Ассортимент, свойства и применение автомобильных и авиационных бензинов
Лекция 5
Бензины предназначены для поршневых авиационных (индекс Б) и автомобильных (индекс А) двигателей с воспламенением от искры.
Общими, оказывающими наиболее существенное влияние на эксплуатационные характеристики, свойствами бензинов являются:
• испаряемость;
• детонационная стойкость;
• химическая стабильность;
• совместимость с материалами;
• прокачиваемость;
• теплота сгорания.
Детонационная стойкость - свойство, определяющее способность бензина сгорать без взрыва в двигателе с искровым зажиганием паровой фазы рабочей смеси.
Показателем детонационной стойкости является октановое число (О.Ч.), равное содержанию в объемных процентах изооктана в смеси с нормальным гептаном, эквивалентной по детонационной стойкости топливу, испытываемому в нормальных условиях. Октановое число указывается в марке бензина после буквенного индекса.
В зависимости от условий и режимов испытаний различают моторный метод определения О.Ч. (ОЧМ - ГОСТ 511, ASTM D 2700) и исследовательский метод определения О.Ч. (ОЧИ - ГОСТ 8226, ASTM D 2699). Обычно ОЧИ-ОЧМ=2+12. Чем выше эта разность, называемая чувствительностью бензина, тем выше детонационная способность на неустановившихся режимах работы двигателя.
Присутствие в маркировке бензина буквы "И" означает, что значение О.Ч. определено исследовательским методом (например, АИ-95).
Концентрация тетраэтилсвинца (ТЭС) Рb(С2Н5)4 или, этиловой жидкости, добавляемой в бензин в качестве антидетонатора, является важным показателем экологичности бензина, учитывая высокую токсичность ТЭС. Измеряется в относительных единицах - граммах йодистого свинца на килограмм испытуемого продукта, г/кг.
Бензины, содержащие ТЭС, окрашены. В ряде стран, крупных городах и курортных зонах запрещено использование этилированных бензинов.
Фракционный состав топлив оказывает большое влияние на полноту их сгорания и во многом определяет такие эксплуатационные свойства как запуск двигателя, время прогрева, образование паровых пробок и обледенений в карбюраторе, приемистость двигателя, расход топлива, мощность двигателя, расход масла, образование углеродистых отложений, износ трущихся деталей.
Фракционный состав определяется путем перегонки (дистилляции) при атмосферном давлении по ГОСТ 2177 и оценивается температурами начала и конца перегонки.
Давление насыщенных паров - это давление пара, находящегося в равновесии с жидкостью при данной температуре. Чем выше давление насыщенных паров топлива, тем лучше пусковые качества бензина, больше опасность образования паровых пробок в двигателе, интенсивнее испаряемость при хранении, выше пожароопасность. Единицы измерения - Па или мм рт. ст.
Давление насыщенных паров для автобензинов - до 9,33 104 Па, для авиабензинов - до 4,8 104 Па, дизельного топлива -0,08 104ч-0,13 104 Яо, для осветительного керосина - 0,27 104 Па.
Пусковые свойства бензинов ухудшаются с понижением давления их насыщенных паров, при малой концентрации паров бензина в рабочей зоне запуск двигателя становится невозможным.
Давление насыщенных паров определяется по методу стандартов - ГОСТ 1756, ASTM D 323, JP 69, DIN 51754.
В зависимости от значения давления насыщенных паров и с учетом климатических особенностей нашей страны бензины подразделяются на два вида:
• летний (до 66661 Па) - для применения во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля по 1 октября (в южных районах применение летнего бензина допускается в течение всего года);
• зимний (от 66661 Па до 93325 Па) - для применения в северных и северо-восточных районах в течение года и во всех остальных районах с 1 октября по 1 апреля.
Давление насыщенных паров и фракционный состав могут существенно отличаться для разных бензинов.
От содержания в бензине легкокипящих фракций зависит его физическая стабильность, т.е. склонность к потерям от испарения. Наибольшие потери имеют бензины, содержащие в своем составе низкокипящие углеводороды: бутаны, изопентан.
Высокая испаряемость бензина может стать причиной обледенения карбюратора.
Кислотность характеризует общее содержание в нефтепродуктах органических кислот и кислых соединений, наличие которых в бензине приводит к ускоренному износу деталей из цветных металлов (кроме алюминиевых): вкладышей подшипников, втулок и т.д., отложениям и нагарам в камере сгорания, на клапанах, насосах-форсунках и т.д.
Кислотность нефтепродуктов определяют по методу ГОСТ 5985, ASTM D 974 и JP 1/64, основанному на реакции нейтрализации органических кислот спиртовым раствором щелочи.
Химическая стабильность характеризует способность бензина сохранять свои свойства и состав при длительном хранении, перекачке, транспортировании или при нагревании впускной системы двигателя. Химическая стабильность бензинов определяется скоростью реакции окисления, которая зависит от условий процесса и строения окисляемых углеводородов. Наибольшей склонностью к окислению обладают бензины термического крекинга, коксования, пиролиза, каталитического крекинга, а бензины каталитического риформинга, прямогонные бензины, алкилбензины химически стабильны.
Теплота сгорания во многом определяет мощностные и экономические показатели работы двигателя. Чем выше теплота сгорания, тем меньше удельный расход топлива и больше дальность пробега.