Особенности форм-ния н/с-мы РБ
Экономическая сущность налогов.
Н.-обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый гос-вом с орг-ций и ФЛ в республ. и/или местные бюджеты. С правовой т.зр. Н.-обязательный индивид. безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собств-ти, хоз. ведения, оперативного упр-ния ден. ср-в в республ. и/или местные бюджеты.
Соц.-экон. сущность, ф-ции и роль Н. опр-ется природой и задачами гос-ва, развитием товарно-ден. отношений и условиями воспр-ва.
Экон.природа:Специфич. черты Н.: безвозвратность, законодательный хар-р, обязательный хар-р, односторонний хар-р, индивидуально безвозмездный,
периодичность. По своей экон. природе Н. призваны: обеспечивать фин-ния гос.расходов; поддерживать соц. равновесие путем изменения соотнош-я м/у доходами отд. соц. групп с целью сглаживания неравенства м/у ними; обеспечивать гос. рег-ние эк-ки.
Сущность Н.:Экон. сущность Н. вытекает из сущности финансов. Исходным усл. возникновения фин-х отношений явл. созданный в сфере пр-ва прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в рез-те первичного распред-ния направляется на расширенное воспр-во израсходованной части ср-в пр-ва и раб. силы (кап-ла, труда, прир. рес-сов), другая – в доход гос-ва. Н. опр-ет сущностные черты гос. финансов и его осн. категории гос. бюджета. Н. взимаются с целью форм-ния гос. бюджета, из кот. фин-ются расходы на развитие эк-ки, соц.-культ. мероприятия, оборону, осущ-ется ф-ция упр-ния. Сущность Н. связана с тем, что гос-во, выражая интересы общ-ва в различных сферах деят-ти, вырабатывает и осущ-ет соотв. политику.
Функции налогов, общая характеристика.
Сущ-ть Н. проявляется ч/з ф-ции. Ф-ция Н. – проявл. его сущности в действии, способ выражения его св-в.
Функции:1.Фискальная.Проявл. в бесперебойном обеспечении гос-ва фин. рес-сами, необх. для осущ-ния его деят-ти.2.Экон.:а)стимулирующая. Означает, что можно побудить, поощрив или наказав. Проявл. в изменении объекта облож-я,↓ н/базы,↑ н/ставки. Реализуется ч/з систему льгот, исключений, преференций (= предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта облож-я. б)распределительная. Обесп. процесс перераспределения части чистого дохода и направление его части на расширенное вопр-во кап-ла, труда, прир. рес-сов, а др. его части- в бюджет гос-ва в форме Н. в)регулирующая. Проявл. в том, что Н. активно участвуют в перераспред. процессе, оказывают серьезное влияние на воспр-во, стимулируя или сдерживая его темп, усиливая или ослабляя накопление кап-ла, расширяя или ↓ платежесп. спрос нас.3.Контрольная. Способствует колич. и качеств. отражению хода распределит. процесса, позволяет контролировать полноту и своеврем. н/поступлений в бюджет, позволяет опр-ть необх. реформ-ния н/системы.3.Фискальная функция налогов и её характеристика.Эта функция основная, характерная для всех гос-в во все периоды существования. Проявл. в бесперебойном обеспечении гос-ва фин. рес-сами, необх. для осущ-ния его деят-ти. Это м/б ср-ва для фин-ния гос. программ, проведения соц. мероприятий в масштабах всего общ-ва, фин-ния расходов оборонного хар-ра, покрытия общих издержек гос. упр-ния.
Распределительная функция налогов и её характеристика.
Обесп. процесс перераспределения части чистого дохода и направление его части на расширенное вопр-во кап-ла, труда, прир. рес-сов, а др. его части- в бюджет гос-ва в форме Н.
Регулирующая функция налогов и её характеристика.
Проявл. в том, что Н. активно участвуют в перераспред. процессе, оказывают серьезное влияние на воспр-во, стимулируя или сдерживая его темп, усиливая или ослабляя накопление кап-ла, расширяя или ↓ платежесп. спрос нас. Регулирующая ф-ция реализуется ч/з мех-м налог. рег-ния, кот-ый вкл-ет совок-ть мер косв. воздействия гос-ва на развитие пр-ва путём изменения нормы изъятия дох-ов у орг-ций в бюджет, повышения или понижения общего уровня н/облож., предост-я налог. льгот, поощряющих деловую активность в отд. сферах предприним-ва или регионах страны. Т.обр, рег-щая ф-ция Н. одновременно имеет и стимулирующее значение.6.Контрольная функция налогов и её характеристика.Способствует колич. и качеств. отражению хода распределит. процесса, позволяет контролировать полноту и своеврем. н/поступлений в бюджет, позволяет опр-ть необх. реформ-ния н/системы.
Особенности форм-ния н/с-мы РБ.
Н/система-совок. Н., пошлин и сборов, устанавливаемых гос-вом и взимаемых с целью создания централизованного общегос. фонда фин-ых рес-сов, а также совок. принципов, способов, форм и методов их взимания.
Н/системы совр. гос-в- сложные экономико-правовые конструкции, преследующие гл. цель-обеспечение гос-ва необх. фин. рес-сами. Общим правилом для н/систем совр. гос-в явл. то, что Н. содержит след. эл-ты: субъект, объект, ист-к, единицу облож-я, н/ставку, н/льготы, н/период, н/база.
Способы взимания Н.:1.Кадастровый- исп-ние кадастра (реестр, кот. содержит перечень типовых объектов, классифицируемых по внешним признакам).2.Изъятие Н. до получения владельцем дохода (у ист-ка)-Н. исчисляется и удерживается бух-рией того ЮЛ, кот. выплачивает доход субъекту Н. (подох. Н. с з/п).3.Изъятие Н. после получения дохода (по декларации) – подача н/плат-ком в н/органы деклараций, т.е. офиц. заявления о получаемых им доходах.
Правовая основа н/системы РБ:1.Конституция РБ;2.ГК РБ;3.Н/кодекс РБ;
4.З-н о налогах и сборах, взим-х в бюджет РБ;5.З-н о бюджете на 2011г;6.З-ны о каждом конкретном Н. (о подох Н., об НДС и т.д.);7.Инструкции;
Особенности форм-ния н/системы РБ.Начало создания н/системы РБ связано с образованием суверенного гос-ва РБ. Н/система РБ создавалась по образцу европейских н/систем, включала схожие н/платежи и ориентировалась на европейские н/ставки по осн. видам Н. В течение 1992-2007гг. н/система РБ подвергалась многочисленным корректировкам при сохранении изначально заложенных принципов, методов и форм н/облож-я. Реформ-ние н/системы: ↓ н/ставок, расширение базы н/облож-я, соверш-ние методик уплаты Н. На совр. этапе н/с-ма приобрела такие важные черты, как устойчивость и стабильность функц-ния, выраженная направленность на стимулирование процессов воспр-ва.
Н/система РБ (по НК):1. Республ. Н. (НДС, акцизы, Н. на прибыль, подох. Н., эколог. Н., Н. на недвиж-ть, земельный Н., Н. с пользователей прир. рес-сами, Н. на им-во), сборы, пошлины (дорожные, таможенные, гербовый, оффшорный, консульский сборы, регистрационные и лицензионные сборы, патентные пошлины);2. Местные Н. (с продаж, за услуги, на рекламу), сборы (с пользователей);3. Особые режимы н/облож-я: н/облож-е в СЭЗ; упрощ. с-ма н/облож-я; Н. на игорный бизнес; Н. на лот. деят-ть; единый Н. с ИП и др. ФЛ; единый для пр-лей с/х продукции.Н/с-му хар-ют н/администрации. В РБ центр. н/ведомством явл Министерство по Н. и сборам, областные городские и районные н/инспекции.
Обобщающей хар-кой н/системы гос-ва явл. н/давление (гнет, бремя, пресс), опр-емое как соотношение общей ∑ н/платежей к ВВП.