Вопрос 9. Экологическое управление. Понятие, виды, система органов
Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды – совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.
Выделяют следующие виды управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды:
· государственное,
· производственное,
· муниципальное,
· отраслевое (ведомственное)
· общественное управление.
Центральное место в системе экологического управления занимаетгосударственное экологическое управление, представляющее собой процессвзаимодействия на общественные отношения, складывающиеся в сферевзаимодействия общества и природы, имеющей своей задачей ихупорядочение, координацию и развитие для достижения определенной цели,а именно поддержания оптимального состояния окружающей среды, ееоздоровление, рациональное использование природных ресурсов и, конечномсчете, создание благоприятных условий для жизнедеятельности людей и осуществляемое в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.
Объектом государственного экологического управления выступает деятельность субъектов экологических отношений, связанная с негативными воздействиями на окружающую среду.
Субъектами государственного экологического управления являются органы исполнительной власти федерального и регионального уровня, наделенные административно-властными полномочиями в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.
Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или воздействием на окружающую среду.
Муниципальное управление природопользованием и охраныокружающей среды направлено на решение местных экологических проблем.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения поселения относятся:
· организация в границахпоселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения,снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленныхзаконодательством Российской Федерации;
· участие в предупреждении иликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
· сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
· организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
· утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
· установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;
· организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
· создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
· осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
· осуществление муниципального лесного контроля;
· осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны (ст. 14).
К вопросам местного значения муниципального района относятся:
· организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
· организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
· создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территории местного значения и др.
К вопросам местного значениягородского округа относятся:
· организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
· организация мероприятий по охране окружающий среды вграницах городского округа;
· организация сбора, переработки, утилизации и вывоза бытовых и промышленных отходов и мусора;
· создание, развитие иобеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортовместного значения на территории городского округа, а также осуществлениемуниципального контроля в области использования и охраны особоохраняемых природных территорий местного значения.
Производственное управление природопользованием и охранойокружающей среды определяется практическими задачами, стоящими передкаждым предприятием по выполнению экологическихтребований. Взависимости от специфики предприятия эти задачи могут быть связаны сохраной водных объектов, обеспечением рационального использования недр,выбросами в атмосферный воздух, размещением отходов. Для реализациивозложенных на природопользователей обязанностей в областирационального природопользования охраны окружающей среды хозяйствующие субъекты могут создавать структурные подразделения или возлагать соответствующие обязанности на отдельных работников.
Общественное управление природопользованием и охраны окружающей среды осуществляется общественными формированиями (объединениями) игражданами. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных объединений в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках проведения экологической экспертизы, экологического просвещения, контроля. Права и обязанности граждан и общественных объединений предусмотрены ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об общественных объединениях" и другими законодательными и подзаконными актами, уставами общественных формирований.