Проблемы применения условно-опросного метода при обосновании экологических инвестиционных проектов
Возникающие при применении условно-опросного метода проблемы можно разделить на следующие: 1) различные искажения (стратегические, а также происходящие по причине определенных планов выбора формы опроса, влияния интервьюера, ожиданий опрашиваемых, гипотетического характера рынка); 2) эффект запоминания; 3) различия между WTP и WTA; 4) информационные эффекты; 5) перенос оценки дохода.
1. Под искажениями подразумевается систематическая недооценка или переоценка реальной ценности. Существует несколько причин возникновения таких искажений:
- стратегические искажения происходят, если опрашиваемые, думая, что их заставят платить требуемую сумму в реальности, сознательно занижают оценку (точно так же любители рыбной ловли, например, могут сознательно завышать оценку качества воды в определенном, «облюбованном» ими для рыбной ловли водоеме). Выходом из этой ситуации может быть подробное объяснение сути эксперимента, а также применение дихотомного опроса;
- искажение результата происходит из-за того, что человек может, например, заблаговременно запланировать потратить на охрану окружающей среды за определенный период определенную сумму, и если за этот период проводятся различные опросы, то он может называть сумму, находящуюся в пределах «остатка», а не реальную сумму, которую он был бы готов назвать, если бы опрос проводился раньше. (Справедливости ради надо отметить, что это типично скорее для стран Запада, чем для России: стоимость экологических благ легче адекватно оценить людям обеспеченным, которым не надо заботиться об удовлетворении первичных потребностей, – а таких людей в России сейчас не так много.);
- выбор формы вопроса также оказывает существенное влияние на полученный результат. Играет роль, какая форма вопроса используется – открытая или закрытая, а также – проводится ли однократный или многократный опрос. Например, однократный прямой вопрос о готовности платить может привести к большому разбросу ответов. Другая форма опроса, при котором опрашиваемые могут принять или отклонить предложенную сумму, ведет к завышению готовности платить. Это так называемая «ошибка начальной точки», существование которой подтверждается последними исследованиями. При организации опроса следует учитывать, что, если опрос состоит из вопросов, зависящих от ответа, то эта проблема уменьшается, т.е. происходит корректировка возможных неточностей;
- интервьюер может оказывать влияние на ответы из-за подсознательного желания опрашиваемых создать о себе хорошее мнение. В обществе считается принятым и социально желательным дружественное отношение к окружающей среде, поэтому во время интервью важно создать как можно более нейтральную атмосферу;
- играет роль и то, какие последствия ожидают опрашиваемые от своих ответов. Например, если опрашиваемый не верит, что его вклад может иметь какое-нибудь значение, то логично ожидать поведение «безбилетного пассажира». Из-за присущего многим экологическим благам свойства свободы доступа их потенциальные потребители не могут быть исключены из потребления, поэтому собственная готовность платить занижается. Возможен и обратный случай, при котором готовность платить завышается, поскольку не существует необходимости платить согласно своему заявлению. Ситуация усложняется тем, что результаты невозможно проверить на практике;
- гипотетический характер рынков экологических благ также вызывает определенные проблемы. С одной стороны, опрашиваемые не получают ничего за свои ответы, что означает отсутствие для них последствий за отрет и стимула стараться принять правильное решение. С другой стороны, описание рынка, т.е. условия проведения эксперимента, оказывает большое влияние на результаты. По причине гипотетичного характера опроса существует опасность выявления настроя, но не поведения респондентов.
2. Эффект запоминания (от англ. «embedding effect») выражается в том, что оценки экологических благ часто не подчиняются аддитивному закону, т.е. если просуммировать готовность платить за чистоту каждого водоема в некотором районе, а потом спросить о готовности платить за чистоту всех водоемов этого района, то можно получить сильно отличающиеся друг от друга ответы. Или, например, спасение одного вида животных, находящегося под угрозой, может быть оценено так же высоко, как и спасение многих видов. Основным путем исправления этой ошибки является дополнительная информация о предмете опроса.
3. Существует также определенное различие между готовностью платить и готовностью принимать компенсацию. Во втором случае респонденты часто требуют завышенную компенсацию.
Это объясняется как более высокой психологической оценкой индивидуумами потерь по сравнению с приобретениями (здесь проявляется отрицательное отношение к риску потерять что-то уже имеющееся), так и скрытым отказом покупать замаскированное право на чистую окружающую среду. Эти проблемы не могут быть решены другой постановкой вопросов.
4. Информационные эффекты также имеют большое значение. Необходимо детально описать изменение экологического блага. Чем более детально описано экологическое благо, тем точнее его представляют опрашиваемые. Существует тенденция, в соответствии с которой чем больше информации имеют респонденты, тем выше их готовность платить. Однако возникает опасность, что опрашиваемые вместо отдельного экологического блага или мероприятия будут оценивать меры по защите окружающей среды как таковые. Поэтому часто используется многоступенчатый опрос, при котором сначала устанавливается готовность платить за сохранение окружающей среды как таковой и лишь затем–за сохранение конкретного блага или проведение определенного экологического мероприятия. Кроме того, опрашиваемые должны иметь четкое представление о том, в какой форме они или им будут платить. Выбор платежных инструментов может повлиять на называемую сумму. Например, общий негативный настрой по отношению к налогам при выборе их в качестве инструмента ведет к сокращению готовности респондентов платить.
5. Перенос оценки дохода заключается в опасности для исследователей прямого переноса оценки одного природного блага на сходное другое, например двух различных одинаковых по природным характеристикам рек (в этом случае может иметь значение ландшафт, доход опрашиваемых и т.д.).
Определение полной экономической ценности на примере инвестиционного проекта по формированию особо охраняемой природной территории Шорфхайде-Хорин
В 90-е гг. в Германии обсуждалась идея реализации инвестиционного проекта по формированию в северной части окрестностей Берлина особо охраняемой природной территории Шорфхайде-Хорин. Цель этого проекта состояла в организации природного заповедника с одновременным сохранением ценного природного ландшафта и очисткой территории от последствий предшествующего экономического, туристического и военного использования. Нашей задачей являлась оценка экономической эффективности этого проекта с применением «cost-benefit analysis». При этом результативная часть проекта, иначе говоря, выгоды, обусловленные формированием заповедной зоны Шорфхайде-Хорин, определялась с помощью условно-опросного метода.
Как известно, для оценки инвестиционных проектов, в том числе государственных (к числу каковых и относился проект по формированию исследуемой природоохранной территории), применяются два правила: ex-ante (до реализации проекта) и ex-post (после реализации). Поскольку проект уже был реализован, мы применили правило ex-post, согласно которому оценивалось повышение качества охраняемой природной территории как «общественного блага» вследствие расширения возможности ее рекреационного, туристского и т.п. использования, а также увеличения ее экологических функций. Одновременно расширение возможных областей применения данного блага потребовало дополнительных затрат, включая административные.
Для большей наглядности мы расскажем о ходе нашего исследования поэтапно. Итак, в качестве первого этапа применения CVM рассмотрим организацию эксперимента и его результаты. Данный этап включил следующие составные элементы:
1. Был проведен опрос посетителей и жителей особо охраняемой территории Шорфхайде-Хорин для выявления их готовности платить за сохранение вышеуказанной территории. Таким образом, был сформирован гипотетический рынок экологического блага.
2. В качестве метода была выбрана открытая форма вопроса и непосредственное общение. Чтобы исключить возможные искажения, участвующие в опросе были проинформированы о существе анализа. При этом отдельно анализировались результаты опроса посетителей и жителей зоны.
3. Среднее значение готовности платить общей репрезентативной выборки из 250 жителей оказалось равным ? 2,115 в месяц, или ? 25,39 на человека в год. При этом почти у 53% опрошенных готовность платить вообще отсутствовала. Что касается посетителей, то для них среднее значение готовности платить равнялось ? 1,505 на человека и посещение и около 23% опрошенных готовности платить не обнаружили. Эти результаты представлены в виде таблицы, которую позже вам покажет мой коллега.
4. Также проводился анализ взаимосвязи готовности платить с другими показателями, включая пол опрашиваемых, их возраст, благосостояние, особенности взимания платы. Например, при опросе жителей люди более старшего возраста выражали меньшую готовности платить, чем молодые. Между доходами и готовностью платить значимой связи не наблюдалось. При опросе посетителей выявились следующее тенденции. С понижением посещаемости готовность платить также снижалась; в группе от 40 до 60 лет она была наибольшей, кроме того, обнаружилось ее повышение с ростом доходов опрашиваемых. Другие социально-экономические факторы (из включенных в рассмотрение) не оказывали на готовность платить существенного влияния.
На этапе обобщения полученных результатов были получены неожиданные заключения. Так, в начале предполагалось, что полученных данных о жителях и посетителях зоны будет достаточно для обоснования целесообразности проекта.
Однако в действительности получен другой результат, когда подсчитали общую готовность платить жителей и посетителей зоны. При этом средняя готовность платить за посещение (?1,505) умножалась на число посетителей, составивших в 1997 г. 760 000 человек, средняя готовность платить жителей зоны (? 25,39 в год) умножалась на их число (около 25 000 человек), и далее результаты складывались.
Итак, общая готовность платить посетителей и жителей оказалась равной ? 1,765 млн., а средние годовые издержки на содержание природоохранной зоны составили ? 3,7 млн. в год, что в 2 раза превысило первую (из только что приведенных) величину. В итоге сопоставления выгод и издержек можно было бы ошибочно заключить, что проект неэффективен.
Однако на самом деле общая экономическая ценность инвестиционного проекта просто пока еще не была полностью подсчитана. Для полного ее подсчета необходимо было определить как ценность, связанную с использованием заповедной зоны, так и не связанную с ее использованием. Вторую из них, как уже отмечалось на нашем семинаре, формируют, в частности, ценность наследования и ценность существования. Для их определения недостаточно опрашивать лишь жителей зоны и посетителей. Здесь надо установить, каким образом природная заповедная зона оценивается людьми, которые не относятся ни к числу жителей соответствующей зоны, ни к ее посетителям. При этом жители окрестных регионов также могут использовать эту территорию для отдыха, причем их индивидуальные транспортные расходы ввиду малой удаленности от нее не сильно отличаются от аналогичных расходов у жителей природной зоны.
Для того чтобы установить размеры региона, принимаемого во внимание, мы ориентировались на чистую выгоду, получаемую путем вычитания из полной ценности инвестиционного проекта общих издержек на содержание охраняемой территории. И мы исходили из обычного при обосновании инвестиционных проектов предположения, что чистая выгода должна быть неотрицательной. Также необходимо было соблюсти репрезентативность выборки по возрасту и полу. С этой целью были опрошены жители окрестных регионов. Причем площадь этой расширенной территории определялась таким образом, чтобы общая готовность платить, включающая как жителей особо охраняемой территории, так и проживающих в ее окрестностях, а также посетителей, была бы не меньше средних издержек по содержанию территории. При подсчете общей готовности платить учитывалось также возможное дисконтирование выгоды до 25% по причине (уже указанной предыдущими выступающими) неточности условно-опросного метода.
В результате вокруг Шорфхайде-Хорин был образован пояс шириной 6-8 км, начинающийся от границы зоны и включающий в себя около 125000 жителей. Его площадь составила 900 кв. км. Готовность платить в этом поясе составила ? 25,39 в год на человека, а общая готовность платить жителей пояса за сохранение природной зоны была оценена в ? 3,195 млн. в год.
В итоге общая готовность платить, состоящая из готовности платить жителей заповедной зоны и жителей пояса, а также посетителей заповедника, возросла до ? 4,965 млн. в год. При обесценении этой суммы на 25% (в качестве самого худшего случая) она оказывается равной ? 3,72 млн. в год, что несколько выше средних издержек на содержание природной зоны. Результаты представлены в таблице 16.12.
Таблица 16.12. Совокупная ценность инвестиционного проекта по формированию природной заповедной зоны
Группы пользователей | Индивидуальные оценки | Обобщенные оценки | Число пользователей |
Жители зоны | ? 25,39 в год | ? 0,635 млн. в год | 25 000 |
Посетители зоны | ? 1,505 за посещение | ? 1,13 млн. в год | 760 000 |
Жители пояса в 6-8 км | ? 25,39 в год | ? 3,2 млн. в год | 125 000 |
Совокупная ценность | – | 6 4,965 млн. в год | – |
Расчет чистой выгоды на заключительном этапе обоснования инвестиционного проекта основывался на соотношении общей готовности платить и средних издержек на содержание природоохранной территории, равных ? 3,7 млн. в год в период с 1991 по 1996 г. При подсчете общих издержек необходимо также учитывать ставку дисконта, которая варьируется от 4,5 до 7,5% и на момент проведения опроса не была точно известна. С учетом применения различных ставок дисконтирования, общие издержки по содержанию природной зоны варьируются от ? 3,45 до 3,95 млн. в год. Также необходимо учитывать, что общая выгода может быть на 12,5-25% меньше, чем полученная посредством условно-опросного метода, из-за возможных искажений и неточностей, о которых шла речь ранее. Поэтому мы рассмотрели 8 вариантов (при норме дисконта 4,5; 5,5; 6,5; 7,5% и девальвации чистой выгоды соответственно на 12,5 и 25%).
Для каждого из этих вариантов чистая выгода (NB) в конечном, 1996 г. рассчитывалась по следующей упрощенной формуле:
NB = TB – TC = TB – ,
где ТВ – общая выгода; TС –общие издержки;VC –переменные издержки; Рt – порядковый номер года (с 0 по 5); T – количество лет (с 1991 по 1996 г. – 6 лет); r – ставка дисконта; FC – постоянные издержки.
Еще раз подчеркнем, что в процессе подсчета чистой выгоды принималась во внимание готовность платить и посетителей, и жителей природоохранной зоны, и проживающих в ее окрестностях.
Результаты изложены в таблице 16.13.
Таблица 16.13. Годовая чистая выгода посетителей и жителей зоны в зависимости от выбранного варианта и ставки дисконтирования
Сценарии Возможные варианты | Сценарий 1 r = 4,5% | Сценарий 2 r = 5,5% | Сценарий 3 r = 6,5% | Сценарий 4 r = 7,5% |
Годовая чистая выгода (базисный год -1996, в ?) | ||||
Дисконтирование выгоды на 25% | 0,275 млн. ? | 0,12 млн. ? | – 0,04 млн. ? | – 0,205 млн. |
Дисконтирование выгоды на 12,5% | 0,895 млн. | 0,74 млн. | 0,58 млн. | 0,415 млн. |
Необходимое число посещений в год (WTP – 3,01 ? в год на посещение) | ||||
Дисконтирование выгоды на 25% | 508 000 | 645 000 | 787 000 | 933 000 |
Дисконтирование выгоды на 12,5% | 72 000 | 190 000 | 436 000 | |
Дисконтирование выгоды на 0% | Избыток 256 000 | Избыток 153 000 | Избыток 47 000 | 63 000 |
Рассчитаем, например, чистую выгоду для сценария 1 при ее дисконтировании на 25%. Общая готовность платить жителей и посетителей зоны до обесценения принимается равной ? 4,965 млн. (см. табл. 16.13), при девальвации ее на 25% остается ? 3,725 млн. В этом случае издержки равны ? 3,45 млн. Вычитаем их из выгоды, получаем ? 0,275 млн.
Таким образом, чистая выгода находится в промежутке между ? 0,205 и 0,275 млн. при ее девальвации на 25% и в промежутке между ? 0,415 и 0,895 млн. – при ее девальвации на 12,5%. Легко видеть, что чем меньше ставка дисконта, тем больше чистая выгода.
С другой стороны, мы рассчитали количество посетителей, необходимое для уравновешивания выгоды жителей зоны и жителей окрестностей с затратами, которые в данном случае равны ? 3,45 млн. В некоторых случаях чистая выгода жителей получалась неотрицательной и без учета посетителей, тогда она делилась на среднюю готовность посетителей платить и вычитались «лишние» посещения.
Например, подсчитаем число посещений, необходимое для сценария 1 при обесценении выгоды на 12,5%. Тогда общая выгода жителей, до девальвации равная ? 3,835 млн. (0,635 млн. + 3,2 млн. – данные из табл. 16.12), после девальвации будет равна ? 3,355 млн. Издержки равны ? 3,45 млн., что превышает выгоду на ? 0,095 млн. Разделив эту сумму на среднюю готовность посетителей платить (поскольку произошло обесценение выгоды на 12,5%, то их средняя готовность платить принимается равной не ? 1,505 на посещение, а ? 1,32), получим необходимое число посещений, равное 72000.
Как можно видеть, чем меньше ставка дисконта, тем меньше посещений требуется для получения неотрицательной выгоды. Чем больше девальвация выгоды, тем большее число посетителей требуется для уравновешивания затрат и выгод.
При девальвации выгоды, например на 25%, необходимо от 508 000 до 934 000 посетителей в год для покрытия разницы между общей готовностью платить жителей зоны и окрестностей в ? 2,876 млн. (0,635 млн. + 3,2 млн. – берем данные из табл. 4.1, затем дисконтируем эту величину на 25%) и издержками от ? 3,45 до 3,95 млн. В этом случае в среднем по четырем рассматриваемым сценариям необходимое количество посетителей составляет 720 000 в год (их индивидуальная готовность платить из-за девальвации принималась равной ? 1,13 на посещение). В 1997 г. спрос на эту зону был 760 000 посетителей, что превышает требуемую цифру.
При обесценивании выгоды в 12,5% для равенства затрат и выгоды необходимо среднее посещение по всем сценариям в 252 000 человек (в этом случае индивидуальная готовность платить предполагается равной ? 1,32). В таком случае регион исследования можно снизить на 30 000 человек, т.е. исследуемый пояс можно сократить до 4-6 км.
Если обесценения выгоды не происходит (т.е. условно-опросный метод точен), то по сценарию 4 для выравнивания затрат и выгод необходимы 63 000 человек. Во всех остальных сценариях равновесие затрат и выгод присутствует и без готовности посетителей платить, что позволяет сократить исследуемый регион еще на 40 000 жителей (до 3-5 км).
Заключение.Приведенный анализ показал положительную оценку создания заповедной зоны как ее жителями, так и посетителями. Условно-опросный метод также доказал свою состоятельность. Были опасения, что исследуемый проект приведет к потерям в общественном благосостоянии. Но теперь все убедились в обратном. Ценность созданных в ходе реализации проекта общественных экологических благ по меньшей мере оказалась равной совокупным издержкам. Исследование показало несомненную полезность формирования заповедной территории.
Задание для студентов:разработать решение сходной проблемы по формированию заповедной территории вблизи г. Минска.