Методические указания по проведению основных видов занятий по учебной дисциплине

Темы лекционных занятий

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУРСА.

Лекция 1. Введение в курс. Методологическая основа курса. (2 часа)

Вопросы:

1.Понятие об устойчивости и устойчивом развитии. Цель и задачи курса.

2. Методологическая основа курса.

Литература (основная)

1. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания [Текст]: учебное пособие. – Москва: Юрайт, 2011.

2. Природопользование и устойчивое развитие: мировые экосистемы и проблемы России [Текст]: учебное пособие. – Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2006.

Литература (дополнительная)

1. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие [Текст]: учебное пособие. / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. – Москва: Прогресс, 2000. – 415 с.

2. Лосев, К.С. Экологические проблемы и перспективы Устойчивого развития России в XXI веке [Текст]. – Москва: Космоинформ, 2001. – 400 с.

3. Реймерс Н.Ф. Природопользование [Текст]: учебник. – Москва: Мысль, 1990. – 637 с.

4. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный, локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. – Москва: Изд-во КМК, 2002. – 444 с.

РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПОСЫЛКИ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ.

Лекция 2. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы. (2 часа)

Вопросы:

1. Археологические культуры и их взаимоотношение с природой.

2. Работы Томаса Мальтуса, В.В. Докучаева, А.И. Воейкого, Тейяр де Шардена, В.И. Вернадского, Б. Коммонера.

3. Работы У. Ловлока. Глобальные модели «ядерной зимы» и «пределов роста» Н.Н. Моисеева, Д. Форестера, Денниса и Донеллы Медоуза, Римского клуба. Достоинства, недостатки и значение этих моделей.

4. Идеи Н.Н. Моисеева о коэволюции человека и природы.

5. Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова.

Литература (основная)

1. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания [Текст]: учебное пособие. – Москва: Юрайт, 2011.

Литература (дополнительная)

1. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – Москва: Прогресс, 2000. – 415 с.

2. Коммонер Б. Замыкающийся круг. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1974.

3. Лосев К.С. Потребление возобновляемых ресурсов: экологические и социально-экономические последствия (глобальный и региональный аспекты). – Москва: Геос, 2005. – 158 с.

4. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. – Москва: Прогресс, 1994. – 304 с.

5. «Наше общее будущее»: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). – Москва: Прогресс, 1989.

6. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный, локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. – Москва: Изд-во КМК, 2002. – 444 с.

7. Повестка дня XXI века. / Конференция глав государств и правительств. – Рио-де-Жанейро, 1992.

8. Реймерс Н.Ф. Природопользование. – Москва: Мысль, 1990. – 637 с.

РАЗДЕЛ 3. ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТИ В БИОСФЕРЕ.

Лекция 3. Факторы возникновения неустойчивости в биосфере. (2 часа)

Вопросы:

1. Природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (угроза метеоритной атаки, перемагничивание Земли, вулканические извержения).

2. Антропогенно - природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (изменения климата, проблемы снижения биоразнообразия, изменение озонового слоя, возможное исчерпание ресурсов).

3. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (загрязнение окружающей среды, создание и использование новых химических веществ, генная инженерия).

Литература (основная)

1. Емельянов, А.Г. Основы природопользования [Текст]: учебник. – Москва: Академия, 2011.

Литература (дополнительная)

2. Реймерс Н.Ф. Природопользование. – Москва: Мысль, 1990. – 637 с.

Темы практических занятий

Практическая работа № 1 (2 часа)

Тема: История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирование его современной концепции».

1. Как формировались предпосылки научного понимания процесса взаимодействия человека и природы? При этом необходимо проанализировать работы следующих деятелей науки:

1) Томас Мальтус (об опережающем росте численности народонаселения по отношению к росту средств существования).

2) В.В. Докучаев (о роли взаимодействия человека и природы).

3) Введение А.И. Войейковым понятия «ёмкость Земли для человека».

4) Появление понятия «ноосфера» в работе Тейяр де Шардена.

5) Учение В.И. Вернадского о биосфере и её эволюции.

6) Работы Б. Коммонера о влиянии человека на окружающую среду.

2. Охарактеризуйте первые глобальные модели в области окружающей среды и развития. При этом необходимо отметить достоинства и недостатки этих моделей.

1) Работа У. Ловлока о Гее – глобально скоррелированном организме.

2) Глобальная модель «Пределы роста» (Денис и Донелла Медоуз, Римский клуб).

3) Идеи Н.Н. Моисеева о коэволюции человека и природы и Д.Л. Арманда, Ю.К. Ефремова о взаимоотношении человека и природы.

4) Работа комиссии Брутланд.

5) Теория биотической регуляции биосферы В. Г. Горшкова.

3.Расскажитеомеждународных соглашениях в области охраны окружающей среды и развития. Необходимо сделать акцент на основных итогах соглашений.

1) Стокгольмская конференция по проблемам окружающей среды.

2) Конференция глав государств и правительств по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992).

3) Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002).

Наши рекомендации