестве компромисса для них устанавливаются нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ) или сбросов (ВСС). При этом предполагается наличие программы мероприятий для снижения выбросов или сбросов до уровня нормативных.
Технологические стандарты устанавливают определенные требования для процесса производства или технологии очистки от загрязнений. Например, в США используются стандарты так называемой наилучшей из доступных технологий. Этот стандарт означает, что для природопользователя, подпавшего под действие такого стандарта, должно соблюдаться требование: природоохранная технология должна соответствовать некой эталонной (стандартной) технологии.
Стандарты качества продукции. Это стандарт содержания вредных примесей в продуктах питания, сельскохозяйственных продуктах, питьевой воде и т.п.
При нарушении установленных нормативов для окружающей природной среды применяются меры административного воздействия на виновников загрязнения.
Прямые запреты. Эта мера применяется, если определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду, что наиболее действенной мерой становится их полное запрещение.
Сертификаты на использование земель и воды даются при дефиците этих ресурсов для ранжирования потенциально конфликтующих природопользователей в целях максимальной эффективности природопользования. Сертификаты или лицензии выдаются природопользователям в том случае, если для них определены лимиты воздействия. Эти сертификаты дают право на использование, временное или постоянное, конкретного участка земли, леса, забор определенного объема воды и т.п.
Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экологических издержках проектов.
ОВОС включает информацию о масштабах антропогенного воздействия вследствие реализации проекта, о возможностях и издержках на очистные технологии, об альтернативах проекта, элементах устойчивого развития в проекте с указанием невозобновимых потерь ресурсов.
В основном процедура ОВОС направлена на оценку крупномасштабных проектов, развитие ресурсного потенциала, строительство крупных комбинатов и других проектов, которые связаны со значительным воздействием на окружающую среду.
Разрешения и лицензии необходимы для природопользователей, которые желают активно работать в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы и сбросы.
Лицензия (разрешение) – документ, выданный специально уполномоченными на то органами (Министерство природных ресурсов) и удостоверяющий право его владельца использование в определенный период времени (обычно 1 год) природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на выборы, сбросы и размещение твердых отходов.
Лицензия на комплексное природопользование включает в себя следующую информацию: 1) перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия; 2) нормативные платы за охрану и воспроизводство природных ресурсов; 3) перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов; 4) нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов; 5) экологические требования и ограничения, при которых размещается хозяйственная и иная деятельность.
Выдаче лицензии предшествует установление лимитов на природопользование, представляющих собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросо загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов производства.
Получив лицензию и пройдя экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь (промышленное предприятие, фермерское хозяйство, воинская часть и т.п.) в обязательном порядке заключает договор о комплексном природопользовании.
В этом договоре содержатся условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон (государства и природопользователя) и механизмы возмещения возможного вреда, причиненного природной среде.
Таким образом, лимиты, лицензия и договор на комплексное природопользование, являясь элементами системы экологических ограничений со стороны государства (административное управление), выполняют и экономические функции, побуждая природопользователя при помощи «рубля» бережнее относиться к природной среде.
Разрешения и лицензии должны сочетаться с другими инструментами: сертификатами на использование земель, требованиями осуществления ОВОС как условия предоставления разрешения. Разрешения и лицензии могут быть также дополнены платой за загрязнение, налогами и другими платежами природопользователей при комбинированной экономической природоохранной стратегии. Такая комбинированная стратегия существует сейчас в России.