Глава 17. Этика и этикет. ся, выделять смысловые нюансы)
ся, выделять смысловые нюансы). Богатству речи способствует употребление пословиц, поговорок, крылатых выражений.
Особым признаком речевой культуры является уместность речи, связанная с понятием о языковых и речевых стилях. Смешение стилей или их несоблюдение — признак речевого бескультурья. Сказать ли «здравствуйте», «привет» или «разрешите вас поприветствовать», выразить благодарность словами «спасибо», «я тебе благодарен» или.«разрешите поблагодарить вас» — не одно и то же.
Уместность речи, ее соответствие характеру процесса общения зависит
от многих факторов:
— от характера коммуникации (частное или деловое общение);
— от положения коммуникантов во времени и пространстве (контактное или дистанционное общение);
— от наличия или отсутствия опосредующих средств общения (радио, Интернет, факс, пейджер, телефон);
— от количества участников.
Итак, культура речи — важнейшее условие качества общения. И овладение основными свойствами речевой культуры для каждого из нас — не только необходимость, но и обязанность, и удовольствие.
Второй круг проблем, связанных с речевой культурой, — это правила речевого поведения: для говорящего, для слушающего и для присутствующих при общении. Эти правила выходят за рамки собственно языковой культуры, выражая определенную нормативно-этическую функцию и обеспечивая психологическое качество общения.
Вот некоторые их этих правил.
Для говорящего:
— Доброжелательность по отношению к адресату. Следует избегать негативных оценок личности собеседника, тем более в вульгарной форме.
— Узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь.
— Говорящий отвечает за правильный выбор темы разговора, который должен быть интересен и понятен партнерам.
— Не выпячивайте свое Я, приглушайте самомнение. Постарайтесь поставить в центр внимания не себя и свои оценки событий, а личность слушающего, его осведомленность и интерес к теме разговора.
— Не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с партнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходитесь.
— Умейте внушить партнеру по общению сознание его значи
тельности. Искусство признания достоинств (а не унижения или
разоблачения) тех, кто нас окружает, должно быть усвоено и дове
дено до автоматизма.
Для слушающего:
— Внимательно выслушивайте говорящего. Отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности.
— Слушать нужно доброжелательно и терпеливо, как бы авансируя доверие собеседнику. Окончательный вывод сделаете позже.
— Не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось. И тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение. Помните: важнее получить информацию, чем передать ее.
Для присутствующего:
— Если собеседники, ведущие диалог, не включают вас в обще
ние, то вы, по этикету, должны «изобразить пустое место», то есть
выражением лица, позой продемонстрировать отсутствие интереса к
чужому разговору.
—Возможна позиция косвенного адресата, когда общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствующего третьего и содержит намек на его подключение к общению (в частности, в ритуальных ситуациях). Воспользуйтесь этим.
—Иногда допускается включение присутствующего в круг общения по его собственной инициативе, если он как невольный слушатель обладает информацией, интересующей всех или может устранить неточность или заблуждение. Однако в этом случае следует деликатно «вклиниться» в речевое пространство словами: «Простите, что я вмешиваюсь...». Главное здесь — не допустить бестактности.
Наконец, третий круг проблем — овладение собственно речевым этикетом— предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы.
17.4.2.Этикет ведениябеседы
Этикетные правила ведения беседы (иногда говорят «светской беседы») применимы к любому типу общения.
Выбор темы беседы зависит от многих факторов: от повода, по которому люди собрались, от культурного уровня собеседников, от общности их интересов. Тема разговора по возможности должна