Биоиндикационные характеристики различных вод
(Цит. по Г. Фелленбергу, 1966)
Предварительный и далеко не полный анализ возможностей популяции беспозвоночных животных в качестве индикаторов степени экологической стрессированности позволяет считать данное направление исследований относительно неразработанным, но перспективным в плане потенциальных нераскрытых возможностей.
Рыбы. Следующая достаточно интересная группа животных — рыбы. Прежде всего необходимо отметить одну характерную для всего класса биоиндикационную черту. Виды рыб, обладающие высокими вкусовыми и питательными качествами, живут и нерестятся в чистых, не загрязненных водоемах. Для нормального нереста ценных в промысловом отношении рыб — сиг, лосось, осетр, стерлядь, хариус, форель — необходима чистая холодная вода с максимальным количеством растворенного в ней кислорода. Все морские наиболее ценные продукты — устрицы, омары, угри, миноги и т.д. — также для сохранения своей популяции нуждаются в чистых, не загрязненных водах. В то же время карповые — лещ, язь, карп, елец, карась — хорошо размножаются в теплых и загрязненных водах. Естественно, что соотношение численности популяций высокопромысловых рыб к численности популяций низкопродуктивных рыб является индикатором степени загрязненности водоемов. Пожалуй, это один из очевидных случаев, когда экономические интересы общества совпадают с экологической целесообразностью. К наиболее устойчивым видам по отношению к органическим, радионуклидным и загрязнениям тяжелыми металлами относятся популяции карася, корюшки и гальяна. Показателями чистой воды является водяная минога, таймень, хариус, сиговые и т.д.
У рыб, планктона и моллюсков при закислении водоемов и снижении pH < 5,2 в первую очередь нарушается обмен Ca++. У водорослей нарушается фотосинтез, у моллюсков разрушаются раковины, у рыб нарушается минеральный обмен. При pH < 4,5 из силикатов выщелачиваются ионы алюминия (Al +++), которые вызывают некрозы тканей организма рыб и их гибель.
Одной из основных характеристик популяции рыб является возрастная структура популяций. В экологически устойчивых водоемах все три группы представлены приблизительно в равных соотношениях. А наличие старых крупных особей всегда являлось индикатором природной чистоты водоема. При загрязнении водоемов наряду с уменьшением видового разнообразия увеличивается численность молодых особей, карликовых, с ускоренным периодом созревания.
Так большая выживаемость гальяна и корюшки в загрязненных техногенными выбросами водоемах Томской области объясняется способностью этих видов рыб к многоразовому нересту в течение одного сезона (Юракова, 1989). Как только водоем слегка очистится, рыбы откладывают икру, вылупившиеся мальки на 80-90% не доживают до взрослого состояния, происходит повторный нерест и т.д.
В результате в сильно загрязненных водоемах при отловах доминируют молодые недоразвитые особи популяций устойчивых к загрязнению рыб.
В речке Ромашке, где уровень радиоактивности на поверхности колеблется от 30 до 700 мкР/час, впадающей в р. Томь, наблюдались различные морфофизиологические изменения в организме карася, сазана, судака и щуки: пучеглазие ~ 5%, отечность тела и брюшка ~ 5-25 % ; полное разрушение структуры чешуи ~ 7% ; частичная дезориентация чешуи ~ 5-16% ; структурные нарушения в семенниках рыб ~ 8-25% ; частичная дегенерация ооцитов ~ 8-25% ; недоразвитие гонад ~ 8-13% ; полная дегенерация ооцитов ~ 9-12 % ; деформация ооцитов ~ 14-50% (Юракова, 1992).
Таким образом, уменьшение видового разнообразия, снижение численности ценных в промысловом отношении рыб, уменьшение размеров и преобладание молоди в возрастной структуре являются достоверными индикаторами ухудшения экологического состояния водоемов.
Амфибии и рептилии. Могут быть названы индикаторами чистых или умеренно загрязненных мест обитания. Проживая в местах с повышенной влажностью, как правило это низины, в которых сохраняются небольшие водоемы при стоке вод, собирающие все токсичные вещества с достаточно большой поверхности, амфибии и пресмыкающиеся, вероятно, в большей степени подвержены воздействию техногенных загрязнений. Прежде всего необходимо отметить большую сельскохозяйственную ценность лягушек и жаб, которые активно уничтожают вредителей сельскохозяйственных культур — слизней, личинок, жуков и других беспозвоночных. Увеличение численности популяции лягушек и жаб на мичуринском участке — хороший индикатор экологического благополучия сельскохозяйственных культур. Для оценки загрязненности территории удобно пользоваться относительным учетом амфибий. Весной около небольших водоемов собираются жабы, количество эмбрионов икры жаб и лягушек можно соотнести с относительной численностью головастиков на различных стадиях развития, которые питаются водными растениями и растительными отходами.
Питание змей разнообразно, однако в лесной зоне Сибири более 50% составляют мышевидные грызуны, на которых паразитируют иксодовые клещи — переносчики энцефалита и болезни Лайма. Увеличение численности популяции змей способствует снижению численности мышевидных, а значит, препятствует распространению заболеваний. Необходимо отметить, что численность амфибий и пресмыкающихся, по данным В.Н. Курановой, в водоемах с повышенным содержанием радионуклидов и тяжелых металлов в районе отстойников г. Северска неуклонно снижается, что является доказательством нарушения экологической устойчивости данных районов.
Птицы. Популяции птиц представляют собой наиболее мобильную группу организмов животных. Кочевки, миграции, достаточно большие гнездовые и кормовые территории — все это позволяет считать птичье население космополитами биосферы, интегрирующими вредные антропогенные воздействия в широком пространственном ареале. Миграционные пути птиц достаточно хорошо изучены и продолжают интенсивно исследоваться. Гнездовые территории птиц и их численность несложно определять на учетных маршрутах. Популяции птиц, вероятно, использовались в качестве первых биоиндикаторов токсического действия пестицидов на биологические системы. Более подробные данные о реакции популяций различных видов птиц по литературным источникам представлены в таблице 8. Наиболее чувствительными периодами к вредному влиянию техногенных факторов, по мнению ведущих орнитологов и нашим собственным исследованиям, являются эмбриональный и период выкармливания птенцов. По данным О.Г. Нехорошева, на основании 15-летних наблюдений за гнездовой экологией скворца обыкновенного максимальный отход птенцов наблюдается в 6-й день после вылупления птенцов. Аналогичные данные для
крякв были получены американскими исследователями. Необходимо отметить, что численность популяции птиц характеризует, как правило, комплексное влияние антропогенных факторов. Помимо техногенных воздействий, при ослаблении популяции и сокращении ее численности усиливается пресс хищников, которые приводят к еще более выраженному падению численности.
Практически все нарушенные местообитания птиц характеризуются увеличением численности врановых. В этом отношении ворон можно рассматривать в качестве индикаторов комплексного загрязнения и антропогенного воздействия, разрушающего среду обитания, находящуюся в неустойчивом экологическом состоянии.
Млекопитающие. Учет и использование крупных и средних млекопитающих в качестве биоиндикаторов осложняется охотничьим и браконьерским промыслом. В то же время численность и видовое разнообразие крупных млекопитающих — хороший показатель не нарушенных антропогенным воздействием природных биоценозов.
При количественном учете лосей, оленей, косуль широко используются авиаучеты. Более детальную картину численности, видового разнообразия и территориального распределения дают регулярные учеты по следам на снежном покрове.
При развитии нефтепромыслов в Западной Сибири и варварском отношении нефтяных компаний к животному миру произошло значительное сокращение численности лосей, медведя, соболя, белки и других промысловых животных.
Наблюдаются изменения миграционных путей: перекочевок лосей и северного оленя, обусловленные строительством нефтепроводов и газопроводов.
Остановка и закрытие нерентабельных предприятий Кемеровской области, сбрасывающих токсические отходы в реки, способствовали увеличению численности бобра.
Сокращение выращивания сельскохозяйственных культур способствует увеличению численности популяции зайца, барсука, крота, хомячка и сурка.
Наиболее информативными, с точки зрения оценки загрязненности природных территорий, представляются популяции мышевидных грызунов (Шубин, 1980, 1991): бурозубки, полевки, мыши, крысы. Все эти виды обладают достаточно высокой пластичностью, территориальны, характеризуются высокой способностью к размножению и распространены повсеместно, что позволяет проводить сравнительный анализ.
Относительные учеты численности мышевидных можно проводить в течение всего года: зимой — по количеству следов и отдушин, весной — по количеству кормовых столиков, туалетов, нор, летом — по количеству попадаемости в живоловушки или ловчие канавки.
В благоприятных в экологическом отношении условиях увеличивается видовое разнообразие, численность, количество самок, количество детенышей в помете мышевидных грызунов.
В неблагоприятных условиях значительно сокращается видовое разнообразие, остаются наиболее устойчивые виды к данному типу антропогенных загрязнений.
По нашим наблюдениям и данным Н.Г. Дмитриевой, на загрязненных радионуклидами территориях г. Северска доминирующими видами являются бурозубка и полевка обыкновенная, характеризующиеся широкой экологической валентностью, коротким периодом индивидуальной жизни и многочисленным потомством.
При хронических токсических загрязнениях верхнего почвенного горизонта хорошим индикатором является численность популяции крота, который живет до 7 лет и питается почвенными беспозвоночными, аккумулируя токсические компоненты.
Биоиндикатора загрязнения верхних надземных и верхних ярусов биоценоза может быть использован анализ структуры популяций летучих мышей, своеобразных долгожителей среди мышевидных: около 7-10 лет. Снижение общего уровня загазованности в Кемеровской области соответствует увеличению встречаемости в сумерках летучих мышей, начиная с 1990 г.
Для оценки вероятных последствий антропогенного влияния на популяции видов млекопитающих необходимо выявить основные направления в развитии данного процесса. По мнению Н.Г. Шубина (1991), необходимо использовать следующие биологические показатели: численность особей вида, размеры ареала каждого вида, тип пространственной и временной структуры ареала; размеры животных, продолжительность жизни, плодовитость, смертность, сроки размножения, характер поведения, питание, состав и качество потребляемых кормов, особенности пространственной структуры популяции — половой, возрастной состав, характер использования территории.