Природоохранная деятельность в России
В нашей стране в разные периоды прилагались определенные усилия по охране природы. Законы по защите окружающей среды в СССР были приняты в 70—80-х годах XX в..
В 1991 г. принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Прежде всего он определяет принципы охраны
• окружающей среды:приоритет охраны жизни и здоровья человека,
•сочетание экономических и экологических интересов,
•рациональное использование природных ресурсов, гласность и
•открытость экологической информации и др.
Закон устанавливает права граждан в сфере охраны окружающей среды, основные правовые институты охраны природы, особо охраняемые природные территории, зоны чрезвычайной экологической обстановки, а также требования к различным видам деятельности, основы экологического контроля и образования, виды экологических правонарушений и ответственность за них. Закон содержит свод правил ее охраны в условиях хозяйственного развития и является, таким образом, Экологическим кодексом России. Задачи этого закона можно разделить три части:
•охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);
•предупреждение вредного воздействия хозяйственной и их деятельности;
•оздоровление окружающей среды и улучшение ее качеств
Ведущим принципом, направленным на решение этих задач, закон называет сочетание экологических и экономических интересов, научно обоснованное с точки зрения сохранения, а при необходимости и восстановления природной среды и здоровья человека. Это научно обоснованное сочетание должно устанавливать нормативы качества окружающей природной среды — предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического и т.д.), предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельно допустимые выбросы, сбросы вредных веществ, нормы радиационного и электромагнитного воздействия, шума, вибрации, нормы вредных остаточных веществ в продуктах питания и т.п. Чтобы обеспечить выполнение нормативов качества окружающей природной среды, закон формирует экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам и гражданам, которые несут ответственность за их неисполнение. Запрещается финансировать и реализовывать проекты и программы, не получившие положительного заключения государственной экологической экспертизы. В состав комиссии по приемке законченного строительства включаются представители органов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического контроля. Без их подписи объект не принимается. Закон устанавливает наложение крупного штрафа на членов приемочных комиссий за прием к эксплуатации объектов с нарушением экологических требований. Уголовный кодекс РФ допускает привлечение таких лиц к уголовной ответственности за халатность или злоупотребление служебным положением.
Впервые в нашем законодательстве в закон включен раздел, отражающий право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Реальными гарантиями этого права являются нормативы предельно допустимых вредных воздействий, система экологического контроля за их исполнением и ответственность за невыполнение. Закреплено право граждан и общественных экологических движений предоставлять экологическую информацию, участвовать в экологической экспертизе, требовать ее назначения, проводить митинги, демонстрации, обращаться в административные и судебные органы с заявлениями о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу. Сумма причиненного вреда взыскивается с причинителя, а если установить его невозможно, то за счет средств соответствующего государственного экологического фонда, т.е. в данном случае государство отвечает перед гражданином. В состав экономического механизма охраны окружающей среды закон включает две категории факторов: позитивные и негативные. Их цель — обеспечить экономический интерес природопользователя к ограничению вредного воздействия на природу. Позитивные факторы создают прямые экономические стимулы к охране природы и обеспечивают финансирование, кредитование льготы, уменьшенное налогообложение при внедрении экологи чески чистых технологий. Негативные факторы влияют на экономический интерес через изъятие части дохода в качестве платы пользование природными ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Различают два вида платежей за пользование природными ресурсами: один — за изъятие, потребление природного вещества второй — за сброс, выброс, размещение отходов производства в природной среде. Система экономического стимулирования дополняется в законе мерами административно-правового воздействия. К таким мерам закон относит экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пре сечения вредной деятельности, ответственности за экологические правонарушения. Экологический контроль представлен в трех фор мах: системой мониторинга окружающей среды, государственным контролем, производственным и общественным контролем.
Важную роль приобретают отраженные в законе принцип международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды, поскольку задачи экологического возрождения трансграничны и полноценно могут быть решены лишь усилиями всего мирового сообщества. Россия подписала ряд международных соглашений об охране окружающей среды. В последние годы в стране наблюдается усиление влияния местных органов власти и природоохранительных органов на работу промышленности.
В Москве, например, запрещено применять этилированный бензин. Московский комитет по охране природы с 1989 г. ввел кругло суточное дежурство экологической скорой помощи (тел. 952-72-881 задача которой оперативно реагировать на сообщения о загрязнении воздуха, воды или почвы. Более 150 экологически вредных пред приятии Москвы либо останавливались, либо были закрыты.