Тема «ціноутворення на ринках екологічно чистої продукції»
Важным элементом комплекса экологического маркетинга является ценообразование, которое значительно воздействует на решения покупателей относительно приобретения товара на рынке.
Существует три цели ценовой политики в экологическом маркетинге:
§ формирование спроса на экологически чистую продукцию и завоевание соответственной части рынка – обеспечение сбыта,
§ максимизация прибыли,
§ удержание рынка.
1. Формирование спроса на экологически чистую продукцию и завоевание соответственной части рынка – эту цель фирма выбирает в случаях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичным товаром, в том числе и с экологически чистым. Фирма желает достичь увеличения объемов продаж и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения прибыли с каждой единицы товара.
Ожидается, что:
- при увеличении объемов реализации сократятся относительные расходы производства и сбыта,
- низкие цены не привлекают конкурентов с аналогичными товарами и товарами без гарантии экологической безопасности,
- существует большой рынок потребления.
Для достижения этой цели используют заниженные цены – «цены проникновения». Они предназначены для захватывания большой части рынка и содействуют увеличению объемов продаж.
Объединения крупнейших канадских супермаркетов сознательно устанавливают одинаковые цены для экологически чистых и традиционных товаров.
2. Цель максимизация прибыли. Такую цель могут поставить перед собой не только предприятия, которые имеют устойчивое положение на рынке, но и те, которые не уверены в своем будущем. В первом случае фирма ожидает получить прибыли в связи с ростом капиталовложений в ООС или с улучшением экологических свойств продукта. Во втором случае фирма не уверена в благополучном развитии бизнеса, у нее не достаточно денежных средств или на рынке не сформирован спрос на экологически чистую продукцию.
Для достижения такой цели фирма осуществляет расчет увеличения цен, а значит и прибылей на определенный период.
3. Цель удержания рынка. Состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.
В этом случае фирма не допускает чрезмерного завышения или занижения цен на свою продукцию, а также пытается снижать расходы на производство и сбыт.
После установления цели в ценовой политике, на следующем этапе необходимо установить цены. Однако невозможно установить цены, не изучив спрос на данный товар. Существует зависимость между ценой и уровнем спроса
Зависимость между ценой и уровнем спроса:
Кривая спроса показывает, чем выше цена (от Ц2 до Ц3), тем ниже спрос. В то же время, покупатель с ограниченным бюджетом может отказаться от приобретения товара с высокой ценой в пользу альтернативного товара с меньшей ценой (от Ц1 до Ц2), даже если товар с высокой ценой имеет улучшенные экологические характеристики.
Однако положение будет иным, если речь пойдет о сбыте престижных товаров и потребитель приветствует экологически чистый товар, как необходимый и престижный. Потребители престижных товаров считают, что рост цен от Ц1 до Ц2 вызван улучшением качества, безопасности, соответствием моде, а также ростом инфляции.
Таким образом, на величину спроса на экологически чистую продукцию влияют разные факторы, среди которых выделяются:
§ необходимость в товаре,
§ отсутствие конкурентов,
§ платежеспособность покупателей,
§ покупательские привычки.
Существует показатель ценовой эластичности спроса:
Если │Кэл│>1, то спрос считается эластичным. При этом целесообразно использовать методы ценовой конкуренции.
Если │Кэл│<1, то спрос считается неэластичным. При этом используются методы неценовой конкуренции: улучшение качества товара, рекламная деятельность.
Если │Кэл│= 1, то спрос единичной эластичности.