Спеціальне водокористування. Поняття, види та правове забезпечення
Специальное водопользование - это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ иззворотнимы водами с применением каналов.
Специальное водопользование осуществляется юридическими и физическими особаминасамперед для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других государственных и общественных нужд.
Не относятся к специальному водопользованию: пропуск воды через гидроузлы (кроме гидроэнергетических); подача (перекачивание) воды водопользователям в маловодные регионы; устранения вредного действия вод (подтопление, засоление, заболачивание); использование подземных вод для изъятия полезных компонентов; изъятие воды из недр вместе с добычей полезных ископаемых; выполнение строительных, дноуглубительных и взрывных работ; добычи полезных ископаемых и водных растений; прокладка трубопроводов и кабелей; проведение буровых, геологоразведочных работ; другие работы, которые выполняются без забора воды и сброса сточных вод.
Статья 49. Право на осуществление специального водопользования. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешения. Разрешение на специальное водопользование выдается:
Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями - используется водиводних объектов общегосударственного значения;
органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами по согласованию с Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями - в случае использования воды водных объектов местного значения.
Выдача разрешения на специальное водопользование осуществляется по клопотаннямводокористувача с обоснованием потребности в воде, согласованным с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам водного хозяйства, - в случае використанняповерхневих вод, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, - в случае использования подземных вод и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, - в случае использования водных объектов, отнесенных к категории лечебных.
Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водокористуваннязатверджується КМУ.
В разрешении на специальное водопользование устанавливаются лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сброса загрязняющих веществ. При настаннямаловоддя эти лимиты могут быть уменьшены специально уполномоченными государственными органами без корректирования разрешения на специальное водопользование. Специальное водопользование является платным.
Правовий режим водоохоронних зон та прибережних захисних смуг.
Водоохранные зоны
Для создания благоприятного режима водных объектов, предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, уничтожение околоводных растений и животных, а также уменьшения колебаний стока вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов устанавливаются водоохранные зоны.
Водоохранная зона является природоохранной территорией хозяйственной деятельности, регулируется.
На территории водоохранных зон запрещается:1) использование устойчивых и сильнодействующих пестицидов; 2) устройство кладбищ, скотомогильников, свалок, полей фильтрации; 3) сброс неочищенных сточных вод, используя рельеф местности (балки, низовья, карьеры и т.п.), а также в ручейки.
Внешние границы водоохранных зон определяются по специально разработанным проектам.
Порядок определения размеров и границ водоохранных зон и режима ведения хозяйственной деятельности в них устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов обязаны доводить до сведения населения, всех заинтересованных организаций решения относительно границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также водоохранного режима, который действует на этих территориях.
Контроль за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением режима использования их территорий осуществляется исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.