Темы Практических занятий
№ п/п | Курс | Тема занятия |
Строение и функции растительной клетки. Препараты: кожица лука, хлоропласты в листе элодеи, хромопласты в мякоти плодов шиповника, кристаллы оксалата кальция в чешуе лука, крахмальные зерна в клубнях картофеля. | ||
Растительные ткани. Образовательные ткани (меристемы). Покровные ткани. Проводящие ткани и проводящие пучки. Препараты: апекс побега, кончик корня, эпидерма герани, перидерма бузины, сосуды. | ||
Морфология корня. Типы корней по происхождению. Корневые системы. Первичное и вторичное анатомическое строение корня. Анатомия корнеплодов. Препараты: корень ириса, корень тыквы, корень моркови, корень редьки, корень свеклы. | ||
Морфология побега, метаморфозы побега. Анатомическое строение стебля однодольных растений. Вторичное анатомическое строение стебля двудольных травянистых и древесных растений. Препараты: стебель кукурузы, стебель тыквы, стебель льна, стебель кирказона, стебель липы. | ||
Лист. Морфология листа. Метаморфозы. Анатомическое строение листа. Препараты: лист камелии, хвоинка сосны. | ||
Морфология цветка. Части и члены цветка. Формула цветка. Соцветия: значение, классификация. Плод и семя. Образование, строение и классификация. Препараты: разрез завязи, пыльца на рыльце пестика. | ||
7. | Высшие споровые растения. Классификация, общая характеристика, чередование поколений и смена ядерных фаз (на примере мхов и папоротников). Семенные растения: отдел Голосеменные. Общая характеристика, строение, чередование поколений (на примере сосны обыкновенной), классификация, значение представители. Материал: гербарии, определители. | |
Методика определения видов покрытосеменных растений. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство Лютиковые. Общая характеристика. Представители. Значение. | ||
Семейства: Розовые и Бобовые, Сельдерейные. Общая характеристика, представители значение. Материал: гербарии, определители. | ||
Семейства: Пасленовые, Крестоцветные и Астровые. Материал: гербарии, определители. | ||
Семейства: Осоковые и Мятликовые (Злаковые) Материал: гербарии, определители. |
Общие методические рекомендации
Ботаника в аграрном университете – теоретическая основа всех специальных дисциплин: растениеводства, луговодства, плодоводства, овощеводства и др. Однако разнообразие учебного материала ботаники вызывает затруднение в его освоении. Это требует от студента систематической и упорной самостоятельной работы. Самостоятельная работа студента – основная форма освоения программного материала. В связи с этим при освоении дисциплины рекомендуем придерживаться следующего плана:
· Подбор литературы, ее изучение, краткое конспектирование и составление ботанического словаря
· Выполнение заданий контрольной работы
· Сбор растений и их гербаризация
· Учебная работа в период сессии в вузе
Для лучшего усвоения и запоминания материала необходимо вести записи прочитанного и составлять словарь ботанических терминов. Словарь является важным средством организации и проверки самостоятельной работы, а также контролирующим, обучающим и справочным пособием при подготовке к зачету и экзамену. При изучении разделов «Анатомия и морфология растений» особое внимание в самостоятельной работе необходимо уделить рисункам. Систематическое выполнение морфологических и анатомических рисунков помогает лучше понять и запомнить внешнюю и внутреннюю структуру тканей и органов растения. Каждый рисунок должен иметь правильное название и подписи к его частям и деталям.
Методические указания к выполнению
Контрольной работы
Студент выполняет задания варианта, номер которого соответствует последней цифре личного шифра, обозначенной по горизонтали и предпоследней – по вертикали.
Весь программный материал разбит на 190 вопросов. Каждый вариант состоит из 8 вопросов, которые охватывают различные разделы курса.
· Перед выполнением контрольной работы необходимо проработать рекомендуемую учебную литературу.
· Повторить теоретический материал по конспектам прослушанных лекций.
· Ответить на вопросы, которые есть в конце каждого раздела учебника.
· Воспользоваться консультацией преподавателей кафедры по интересующим вопросам.
Преподаватели кафедры осуществляют консультативную помощь по любым вопросам, в том числе в уточнении названий видов растений и семейств.
ТАБЛИЦА ВОПРОСОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Пред пос-ледняя цифра | Последняя цифра | |||||||||
9,30,66, 78, 112, 134,164, 176 | 6,32,53, 90, 114, 133,164 | 9,27,45 73,117 136,162 | 6,28,62, 69,115, 133,167 | 10,41,49 70,118, 138,162 | 9,29,67, 81,122, 142,164, | 8,34,45, 85,121, 136,162, | 8,31,46, 82,122, 141,167, | 8,32,59, 81,122, 142,164, | 7,37,49 79,119, 141,168, | |
8,41,42, 97,114, 139,166, | 9,30,61 84,120, 141,163 | 6,27,43 89,122, 134,166 | 6,40,47, 95,112, 138,168 | 6,34,58, 87,117, 136,118, | 6,37,44, 85,117, 141,166 | 3,31,45, 70,115, 133,168, | 7,33,48, 100,116, 137,167, | 2,31,68, 88,118, 142,162, | 3,34, 54,95, 121,143 167,176 | |
5,31,50, 71,119, 143,168 | 2,38,51 76,116 138,163 | 3,37,45, 86,113, 136,163 | 1,31,59, 79,121, 135,162 | 1,33,57, 77,117, 134,163, | 3,26,68, 90,114, 140,162, | 3,31,68, 96,115, 140,166, | 1,32,58, 98,112, 142,167, | 2,30,43, 91,118, 142,162 | 1,38,59 70,122, 137,168 | |
4,37,46, 83, 121 143,162, | 4,27,50, 94,116 144,162 | 19,35, 63,92, 118,144 163,177 | 11,36 56,93, 115,125 162,176 | 25,30,60 72,113, 135,162, | 5,39,57, 74,112, 134,163, | 12,41, 54,75, 122,141 162,176 | 14,28, 56,86 119,138, 162,178 | 13,29 64,82, 113,140, 164,179 | 26,30, 43,97, 122,139 163,180 | |
14,29,50 90,111, 131,156, | 8,38,60, 85,105, 126,159 | 20,39, 63,101, 106,123 155,175 | 17,27 47,90, 107,125 144,163 | 24,34,61 91,102, 127,157, | 18,41, 54,79, 103,128, 155,178 | 12,33, 68,83 107,122, 158,173 | 9,40,64, 98,109, 129,156, | 24,34, 42,88, 110,132, 159,171 | 6,40, 42,92, 11,123, 158,172 | |
15,41,61, 87, 111, 131,158, | 26,38, 54,84, 109,123 156,173 | 25,33, 46,82, 104,125 159,170 | 6,33,67 100,105 130,155 | 3,32,48 69,108, 123,157, | 22,38, 64,101, 112,126, 158,175 | 23,39, 61,79, 107,132, 155,174 | 10,40, 51,88, 104,127, 157,172 | 25,35, 49,92, 110,132, 160, 170 | 23,31, 64,96, 111,128 158,171 | |
11.39.47. 99,103, 123,155, | 15,37, 58,95, 111,131 156,170 | 7,36, 63,92, 108,125 159,191 | 15,29, 54,93, 106,126 160,171 | 17,29,44 69,103, 135,156, | 21,36, 65,87, 104,124, 161,181 | 21,38, 48,85, 102,123, 157,171 | 18,35, 65,80, 111,130, 156,173 | 19,41, 54,95, 109,123, 159,174 | 10,27, 51,97, 108,128 159,170 | |
19,28,43 69,110, 129,155 | 7,37,52 87,105, 129,154 | 16,32, 67,82, 102,123 156,169 | 11,35, 54,80, 110,127 158,172 | 20,32,65 90,105, 136,158 | 12,41, 51,96, 106,129, 159,173 | 17,39, 52,95, 107,128, 160,173 | 17,28, 52,95, 103,127, 161,175 | 15,41, 66,81, 110,131 160,169 | 15,40, 52,88, 109,123 159,174 | |
26,32,48 83,116, 134,163 | 9,30,44, 69,117, 139,166 | 19,39, 52,89 112,134 161,179 | 20,36, 52,92, 113,146 164,177 | 21,35,66 85,115, 135,165, | 8,39,66, 83,112, 136,166, | 13,28, 62,87, 113,137, 168,177 | 18,33, 68,97, 118,146, 166,180 | 11,29, 42,70, 122,136, 166,181 | 7,30, 42,92, 119,140 164,179 | |
15,28,49 80,119, 139,163, | 16,41, 46,91, 181,137 116,180 | 5,35,48, 96,115 144,163, | 21,41,49 89,131, 135,165, | 20,36,53 95,117, 139,167, | 17,32, 41,81 116,134, 168,180 | 10,41, 68,86, 129,137, 166,177 | 12,27, 43,78, 121,141 168,181 | 22,30, 44,81, 120,137, 163,180 | 18,30, 62,89, 181,140 164,179 |
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Введение
1. Что изучает ботаника? Разделы ботаники. Автотрофы и биосфера.
2.Значение растений в природе и жизни человека.
3. Растения, растительные ресурсы, их охрана.
Растительная клетка
4. Строение растительной клетки. Основные химические компоненты протопласта.
5. Прокариотическая и эукариотическая клетки. Состав протопласта эукариотической клетки.
6. Отличия растительной, животной и грибной клетки.
7. Продукты жизнедеятельности протопласта. Внутриклеточные включения.
8. Физическое состояние и химический состав цитоплазмы.
9. Понятие о биологической мембране, ее строение и функции. Плазмалемма, тонопласт, система внутренних мембран.
10. Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.
11.Типы пластид. Строение и специфические функции пластид, размножение и взаимопревращение.
12. Субмикроскопическое строение хлоропласта. Роль хлоропластов в жизни растений, животных и человека.
13. Форма, размеры, число ядер в клетках. Компоненты ядра, его физико-химические особенности.
14. Характеристика и выполняемые функции ядерной оболочки, нуклеоплазмы и хромосомно-ядрышкового комплекса.
15. Хромосомы, строение, химический состав. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.
16. Роль ядра в процессах жизнедеятельности клетки и передаче наследственной информации.
17. Способы деления клетки. Амитоз, митоз и мейоз.
18. Вакуоли и клеточный сок. Химический состав клеточного сока. Значение клеточного сока в процессах жизнедеятельности растений, использование человеком.
19. Пигменты пластид и клеточного сока, их биологическая роль.
20. Запасные питательные вещества, их локализация в клетках и органах растений.
21. Место образования и локализация крахмала в клетках и органах растений. Строение и типы крахмальных зерен.
22. Место образования и локализация белковых запасных веществ. Строение алейроновых зерен.
23. Образование и локализация жирных и эфирных масел в растительной клетке и органах растений.
24. Физиологически активные вещества клетки.
25. Клеточная стенка, ее образование, химический состав, структура и рост. Поры и плазмодесмы. Видоизменения клеточной стенки.
26. Вакуоли, их образование, состав клеточного сока. Функции вакуолей.
Растительные ткани
27. Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе. Классификация тканей.
28. Типы образовательных тканей (меристемы): апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые. Цитологическая характеристика образовательных тканей, их строение и функции. Значение для вегетативного размножения.
29. Типы покровных тканей: эпидерма, эпиблема, перидерма, корка, спермодерма (семенная кожура). Их краткая характеристика.
30. Особенности строения эпидермиса листа. Строение и механизм работы устьиц. Функции эпидермиса, значение волосков (трихом).
31. Эпиблема: строение расположение, функции.
32. Комплекс перидермы: образование, строение и функции. Строение и функции чечевичек. Использование пробки.
33. Корка: возникновение, строение и функции.
34. Типы основных тканей: водопоглащающая, фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная, водоносная. Расположение в органах, строение и функции.
35. Типы механических тканей: колленхима, склеренхима и склереиды. Расположение в органах, строение, функции. Использование механических тканей человеком.
36. Проводящие ткани: трахеиды, трахеи (сосуды), ситовидные трубки. Расположение в органах строение и функции. Онтогенез трахеи и ситовидной трубки.
37. Гистологические элементы ксилемы (древесины): функции ксилемы. Вещества, передвигающиеся по ксилеме.
38. Гистологические элементы флоэмы (луба), расположение в органах, функции. Вещества, передвигающиеся по флоэме.
39. Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.
40. Структуры выделительных тканей внутренней секреции: млечники членистые и нечленистые. Схизогенные и лизигенные вместилища. Функции.
41. Структуры выделительных тканей внешней секреции: железистые волоски (трихомы), гидатоды, нектарники, осмофоры. Их строение и функции.