Эмпирические доказательства существования атмы
Хотя приведенные выше доказательства существования души вполне логичны, можно все же спросить, а что на этот счет говорит наука. Разумеется, нематериальную субстанцию нелегко обнаружить с помощью эмпирических методов и материальных приборов. Этого никто и не ждет. И все же есть научные исследования, результаты которых говорят в пользу существования сознающего «я», способного находиться вне механизма физического тела.
Так, медицине известны многочисленные случаи «пребывания вне тела», или «клинической смерти». Такой опыт нередко получают пациенты, оказавшиеся в тяжелом состоянии в результате дорожно-транспортного происшествия, внезапного приступа болезни или хирургической операции. Например, кардиологические больные рассказывают, как они наблюдали сверху за своим лежащим на операционном столе телом, в то время как, согласно представлениям современной медицины, должны были бы находиться без сознания.
Конечно, в рассказах некоторых пациентов можно усомниться. Но есть и другие свидетельства, вполне заслуживающие доверия, ибо о них говорят уважаемые ученые. В том числе опытный кардиолог, профессор Медицинской школы Эморского университета в Атланте (США), доктор Майкл Сей-бом. Первоначально он был настроен весьма скептически, однако, проведя ряд исследований, изменил свою точку зрения.
В книге «Воспоминания о смерти: медицинское расследование» Сейбом приводит десятки документальных свидетельств пациентов, побывавших в критическом состоянии.
Например, один из опрошенных вспоминает: «Я шел через стоянку к своему автомобилю и... отключился. Не помню, как упал. Только вдруг — парю в воздухе. Такое странное ощущение. Вижу сверху свое тело и как к нему бегут люди, четверо или пятеро. Слышу и понимаю, о чем они говорят».3
Но ядро книги все же составляют подробно изученные свидетельства больных, переживших сердечный приступ. Сей-бом выделил две группы. Первая, из двадцати пяти человек, не сообщала ни о каком необычном опыте. Когда их попросили описать, что делали с ними врачи в клинике во время приступа, ни один не мог рассказать что-либо заслуживающее внимания.
Вторая группа, из тридцати двух больных, рассказала о необычных ощущениях во время приступа. Шесть пациентов обстоятельно описали действия врачей, хотя, теоретически, должны были в то время быть без сознания. А это значит, что они действительно находились вне тела и наблюдали за происходящим в операционной со стороны.
Сейбом пишет: «Если мозг действительно состоит из двух основных элементов, собственно „мозга" и „ума", то не может ли состояние клинической смерти провоцировать во многих случаях временное отсоединение ума от мозга?.. Судя по всему, да. Ведь только гипотеза о выходе из тела более-менее удовлетворительно объясняет имеющиеся в нашем распоряжении данные... Но что такое ум, отделившийся от мозга? Не та ли самая душа, которая, согласно некоторым религиозным доктринам, продолжает существовать после смерти тела? Вот основной вопрос, поднятый исследованием».4
Есть и другая категория научных свидетельств, подтверждающих, что наделенное сознанием человеческое «я» способно существовать отдельно от физического тела, а именно — воспоминания о прошлой жизни. Здесь мы снова вступаем в область, дающую много поводов для скепсиса. Тем не менее, нельзя игнорировать кропотливые исследования серьезных ученых, таких как профессор психиатрии Университета штата Виргиния (США) Ян Стивенсон. В своем всестороннем исследовании воспоминаний о прошлых жизнях Стивенсон сосредоточился прежде всего на рассказах детей, справедливо полагая, что они менее склонны к фальсификации, да и не имеют для этого достаточных средств. Профессор неоднок-
ратно убеждался в правдивости таких воспоминаний. Подчас ребенок рассказывал очень многое: где он жил, с кем общался, как выглядел.5
По данным Стивенсона, с 1983 года было зафиксировано 2500 случаев, когда люди вспоминали предыдущее рождение. Из них исследовательской группой Стивенсона изучены 881 и подтверждены 546. Другими словами, достоверными оказались 62% воспоминаний. Многие из этих последних приведены Стивенсоном в его четырехтомнике «Случаи реинкарнации», который был напечатан издательством «Юниверсити Пресс» в Виргинии.
Среди других ученых, проводивших похожие исследования, — доктор Питер Рамстер, психолог из университета в Сиднее (Австралия). Он изучал рассказы взрослых, которые вспоминали прошлую жизнь под гипнозом. В сопровождении независимых наблюдателей он привозил некоторых участников туда, где, по их словам, прошла их прошлая жизнь, и на месте убеждался в достоверности таких рассказов вплоть до мельчайших деталей.
Кроме описания прошлых жизней, Рамстер и Стивенсон встречались с явлением ксеноглоссии (спонтанного проявления под гипнозом знаний иностранного языка). Так, Стивенсон сообщает об американской домохозяйке, которая в состоянии гипноза бегло заговорила на старошведском диалекте, хотя за всю жизнь ни разу с этим языком не сталкивалась.6 Подобные факты дают основание предположить, что сознающее «я» могло прежде находиться в другом физическом теле и сохранило полученные в прошлой жизни навыки.
Но сегодня, под влиянием материалистической науки, отрицающей существование нематериального сознающего «я», люди склонны отождествлять себя исключительно с телом и умом и использовать материю для получения все новых чувственных удовольствий. Основанная на такой эксплуатации природы урбанистическая цивилизация наших дней и породила беспрецедентный по своим масштабам экологический кризис.
Из «Бхагавад-гиты» и других ведических писаний мы узнаем о том, что «я» живого существа отлично от физического тела. Но чтобы это знание не осталось сухой теорией, нужно заниматься йогой и медитацией (например, повторением мантры Харе Кришна). Это позволяет непосредственно ощу-
тить присутствие в теле сознающего «я». В «Науке самоосознания» Шрила Прабхупада по этому поводу говорит: «Если человек повторяет мантру Харе Кришна, он осознает, что не является материальным телом: „Я не принадлежу этому материальному телу или материальному миру. Я — душа, неотъемлемая духовная часть Всевышнего"».7
Таким образом, именно понимание различий между нашей временной материальной и истинной духовной природой — ключ к решению экологических проблем. Поэтому, чтобы не погубить планету, человек должен постичь науку о сознании, частью которой является знание о душе.
ЭКОЛОГИЯ И КАРМА
«Из квантовой теории следует, что, помимо законов физики и химии, необходимо учитывать законы совсем иного свойства»(1).
Нильс Бор,
лауреат Нобелевской премии в области физики
М |
ногие воспринимают экологическую проблему в чисто техническом ракурсе и ищут технических решений. Кое-кто признает этическую сторону вопроса. Но даже такие люди предлагают весьма поверхностные способы выхода из кризиса. Например, мобилизовать общественное мнение на борьбу с поведением, наносящим явный ущерб природе. На самом же деле требуется гораздо более глубокое понимание стоящих перед нами задач.
Согласно ведическим писаниям, помимо законов, известных современной науке, в мире действуют законы высшего порядка. Они управляют взаимоотношениями живых существ и обобщенно называются кармой. Веды описывают карму как цепочку действий и их последствий. Например, если человек без нужды причиняет кому-то страдания, впоследствии он тоже будет страдать. Эти страдания приходят в самом разном обличий, в том числе как экологический кризис. Тут можно возразить, что загрязнение окружающей среды обусловлено повседневной деятельностью человека. Но объясните, почему, даже зная о последствиях, люди продолжают вести себя экологически безграмотно? Один из возможных ответов на этот вопрос — карма.
«Карма7. Тогда, — скажет кто-то, — докажите средствами науки, что этот закон существует». Что ж, логичнее всего искать доказательства у тех, кто изучает феномен сознания.
Например, у лауреата Нобелевской премии, занимающегося исследованием мозга, Роджера Сперри. Он считает, что ученым пора расширить понимание причинно-следственных связей: «Мы должны признать существование... разных уровней и типов причинности, включая категории высшего порядка, такие как сила мысли и жизненная сила, то есть то, что материалистическая наука неизменно отвергает». Сперри говорит о «последовательности сознательных или подсознательных процессов, имеющих свои высшие законы и динамику».2
В своем убеждении относительно необходимости рассматривать сознание в свете высших законов Сперри не одинок. Его поддерживает другой нобелевский лауреат, датский физик-атомщик Нильс Бор: «Каждый знает о существовании сознания, хотя бы потому, что оно есть у нас самих. Таким образом, сознание должно быть частью природы, или, в более широком смысле, реальности. Из квантовой теории следует, что, помимо законов физики и химии, необходимо учитывать законы совсем иного свойства».3
В том же духе высказывается и физик Дэвид Бом: «Нужно всегда иметь в виду, что у окружающего мира может быть неограниченное количество еще не открытых нами особенностей, качеств, систем, уровней и т.д., к которым приложимы неизвестные нам законы».4
Одним из примеров таких «неизвестных нам» законов служит закон кармы, неотъемлемая часть ведической философии Индии. Хотя Сперри, Бор и Бом не имели в виду собственно закон кармы, в общих чертах их слова с ним согласуются. Бывший профессор философии Массачусетского технологического института (США) Хастон Смит сказал о карме следующее: «Наука убедила Запад в важности причинных связей физического мира. Мы верим, что каждое физическое действие имеет причину и влечет за собой определенные последствия. Индия распространила эту концепцию всеобщей причинно-следственной связи на человеческую мораль и духовную жизнь».5 Мир движется к экологической катастрофе, и карма играет в этом не последнюю роль. Она порождается, в частности, неоправданным убийством животных.
Карма и мясо
На земле ежедневно убивают миллионы животных. Люди отказывают им в наличии сознания и праве прожить отпущенный природой срок.
К несчастью, многие ученые и философы отрицают сознание даже в человеке, что уж говорить о животных. И даже те, кто признает сознание в людях, склонны считать животных роботоподобными биологическими механизмами.
Но с такой постановкой вопроса согласны не все. Так, издательство Гарвардского университета опубликовало книгу Дональда Гриффина «Ум животных». Автор утверждает: «Согласен, логически опровергнуть тезис о том, что все животные — бездушные роботы, сложно, но этой неприятной дилеммы можно избежать, применив к животным тот же критерий разумной вероятности, который позволяет нам принять существование сознания в других людях».6
Как мы уже убедились, научные исследования состояний клинической смерти свидетельствуют о том, что сознание человека способно действовать вне механизма физического тела. А это опровергает теорию которая гласит, что сознание суть функция мозга, проявляющаяся на определенном этапе его развития. Как ранее упоминалось, на санскрите субстанция сознания называется атмой, или душой. Если душа есть у человека, разумно допустить, что она есть и у животных. Поэтому убить животное так же преступно, как совершить убийство человека.
Но когда животных уничтожают миллионами, речь идет уже не просто о чувстве вины. Такое убийство влечет кармические последствия, в том числе ухудшение экологической обстановки. Поэтому ахимса, ненасилие, которому учат многие традиции Востока, могла бы благоприятно сказаться на состоянии окружающей среды.