Эмпирические доказательства существования атмы

Хотя приведенные выше доказательства существования души вполне логичны, можно все же спросить, а что на этот счет го­ворит наука. Разумеется, нематериальную субстанцию нелегко обнаружить с помощью эмпирических методов и материаль­ных приборов. Этого никто и не ждет. И все же есть научные исследования, результаты которых говорят в пользу сущест­вования сознающего «я», способного находиться вне механиз­ма физического тела.

Так, медицине известны многочисленные случаи «пребы­вания вне тела», или «клинической смерти». Такой опыт не­редко получают пациенты, оказавшиеся в тяжелом состоянии в результате дорожно-транспортного происшествия, внезап­ного приступа болезни или хирургической операции. Напри­мер, кардиологические больные рассказывают, как они наблю­дали сверху за своим лежащим на операционном столе телом, в то время как, согласно представлениям современной меди­цины, должны были бы находиться без сознания.

Конечно, в рассказах некоторых пациентов можно усо­мниться. Но есть и другие свидетельства, вполне заслуживаю­щие доверия, ибо о них говорят уважаемые ученые. В том числе опытный кардиолог, профессор Медицинской школы Эморского университета в Атланте (США), доктор Майкл Сей-бом. Первоначально он был настроен весьма скептически, од­нако, проведя ряд исследований, изменил свою точку зрения.

В книге «Воспоминания о смерти: медицинское рассле­дование» Сейбом приводит десятки документальных свиде­тельств пациентов, побывавших в критическом состоянии.

Например, один из опрошенных вспоминает: «Я шел через стоянку к своему автомобилю и... отключился. Не помню, как упал. Только вдруг — парю в воздухе. Такое странное ощуще­ние. Вижу сверху свое тело и как к нему бегут люди, четверо или пятеро. Слышу и понимаю, о чем они говорят».3

Но ядро книги все же составляют подробно изученные свидетельства больных, переживших сердечный приступ. Сей-бом выделил две группы. Первая, из двадцати пяти человек, не сообщала ни о каком необычном опыте. Когда их попроси­ли описать, что делали с ними врачи в клинике во время прис­тупа, ни один не мог рассказать что-либо заслуживающее вни­мания.

Вторая группа, из тридцати двух больных, рассказала о не­обычных ощущениях во время приступа. Шесть пациентов обстоятельно описали действия врачей, хотя, теоретически, должны были в то время быть без сознания. А это значит, что они действительно находились вне тела и наблюдали за про­исходящим в операционной со стороны.

Сейбом пишет: «Если мозг действительно состоит из двух основных элементов, собственно „мозга" и „ума", то не может ли состояние клинической смерти провоцировать во многих случаях временное отсоединение ума от мозга?.. Судя по все­му, да. Ведь только гипотеза о выходе из тела более-менее удов­летворительно объясняет имеющиеся в нашем распоряжении данные... Но что такое ум, отделившийся от мозга? Не та ли самая душа, которая, согласно некоторым религиозным док­тринам, продолжает существовать после смерти тела? Вот ос­новной вопрос, поднятый исследованием».4

Есть и другая категория научных свидетельств, подтверж­дающих, что наделенное сознанием человеческое «я» способно существовать отдельно от физического тела, а именно — вос­поминания о прошлой жизни. Здесь мы снова вступаем в об­ласть, дающую много поводов для скепсиса. Тем не менее, нельзя игнорировать кропотливые исследования серьезных ученых, таких как профессор психиатрии Университета шта­та Виргиния (США) Ян Стивенсон. В своем всестороннем ис­следовании воспоминаний о прошлых жизнях Стивенсон со­средоточился прежде всего на рассказах детей, справедливо полагая, что они менее склонны к фальсификации, да и не имеют для этого достаточных средств. Профессор неоднок-

ратно убеждался в правдивости таких воспоминаний. Подчас ребенок рассказывал очень многое: где он жил, с кем общался, как выглядел.5

По данным Стивенсона, с 1983 года было зафиксировано 2500 случаев, когда люди вспоминали предыдущее рождение. Из них исследовательской группой Стивенсона изучены 881 и подтверждены 546. Другими словами, достоверными оказа­лись 62% воспоминаний. Многие из этих последних приведе­ны Стивенсоном в его четырехтомнике «Случаи реинкарна­ции», который был напечатан издательством «Юниверсити Пресс» в Виргинии.

Среди других ученых, проводивших похожие исследова­ния, — доктор Питер Рамстер, психолог из университета в Сиднее (Австралия). Он изучал рассказы взрослых, которые вспоминали прошлую жизнь под гипнозом. В сопровождении независимых наблюдателей он привозил некоторых участни­ков туда, где, по их словам, прошла их прошлая жизнь, и на месте убеждался в достоверности таких рассказов вплоть до мельчайших деталей.

Кроме описания прошлых жизней, Рамстер и Стивенсон встречались с явлением ксеноглоссии (спонтанного проявле­ния под гипнозом знаний иностранного языка). Так, Стивен­сон сообщает об американской домохозяйке, которая в состоя­нии гипноза бегло заговорила на старошведском диалекте, хотя за всю жизнь ни разу с этим языком не сталкивалась.6 По­добные факты дают основание предположить, что сознающее «я» могло прежде находиться в другом физическом теле и сох­ранило полученные в прошлой жизни навыки.

Но сегодня, под влиянием материалистической науки, от­рицающей существование нематериального сознающего «я», люди склонны отождествлять себя исключительно с телом и умом и использовать материю для получения все новых чувст­венных удовольствий. Основанная на такой эксплуатации при­роды урбанистическая цивилизация наших дней и породила беспрецедентный по своим масштабам экологический кризис.

Из «Бхагавад-гиты» и других ведических писаний мы уз­наем о том, что «я» живого существа отлично от физического тела. Но чтобы это знание не осталось сухой теорией, нужно заниматься йогой и медитацией (например, повторением мантры Харе Кришна). Это позволяет непосредственно ощу-

тить присутствие в теле сознающего «я». В «Науке самоосоз­нания» Шрила Прабхупада по этому поводу говорит: «Если человек повторяет мантру Харе Кришна, он осознает, что не является материальным телом: „Я не принадлежу этому ма­териальному телу или материальному миру. Я — душа, не­отъемлемая духовная часть Всевышнего"».7

Таким образом, именно понимание различий между на­шей временной материальной и истинной духовной при­родой — ключ к решению экологических проблем. Поэто­му, чтобы не погубить планету, человек должен постичь науку о сознании, частью которой является знание о душе.

ЭКОЛОГИЯ И КАРМА

«Из квантовой теории следует, что, помимо законов физики и химии, необходимо учитывать законы совсем иного свойства»(1).

Нильс Бор,

лауреат Нобелевской премии в области физики

М

ногие воспринимают экологическую проблему в чис­то техническом ракурсе и ищут технических реше­ний. Кое-кто признает этическую сторону вопроса. Но даже такие люди предлагают весьма поверхностные спо­собы выхода из кризиса. Например, мобилизовать обществен­ное мнение на борьбу с поведением, наносящим явный ущерб природе. На самом же деле требуется гораздо более глубокое понимание стоящих перед нами задач.

Согласно ведическим писаниям, помимо законов, извест­ных современной науке, в мире действуют законы высшего порядка. Они управляют взаимоотношениями живых су­ществ и обобщенно называются кармой. Веды описывают кар­му как цепочку действий и их последствий. Например, если человек без нужды причиняет кому-то страдания, впоследст­вии он тоже будет страдать. Эти страдания приходят в самом разном обличий, в том числе как экологический кризис. Тут можно возразить, что загрязнение окружающей среды обу­словлено повседневной деятельностью человека. Но объясни­те, почему, даже зная о последствиях, люди продолжают вести себя экологически безграмотно? Один из возможных ответов на этот вопрос — карма.

«Карма7. Тогда, — скажет кто-то, — докажите средствами науки, что этот закон существует». Что ж, логичнее всего ис­кать доказательства у тех, кто изучает феномен сознания.

Например, у лауреата Нобелевской премии, занимающе­гося исследованием мозга, Роджера Сперри. Он считает, что ученым пора расширить понимание причинно-следственных связей: «Мы должны признать существование... разных уров­ней и типов причинности, включая категории высшего по­рядка, такие как сила мысли и жизненная сила, то есть то, что материалистическая наука неизменно отвергает». Сперри го­ворит о «последовательности сознательных или подсознатель­ных процессов, имеющих свои высшие законы и динамику».2

В своем убеждении относительно необходимости рассмат­ривать сознание в свете высших законов Сперри не одинок. Его поддерживает другой нобелевский лауреат, датский фи­зик-атомщик Нильс Бор: «Каждый знает о существовании со­знания, хотя бы потому, что оно есть у нас самих. Таким об­разом, сознание должно быть частью природы, или, в более широком смысле, реальности. Из квантовой теории следует, что, помимо законов физики и химии, необходимо учитывать законы совсем иного свойства».3

В том же духе высказывается и физик Дэвид Бом: «Нужно всегда иметь в виду, что у окружающего мира может быть не­ограниченное количество еще не открытых нами особеннос­тей, качеств, систем, уровней и т.д., к которым приложимы не­известные нам законы».4

Одним из примеров таких «неизвестных нам» законов слу­жит закон кармы, неотъемлемая часть ведической философии Индии. Хотя Сперри, Бор и Бом не имели в виду собственно закон кармы, в общих чертах их слова с ним согласуются. Быв­ший профессор философии Массачусетского технологичес­кого института (США) Хастон Смит сказал о карме следующее: «Наука убедила Запад в важности причинных связей физичес­кого мира. Мы верим, что каждое физическое действие имеет причину и влечет за собой определенные последствия. Индия распространила эту концепцию всеобщей причинно-следст­венной связи на человеческую мораль и духовную жизнь».5 Мир движется к экологической катастрофе, и карма играет в этом не последнюю роль. Она порождается, в частности, не­оправданным убийством животных.

Карма и мясо

На земле ежедневно убивают миллионы животных. Люди от­казывают им в наличии сознания и праве прожить отпущен­ный природой срок.

К несчастью, многие ученые и философы отрицают созна­ние даже в человеке, что уж говорить о животных. И даже те, кто признает сознание в людях, склонны считать животных роботоподобными биологическими механизмами.

Но с такой постановкой вопроса согласны не все. Так, из­дательство Гарвардского университета опубликовало кни­гу Дональда Гриффина «Ум животных». Автор утверждает: «Согласен, логически опровергнуть тезис о том, что все жи­вотные — бездушные роботы, сложно, но этой неприятной дилеммы можно избежать, применив к животным тот же кри­терий разумной вероятности, который позволяет нам принять существование сознания в других людях».6

Как мы уже убедились, научные исследования состояний клинической смерти свидетельствуют о том, что сознание че­ловека способно действовать вне механизма физического тела. А это опровергает теорию которая гласит, что сознание суть функция мозга, проявляющаяся на определенном этапе его развития. Как ранее упоминалось, на санскрите субстанция сознания называется атмой, или душой. Если душа есть у че­ловека, разумно допустить, что она есть и у животных. Поэто­му убить животное так же преступно, как совершить убийст­во человека.

Но когда животных уничтожают миллионами, речь идет уже не просто о чувстве вины. Такое убийство влечет карми­ческие последствия, в том числе ухудшение экологической об­становки. Поэтому ахимса, ненасилие, которому учат многие традиции Востока, могла бы благоприятно сказаться на состоя­нии окружающей среды.

Наши рекомендации