Темы Практических занятий

№ п/п     Курс Тема занятия
Строение и функции растительной клетки. Препараты: кожица лука, хлоропласты в листе элодеи, хромопласты в мякоти плодов шиповника, кристаллы оксалата кальция в чешуе лука, крахмальные зерна в клубнях картофеля.
Растительные ткани. Образовательные ткани (меристемы). Покровные ткани. Проводящие ткани и проводящие пучки. Препараты: апекс побега, кончик корня, эпидерма герани, перидерма бузины, сосуды.
Морфология корня. Типы корней по происхождению. Корневые системы. Первичное и вторичное анатомическое строение корня. Анатомия корнеплодов. Препараты: корень ириса, корень тыквы, корень моркови, корень редьки, корень свеклы.
Морфология побега, метаморфозы побега. Анатомическое строение стебля однодольных растений. Вторичное анатомическое строение стебля двудольных травянистых и древесных растений. Препараты: стебель кукурузы, стебель тыквы, стебель льна, стебель кирказона, стебель липы.
Лист. Морфология листа. Метаморфозы. Анатомическое строение листа. Препараты: лист камелии, хвоинка сосны.
Морфология цветка. Части и члены цветка. Формула цветка. Соцветия: значение, классификация. Плод и семя. Образование, строение и классификация. Препараты: разрез завязи, пыльца на рыльце пестика.
7. Высшие споровые растения. Классификация, общая характеристика, чередование поколений и смена ядерных фаз (на примере мхов и папоротников). Семенные растения: отдел Голосеменные. Общая характеристика, строение, чередование поколений (на примере сосны обыкновенной), классификация, значение представители. Материал: гербарии, определители.
Методика определения видов покрытосеменных растений. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство Лютиковые. Общая характеристика. Представители. Значение.
Семейства: Розовые и Бобовые, Сельдерейные. Общая характеристика, представители значение. Материал: гербарии, определители.
Семейства: Пасленовые, Крестоцветные и Астровые. Материал: гербарии, определители.
  Семейства: Осоковые и Мятликовые (Злаковые) Материал: гербарии, определители.


Общие методические рекомендации

Ботаника в аграрном университете – теоретическая основа всех специальных дисциплин: растениеводства, луговодства, плодоводства, овощеводства и др. Однако разнообразие учебного материала ботаники вызывает затруднение в его освоении. Это требует от студента систематической и упорной самостоятельной работы. Самостоятельная работа студента – основная форма освоения программного материала. В связи с этим при освоении дисциплины рекомендуем придерживаться следующего плана:

· Подбор литературы, ее изучение, краткое конспектирование и составление ботанического словаря

· Выполнение заданий контрольной работы

· Сбор растений и их гербаризация

· Учебная работа в период сессии в вузе

Для лучшего усвоения и запоминания материала необходимо вести записи прочитанного и составлять словарь ботанических терминов. Словарь является важным средством организации и проверки самостоятельной работы, а также контролирующим, обучающим и справочным пособием при подготовке к зачету и экзамену. При изучении разделов «Анатомия и морфология растений» особое внимание в самостоятельной работе необходимо уделить рисункам. Систематическое выполнение морфологических и анатомических рисунков помогает лучше понять и запомнить внешнюю и внутреннюю структуру тканей и органов растения. Каждый рисунок должен иметь правильное название и подписи к его частям и деталям.

Методические указания к выполнению

Контрольной работы

Студент выполняет задания варианта, номер которого соответствует последней цифре личного шифра, обозначенной по горизонтали и предпоследней – по вертикали.

Весь программный материал разбит на 190 вопросов. Каждый вариант состоит из 8 вопросов, которые охватывают различные разделы курса.

· Перед выполнением контрольной работы необходимо проработать рекомендуемую учебную литературу.

· Повторить теоретический материал по конспектам прослушанных лекций.

· Ответить на вопросы, которые есть в конце каждого раздела учебника.

· Воспользоваться консультацией преподавателей кафедры по интересующим вопросам.

Преподаватели кафедры осуществляют консультативную помощь по любым вопросам, в том числе в уточнении названий видов растений и семейств.

ТАБЛИЦА ВОПРОСОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Пред пос-ледняя цифра Последняя цифра
 
9,30,66, 78, 112, 134,164, 176 6,32,53, 90, 114, 133,164 9,27,45 73,117 136,162 6,28,62, 69,115, 133,167   10,41,49 70,118, 138,162 9,29,67, 81,122, 142,164, 8,34,45, 85,121, 136,162, 8,31,46, 82,122, 141,167, 8,32,59, 81,122, 142,164, 7,37,49 79,119, 141,168,
8,41,42, 97,114, 139,166, 9,30,61 84,120, 141,163   6,27,43 89,122, 134,166 6,40,47, 95,112, 138,168   6,34,58, 87,117, 136,118, 6,37,44, 85,117, 141,166 3,31,45, 70,115, 133,168, 7,33,48, 100,116, 137,167, 2,31,68, 88,118, 142,162, 3,34, 54,95, 121,143 167,176  
5,31,50, 71,119, 143,168 2,38,51 76,116 138,163 3,37,45, 86,113, 136,163 1,31,59, 79,121, 135,162 1,33,57, 77,117, 134,163, 3,26,68, 90,114, 140,162, 3,31,68, 96,115, 140,166, 1,32,58, 98,112, 142,167, 2,30,43, 91,118, 142,162 1,38,59 70,122, 137,168
4,37,46, 83, 121 143,162, 4,27,50, 94,116 144,162 19,35, 63,92, 118,144 163,177 11,36 56,93, 115,125 162,176 25,30,60 72,113, 135,162, 5,39,57, 74,112, 134,163, 12,41, 54,75, 122,141 162,176 14,28, 56,86 119,138, 162,178 13,29 64,82, 113,140, 164,179 26,30, 43,97, 122,139 163,180
14,29,50 90,111, 131,156, 8,38,60, 85,105, 126,159 20,39, 63,101, 106,123 155,175 17,27 47,90, 107,125 144,163   24,34,61 91,102, 127,157,   18,41, 54,79, 103,128, 155,178 12,33, 68,83 107,122, 158,173 9,40,64, 98,109, 129,156, 24,34, 42,88, 110,132, 159,171 6,40, 42,92, 11,123, 158,172
15,41,61, 87, 111, 131,158, 26,38, 54,84, 109,123 156,173 25,33, 46,82, 104,125 159,170 6,33,67 100,105 130,155 3,32,48 69,108, 123,157, 22,38, 64,101, 112,126, 158,175 23,39, 61,79, 107,132, 155,174 10,40, 51,88, 104,127, 157,172 25,35, 49,92, 110,132, 160, 170 23,31, 64,96, 111,128 158,171
11.39.47. 99,103, 123,155, 15,37, 58,95, 111,131 156,170 7,36, 63,92, 108,125 159,191 15,29, 54,93, 106,126 160,171 17,29,44 69,103, 135,156, 21,36, 65,87, 104,124, 161,181 21,38, 48,85, 102,123, 157,171 18,35, 65,80, 111,130, 156,173 19,41, 54,95, 109,123, 159,174 10,27, 51,97, 108,128 159,170
19,28,43 69,110, 129,155 7,37,52 87,105, 129,154 16,32, 67,82, 102,123 156,169 11,35, 54,80, 110,127 158,172 20,32,65 90,105, 136,158 12,41, 51,96, 106,129, 159,173 17,39, 52,95, 107,128, 160,173 17,28, 52,95, 103,127, 161,175 15,41, 66,81, 110,131 160,169 15,40, 52,88, 109,123 159,174
26,32,48 83,116, 134,163 9,30,44, 69,117, 139,166 19,39, 52,89 112,134 161,179 20,36, 52,92, 113,146 164,177 21,35,66 85,115, 135,165, 8,39,66, 83,112, 136,166, 13,28, 62,87, 113,137, 168,177 18,33, 68,97, 118,146, 166,180 11,29, 42,70, 122,136, 166,181 7,30, 42,92, 119,140 164,179
15,28,49 80,119, 139,163, 16,41, 46,91, 181,137 116,180 5,35,48, 96,115 144,163, 21,41,49 89,131, 135,165, 20,36,53 95,117, 139,167, 17,32, 41,81 116,134, 168,180 10,41, 68,86, 129,137, 166,177 12,27, 43,78, 121,141 168,181 22,30, 44,81, 120,137, 163,180 18,30, 62,89, 181,140 164,179

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение

1. Что изучает ботаника? Разделы ботаники. Автотрофы и биосфера.

2.Значение растений в природе и жизни человека.

3. Растения, растительные ресурсы, их охрана.

Растительная клетка

4. Строение растительной клетки. Основные химические компоненты протопласта.

5. Прокариотическая и эукариотическая клетки. Состав протопласта эукариотической клетки.

6. Отличия растительной, животной и грибной клетки.

7. Продукты жизнедеятельности протопласта. Внутриклеточные включения.

8. Физическое состояние и химический состав цитоплазмы.

9. Понятие о биологической мембране, ее строение и функции. Плазмалемма, тонопласт, система внутренних мембран.

10. Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.

11.Типы пластид. Строение и специфические функции пластид, размножение и взаимопревращение.

12. Субмикроскопическое строение хлоропласта. Роль хлоропластов в жизни растений, животных и человека.

13. Форма, размеры, число ядер в клетках. Компоненты ядра, его физико-химические особенности.

14. Характеристика и выполняемые функции ядерной оболочки, нуклеоплазмы и хромосомно-ядрышкового комплекса.

15. Хромосомы, строение, химический состав. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.

16. Роль ядра в процессах жизнедеятельности клетки и передаче наследственной информации.

17. Способы деления клетки. Амитоз, митоз и мейоз.

18. Вакуоли и клеточный сок. Химический состав клеточного сока. Значение клеточного сока в процессах жизнедеятельности растений, использование человеком.

19. Пигменты пластид и клеточного сока, их биологическая роль.

20. Запасные питательные вещества, их локализация в клетках и органах растений.

21. Место образования и локализация крахмала в клетках и органах растений. Строение и типы крахмальных зерен.

22. Место образования и локализация белковых запасных веществ. Строение алейроновых зерен.

23. Образование и локализация жирных и эфирных масел в растительной клетке и органах растений.

24. Физиологически активные вещества клетки.

25. Клеточная стенка, ее образование, химический состав, структура и рост. Поры и плазмодесмы. Видоизменения клеточной стенки.

26. Вакуоли, их образование, состав клеточного сока. Функции вакуолей.

Растительные ткани

27. Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе. Классификация тканей.

28. Типы образовательных тканей (меристемы): апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые. Цитологическая характеристика образовательных тканей, их строение и функции. Значение для вегетативного размножения.

29. Типы покровных тканей: эпидерма, эпиблема, перидерма, корка, спермодерма (семенная кожура). Их краткая характеристика.

30. Особенности строения эпидермиса листа. Строение и механизм работы устьиц. Функции эпидермиса, значение волосков (трихом).

31. Эпиблема: строение расположение, функции.

32. Комплекс перидермы: образование, строение и функции. Строение и функции чечевичек. Использование пробки.

33. Корка: возникновение, строение и функции.

34. Типы основных тканей: водопоглащающая, фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная, водоносная. Расположение в органах, строение и функции.

35. Типы механических тканей: колленхима, склеренхима и склереиды. Расположение в органах, строение, функции. Использование механических тканей человеком.

36. Проводящие ткани: трахеиды, трахеи (сосуды), ситовидные трубки. Расположение в органах строение и функции. Онтогенез трахеи и ситовидной трубки.

37. Гистологические элементы ксилемы (древесины): функции ксилемы. Вещества, передвигающиеся по ксилеме.

38. Гистологические элементы флоэмы (луба), расположение в органах, функции. Вещества, передвигающиеся по флоэме.

39. Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.

40. Структуры выделительных тканей внутренней секреции: млечники членистые и нечленистые. Схизогенные и лизигенные вместилища. Функции.

41. Структуры выделительных тканей внешней секреции: железистые волоски (трихомы), гидатоды, нектарники, осмофоры. Их строение и функции.

Наши рекомендации