Платежи за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками
Передвижными объектами негативного воздействия считаются транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном и природном газе. Платежи осуществляются субъектом хозяйственной деятельности, на территории которого указанные объекты зарегистрированы.
Для того чтобы рассчитать плату, не нужно производить никаких измерений, для расчета требуется знать лишь вид израсходованного топлива и его количество, которое определяется по данным бухгалтерского учета.
Транспортные средства, изготовленные в РФ или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной сертификации (техосмотр). Транспортные и иные передвижные средства, выбросы от которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов
Приведем алгоритм расчета платы.
1. Определяется количество использованного топлива за квартал, например, по данным путевых листов, в которых ежедневно фиксируется расход горючего в литрах.
2. Литры переводятся в тонны, так как норматив платы установлен за тонну.
Для этого объем в литрах умножают на плотность топлива и делят на 1000.
Обычно данные о плотности нефтепродуктов указываются в накладной на их отпуск или в спецификациях к ней (эту информацию можно затребовать у продавца). Также можно воспользоваться соответствующими средними значениями для топлива:
Вид топлива | Плотность, грамм на сантиметр кубический. |
А-76, АИ-80 | 0,715 |
АИ-92 | 0,735 |
АИ-95 | 0,75 |
АИ-98 | 0,765 |
Разрешается применять упрощенную систему расчета плотности, если произведено ее согласование с органами Ростехнадзора, либо с налоговой инспекцией. Согласно этой системе, плотность сжиженного газа принимается как 0,6 тонн на метр кубический, плотность у дизельного топлива приравнивается к 0,84 тонн на метр кубический, а показатель плотности для бензина любой марки – порядка 0,75 тонны на метр кубический.
Если вы хотите более точных измерений бензина, используйте для расчетов плотность топлива из поступивших накладных. В этом случае в расчете плотности будет учитываться температура воздуха, отличная от стандартных 20 градусов Цельсия.
3. Объем в тоннах умножается на:
- норматив платы за тонну сжигаемого топлива
- коэффициент, учитывающий состояние атмосферного воздуха в зависимости от экономического района Кэ
- дополнительный коэффициент 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов;
- дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий
При использовании устройств нейтрализации для обезвреживания отработавших газов двигателей авто к платежам применяются понижающие коэффициенты: для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо, – 0,05, для остальных транспортных средств – 0,1. Транспортным компаниям, переходящим на альтернативные виды топлива, это следует взять на заметку.
При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива и т.д.)
Годовая плата за транспортное средство и другие передвижные источники составляет (в тыс. руб. за год за 1 транспортное средство):
- легковой автомобиль 2,7
- грузовой автомобиль и автобус с бензиновым ДВС 4,0
- автомобиль, работающий на газовом топливе 1,4
При этом ведется контроль соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации. Контроль осуществляется органами Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Российской транспортной инспекцией (Ространсинспекция, областное отделение – ул. Красноармейская 8), а также специальными органами, имеющими разрешение на проведение данного вида работ).
Данные о результатах проверок предоставляются в территориальные органиы Минприроды России.
Количество транспортных средств, подвергаемых контролю в выборке (реально по видам топлива) должно составлять не менее:
100% - для предприятий с числом ТС до 20 единиц;
50% - для предприятий с числом ТС до 50 единиц;
30% - для предприятий с числом ТС до 100 единиц;
20% - для предприятий с числом ТС до 500 единиц;
10% - для предприятий с числом ТС свыше 500 единиц.
Если в результате проверки доля ТС, не соответствующих нормативным требованиям, составляет более 90%, то для повышения достоверности результатов выборку рекомендуется увеличивать вдвое.