Тема 1-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)

Основные дидактические единицы, изучаемые в курсе КСЕ

N ДЕ Наименование дидактической единицы ГОС N задания Тема задания
Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира Научный метод познания
Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)
Развитие представлений о материи
Развитие представлений о движении
Развитие представлений о взаимодействии
Пространство, время, симметрия Принципы симметрии, законы сохранения
Эволюция представлений о пространстве и времени
Специальная теория относительности
Общая теория относительности
Структурные уровни и системная организация материи Микро-, макро-, мегамиры
Структуры микромира
Химические системы
Особенности биологического уровня организации материи
Порядок и беспорядок в природе Динамические и статистические закономерности в природе
Концепции квантовой механики
Принцип возрастания энтропии
Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма
Панорама современного естествознания Космология (мегамир)
Геологическая эволюция
Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем)
Эволюция живых систем
История жизни на Земле и методы исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем)
Генетика и эволюция
Биосфера и человек Экосистемы (многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости живых систем)
Биосфера
Человек в биосфере
Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)

Содержание ДЕ

Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Тема 1-01-01. Научный метод познания

Методология

Свойства научного знания:

- объективность

- достоверность

- точность

- системность

Эмпирическое познание (происходит накопление эмпирического материала (научные факты, эмпирические обобщения), преобладает чувственное познание) и теоретическое познание (на этом уровне происходит выявление законов, преобладает рациональное познание. Формы теоретического знания: проблема, гипотеза, теория)

Методы научного познания:

- наблюдение (чувственное отражение явлений)

- измерение (определение количественных значений свойств объектов с помощью приборов)

- индукция (получение общего вывода на основе частных посылок)

- дедукция (получение частных выводов на основе общих положений)

- анализ (разделение объекта на части)

- синтез (соединение частей объекта, познание его в единстве и взаимосвязи частей)

- абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств объекта)

- моделирование (изучение с помощью модели)

- эксперимент (активное, строго контролируемое воздействие исследователя на объект)

Гипотеза

Требования к научным гипотезам:

- соответствие эмпирическим фактам

- проверяемость (принципы верификации (эмпирическая подтверждаемость) и фальсификации (эмпирическая опровергаемость))

Научная теория (система законов, объясняющая явления в определенной области действительности)

Область применимости теории

Принцип соответствия (новая научная теория содержит в себе в качестве частного случая старую теорию, справедливость которой установлена экспериментально)

Тема 1-01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук (физика, химия, биология, астрономия, география, геология, экология)

Дифференциация наук (разделение наук на отдельные дисциплины)

Интеграция наук (объединение наук)

Гуманитарные науки (науки об обществе и человеке)

Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической:

- субъективность знания

- нестрогий образный язык

- интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов

- сложность (или невозможность) верификации и фальсификации

Математика как язык естествознания

Псевдонаука как имитация научной деятельности (астрология, уфология, парапсихология, биоэнергетика)

Отличительные признаки псевдонауки:

- фрагментарность

- некритический подход к исходным данным

- невосприимчивость к критике

- отсутствие общих законов

- неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных

Тема 1-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)

Научная (исследовательская) программа (серия сменяющих друг друга теорий, объединенных основополагающими принципами)

Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира

Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию)

Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте

Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте

Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ

Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук

Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:

- о материи

- о движении

- о взаимодействии

- о пространстве и времени

- о причинности, закономерности и случайности

- о космологии (общем устройстве и происхождении мира)

Натурфилософская картина мира Аристотеля (геоцентризм)

Научные картины мира: механическая (17 в.), электромагнитная (19 в.), неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная

Наши рекомендации