Ядерные силы за кадром

Основные ядерно-оружейные проблемы давно нуждаются в совместном пристальном внимании военной науки и аналитиков ядерного оружейного комплекса. К сожалению, знакомство с материалами конференции АВН в изложении "НВО" лишний раз доказывает, что наши тревоги отнюдь не беспочвенны. Так, среди основных вопросов, рассмотренных Академией, вопрос "Роль ядерного оружия и условия его применения" был поставлен на десятую позицию. Причем вызывает недоумение не только место в очереди "приоритетов", но и его формулировка.

По нашему мнению, перед военной мыслью необходимо ставить, прежде всего, задачу выявления и исследования не столько условий применения ядерного оружия, сколько создания положения, при котором количество и качество российских СЯС исключает реальное применение нашего ЯО в силу обеспечения его исключительно высоких сдерживающих свойств и качеств.

Теоретически оценивать целесообразность и допустимость реального применения "ядерного фактора" в каких-то гипотетических ситуациях необходимо. Например, можно было бы проанализировать возможный эффект от единичного "демонстрационного" предупредительного ядерного удара по заранее объявленной пустынной области территории агрессора (безотносительно - ядерной или неядерной страны) на начальной стадии агрессии. Но само понятие "условия применения ЯО" настолько деликатно, что вряд ли допустимо соединять его с понятием "роль ядерного оружия" в перечне основных тем теоретической конференции.

Удивляет и то, что среди государственных структур, на деятельность которых обратила внимание Академия военных наук, есть ФПС, МВД, ФАПСИ даже МЧС, а ведущее, основополагающее, фундаментальное оборонное ведомство - Минатом России - по всей видимости, входит в число "других ведомств, которые решают оборонные задачи". Выходит, "святая святых" национальной безопасности, о которой не раз говорил президент Российской Федерации, светилами теоретической военной мысли задвигается на задворки?

Выступление главкома РВСН генерал-полковника Владимира Яковлева на конференции с содокладом по проблемам "ядерного щита" ситуацию выправляет мало. Тем более что, если судить по тезисному изложению доклада, главком вскрыл далеко не все насущнейшие проблемы, как ядерного оружейного комплекса, так и самих СЯС.

Обратимся к еще одной из мыслей доклада генерала армии Гареева: "Важно понять, что сторона, исповедующая в основном только оборону, обречена на поражение". На наш взгляд, несмотря на все предыдущие констатации этого же доклада о новых типах войн, данный тезис проникнут духом Клаузевица, а не ядерной эпохи.

Долгие века последним доводом не только королей, но и государств оказывался тот, который использовали Ришелье и Людовик XIII под Ла-Рошелью, где впервые на пушках было выбито "Ultima ratio rex" - "Последний довод короля". Во второй половине двадцатого века ядерное оружие изменило это положение. Впервые мощнейшие средства, созданные, казалось бы, для войны, стали "вооружениями" в кавычках. В кавычках, поскольку ядерные державы утратили возможность использовать его и любое другое оружие в реальной войне друг против друга. А утратили они эту возможность только потому, что взаимно имеют ЯО.

Самые совершенные "пушки" ядерной эпохи - стратегические системы ЯО - остались по-прежнему последним доводом народов. Но таким уникальным доводом, после напоминания о котором не разражается война, а сохраняется мир.

Россия, сохранившая и укрепившая не "господство в воздухе" и не "способность к локальным войнам", а свой ядерный статус, вполне может позволить себе исповедовать в обозримом будущем военную доктрину от обороны. Отыскивать свое место не в грядущих внешних империалистических войнах, а думать о "ядерных" путях, уводящих нас от них, - это и есть тот категорический теоретический императив, который действительно необходим России.

Глава II
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСЛЕ ЧЕРНОБЫЛЯ

КЛИН КЛИНОМ ВЫШИБАЮТ

Евтерев Л.С., -
доктор технических наук, профессор, советник Российской инженерной академии,
главный научный сотрудник Центрального физико-технического института МОРФ.

Клименко В.Н., -
кандидат технических наук, профессор Академии военных наук,
заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал-майор.

Коробушин В.В., -
доктор военных наук, профессор, лауреат Ленинской премии СССР, первый вице-президент АВН, генерал-полковник.

Лоборев В.М., -
доктор технических наук, профессор, действительный член АВН и РИА,
лауреат Государственной премии СССР и премии правительства РФ, заслуженный деятель науки РФ,
заместитель начальника Центра стратегических исследований МЧС России, генерал-майор.

Лоборев В.М., -
доктор технических наук, профессор, действительный член АВН и РИА,
лауреат Государственной премии СССР и премии правительства РФ, заслуженный деятель науки РФ,
заместитель начальника Центра стратегических исследований МЧС России, генерал-майор.

Паншин А.А., -
кандидат технических наук,
заместитель начальника отдела Центрального физико-технического института МО РФ,подполковник.

ЭКСПЕРТИЗА

Проблема надежной изоляции радиоактивных материалов по мере роста масштабов ядерной энергетики и развития оборонных программ приобрела особенную остроту в той ее части, которая относится к материалам, не подлежащим дальнейшему использованию, т.е. к радиоактивным отходам. В данной категории материалов наибольшей опасностью и сложностью обращения с ними характеризуются высокоактивные отходы (ВАО). К ним относятся отработавшее топливо ядерных реакторов, не подлежащее переработке по тем или иным причинам, материалы, образовавшиеся при переработке отработавших тепловыделяющих элементов - ТВЭЛов (жидкие отходы, шлам, супершлам, концевики ТВЭЛов), а также другие материалы. В последующем, говоря об отходах, мы будем иметь в виду ВАО.

Наши рекомендации