Программа экологического воспитания второклассников
Важнейшей задачей курса «Природоведение» является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.
Приоритетной задачей программы А.А.Плешакова «Зелёный дом», является формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Программа включает курсы «Мир вокруг нас» (1-2 класс), «Природоведение» (3-4 класс). Цель данных курсов – воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Формы организации работы по данной программе разнообразны: уроки в классе, на природе, полевые практикумы, домашние работы, и, конечно же, экскурсии.
Экскурсия[1] – это форма организации учебно – воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях. Одним словом, научить видеть, научить читать не только печатные книги, но также книгу жизни. Количество экскурсий определяется программой, но при планировании учебного материала учителем их количество может быть увеличено (например, в сельской школе).
Учебные экскурсии в 1-4 классах.
1 класс.
1. Что растёт на клумбе? (экскурсия на пришкольный участок)
2. Растения осенью (экскурсия в осенний лес)
3. Что мы знаем о своём селе? (экскурсия по селу)
4. Как путешествует письмо? (экскурсия на почту)
5. Весенняя экскурсия в природу (слушаем звуки природы)
6. Обобщающая экскурсия «Земля – наш зелёный дом»
2 класс.
1. Какие бывают растения (экскурсия в природу, сбор гербариев)
2. Неживая природа осенью (изменения в природе)
3. В гости к зиме (экскурсия в зимний лес)
4. Строительство в нашем селе (экскурсия на стройку)
5. Посмотри вокруг. Горизонт, стороны горизонта (экскурсия на речку)
6. Поверхность нашего края. Водоёмы (экскурсия на речку)
7. Весенние изменения в природе. Ледоход (экскурсия на речку)
3 класс.
1. Многообразие природы (экскурсия в лес)
2. Изменения в природе под влиянием человека
3. Охрана природы (экскурсии в лесничество)
4. Почва. Роль живых организмов (экскурсия на пришкольный участок)
5. Животноводство. Отрасли животноводства (экскурсия на частную мини- ферму)
6. В природе всё взаимосвязано. Охрана природы (экскурсия в лес)
4 класс
1. Планета заболела (экскурсия на берег реки)
2. Зона лесов. Лес и человек (экскурсия в зимний лес)
3. Поверхность нашего края (экскурсия к оврагу)
4. Почва родного края. Охрана почвы (экскурсия к четырём объектам: берег реки, огород, лес, болото)
5. Водоёмы нашего края: река, болото, Охрана водоёмов.
6. Животноводство в нашем крае
7. Экскурсия в весенний лес.
Экскурсии по природоведению имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. На экскурсиях дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия какформа обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.
Экскурсии по природоведению бывают вводными, текущими и обобщающими. На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения.
Например:
3 класс «Весенние изменения в природе»
2 класс «Неживая природа осенью»
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Например:
4 класс «Водоёмы нашего края»
Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части её и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома и ответили на поставленные учителем вопросы.
Например:
3 класс «Изменения в природе под влиянием человека»
Перед каждой экскурсией учитель проводит тщательную подготовку: определяет тему и цель экскурсии, представления и основные понятия, которые на экскурсии будут отрабатываться, выбирает место экскурсии; разрабатывает экскурсионный маршрут; заранее посещает место экскурсии; составляет план экскурсии.
В плане экскурсии должны быть отражены следующие элементы: образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения, объекты наблюдения, ход экскурсии. Планируя ход экскурсии, учитель должен предусмотреть такие элементы: краткое вступительное слово учителя, самостоятельная работа учащихся, форма отчётности школьников, проверка выполнения самостоятельной работы, обобщающая беседа.
Учащиеся также должны быть подготовлены к экскурсии. Учитель заранее знакомит их с темой экскурсии и её задачами, с вопросами, на которые учащиеся должны найти ответ, распределяет учащихся на группы для лучшего управления ими в ходе экскурсии, назначает старшего, выдаёт экскурсионное снаряжение (папки, баночки, лупу, лопаточки и т.д.), распределяет задания для самостоятельной работы.
Любую экскурсию в природу лучше всего начать с описания природного ландшафта. Учитель обращает внимание детей на время года, на состояние живой неживой природы в данном сезоне, даёт характеристику местности, объекта или проводит беседу на основании их непосредственного наблюдения.
Затем учитель ставит конкретную тему и задачи экскурсии, характеризует основные понятия материала и предлагает школьникам выполнить задания по самостоятельному наблюдению.
Обратимся к такой форме, как экологическая игра, и её использованию в воспитании экологической культуры.
Экологические игры[2] - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Основные задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем:
· формирование системы знаний о природе;
· формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически
целесообразного поведения и деятельности в природе;
·формирование коммуникативных умений и навыков.
Технология проведения экологической игры состоит в следующем:
1. Учитель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.
2. Определяет место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений.
3. Составляет структуру и ход экологической игры.
4. Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.
5.Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику.
6. Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании экологической культуры ребенка.
Для определения психолого-педагогического значения и структуры игры можно воспользоваться следующей схемой:
При разработке экологической игры учителю необходимо обратить внимание на возможность реализации междисциплинарного подхода в воспитании экологической культуры.
«Экологическая почта»[3] — это одна из форм детского экологического объединения младших школьников, созданного на базе школьного класса или учреждения дополнительного образования. В экопочту могут быть объединены и представители разных классов начальной школы. В таком случае, при условии участия в ее работе и учеников старшего возраста она станет организующим центром экологической деятельности всех младших школьников в образовательном учреждении.
«Экологическая почта» — это и программа деятельности детского объединения, продолжительностью в один учебный год.
«Экологическая почта» — это и длительная сюжетно-ролевая игра, на протяжении которой каждый участник выполняет и обязанности почтальона, становится и получателем, и отправителем корреспонденции, а главное — автором писем, причем не только от себя как школьника, но и от первого лица в роли тех или иных представителей животного и растительного мира.
Особое внимание в предлагаемой игре уделено развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника, способности к сопереживанию представителям животного и растительного мира, сочувствия им, эмпатии, милосердия, формирование эстетического отношения к природе, потребности в общении с ней. Игра нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта в ситуациях успеха.
Содержанием деятельности в «Экологической почте» являются создание писем и другого рода корреспонденция экологического содержания, их доставка, а также переписка с другими людьми и даже представителями животного и растительного мира.
Вывод по II главе.
Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы. побольше нужен
Заключение
Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.
Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.
больше
Литература
1. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.
2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
3. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. – 1998.
4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.
5. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1983.
6. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.
7. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980
8. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.
9. Дежникова Н.С., Иванова Е.М., Клемяшова Е.В., Снитко И.В.Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: педагогическое общество России, 2000.
10. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. 1998.
11. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. 1998.
12. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1993.
13. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. 2000.
14. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
15. Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. 1998.
16. Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультатив. Курс для нач. классов. – М.: Просвещение, 1995.
17. Салеева Л. П. Содержание экологического образования. Биология в школе. – 1987.
18. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.-М.: «Академия»,2000.
19. Цветкова И.В.Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.:Педагогическое общество России,2000.
20. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. – 1998.
21. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. РАО – 1996.
22. http://referat.antiarm.ru/ref-6214.shtml
23. http://lib.com.ru/Natural%20Sciences/el_G1.htm
24. http://referat.mirslovarei.com/pedagogika/56359-jekologicheskoe-obrazovanie-mladshix-shkolnikov-v-kurse-prirodovedenija.html
25. http://www.iafarmers.ru/psihologiya-pedagogika2/ekologicheskoe-obrazovanie-ml-shkolnika/default.htm
Приложение 1
В гости к зиме
(урок – экскурсия)
Цель урока: Познакомить детей с зимними явлениями природы. Расширить знания учащихся о жизни диких животных. Воспитывать экологическую культуру у школьников, прививать любовь к родным лесам, всему живому.
Оборудование: Карточки названия привалов, лупа для рассматривания снежинок, карточки с животными, 3 домика, костюмы лесных жителей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами.
Всё кругом бело-синее,
Всё в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней.
(Зима.)
II. Вступительная беседа. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимний лес. Увидим , какие изменения произошли в лесу, как животные и птицы приготовились к зиме. Девиз нашего путешествия: «Любить и охранять родную природу!». Возьмём записные книжки, фотоаппараты, народные приметы и в путь…
Рано утром на вокзале
Мы билеты в кассе взяли.
Электричка, как стрела,
Нас по рельсам понесла.
- Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем лесу? (Ответы детей).
- Правильно. В лесу нельзя шуметь – птицы разлетятся, и мы их не увидим. Нельзя сходить с тропы, можно провалиться глубоко в снег.
- Давайте вспомним народные приметы о зиме:
Синичка с утра начинает пищать – жди мороза.
Лебедь летит - к снегу. Гусь – к дождю.
Курица на одной ноге стоит – к стуже.
Дым от костра идёт вверх – к хорошей погоде.
III. Первый привал «Неживая природа зимой».
Вот мы подъехали к лесу.
Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем,
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки,
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.
- Как вы думаете, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаём приход зимы? (Ответы детей)
По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко поднимается на небе, тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
- Посмотрите вокруг. Что лежит на земле , ветках деревьев и кустарников? (Снег).
- Что такое снег? Из чего он состоит? (Ответы детей).
Правильно, снег – это множество красивых снежинок. А что это такое, нам расскажет наша одноклассница.
Рассказ ученицы:
Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики - это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
- Вы, наверное, заметили, что снег, выпавший на землю, сначала пушистый, рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу.
(По возможности предложите ребятам рассмотреть снежинки под лупой.)
- Что вы можете сказать о снежном покрове в настоящее время? (Дети рассматривают снег; разгребают его и на основе своих наблюдений дают ответы).
- Правильно, снег в настоящее время плотный, очень сложно увидеть снежинки, они сломали все свои лучики.
- А где снега больше? На открытой местности или под деревьями?
Проводится практическая работа по измерению глубины снега.
- Какую роль выполняет снег для растений? (Ответы детей).
- Правильно, снег для травянистых растений - тёплое пуховое одеяло. Снег укрывает и корни деревьев, защищая их от морозов.
- Оказывается снег, не только защищает растения, но и согревает животных. Лось в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остаётся голова и спина с густой шерстью.
- Лесные мыши и мыши – полёвки живут под снегом, они роют себе ходы и свободно передвигаются. Мы с вами не можем услышать их, но ласки, и лисицы очень хорошо слышат шуршание мышей и охотятся на них.
- Колючий ёж ещё осенью устраивает себе гнёздышко под сухими листьями. Бурый медведь делает берлогу в глубокой яме.
Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
( Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения рукавами).
IV. Привал « Секреты животного мира».
- А как звери готовятся к зиме? Как они зимуют? (Ответы детей будут в форме игры).
Игра .
« Рассели животных в домики» ( 3 домика)
- Рассели животных: белку, медведя, лося, лису, волка, кабана, зайка, ежа, барсука, бобра, хомяка – по домикам:
Домик 1 - животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 - животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.
Рубрика «Это интересно».
- Какие себе убежища делают другие обитатели леса?
Рассказы учеников:
· Птицы: рябчики, тетерева, глухари, куропатки роют небольшую пещерку, реже ныряют в снег прямо с лёта или ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20-30 см. Угнездившись, птица закроет ход рыхлым снегом. От того, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище.
Такие ночёвки устраивают себе и большие синицы.
· Леднички, зимние комарики, снежные паучки и ногохвостики прогуливаются по снегу, если температура воздуха не ниже -10 градусов мороза.
V. Привал « Жизнь лесных жителей зимой».
Загадки «Кого можно встретить в лесу зимой».
Угадайте, что за шапка:
меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
у стволов грызет кору.
(Заяц)
Сообщение ученика в маске зайца.
Живу в лесу, я лесной заяц. Днем сплю, а ночью выхожу добывать себе корм. Очень люблю кору молодых осинок и берез. Глубокого снега я не боюсь, легко передвигаюсь по нему. Потому что лапы мои к зиме обрастают мохнатой шерстью. Мне тепло и на снегу удержаться легче: как будто лыжи надел. Спасает меня белая шубка под цвет снега. Ведь врагов у меня много: это охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Но пуще всего я боюсь лесной кошки - рыси - того и гляди, прыгнет на спину с ветки. А еще я умею очень быстро бегать: во время погони могу пробежать за час 70 км.
Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой.
Ну, и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой.
(Белка)
Сообщение ученицы в маске белки.
К зиме я утепляю своё гнездо, которое мне служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Его я строю в развилках веток или в дуплах деревьев. Моё беличьё гнездо называют гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме я делаю съестные запасы, отбирая самые лучшие плоды. Я хороший верхолаз и акробат. Хвост мне служит парашютом, а если надо – и рулём, при помощи которого я могу изменять направление полёта.
За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, убежало... Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Сообщение ученицы в маске лисы.
Я лисичка-сестричка. Шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук. Не боюсь я самых трескучих морозов, так как шубка у меня густая и пушистая. Лапы мои как бы в валенках, и поэтому не зябнут даже в самые лютые морозы. И все-таки зима - самое тяжелое время для меня. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится рыскать по полю, чтобы насытиться, ведь мне нужно много поймать мышей и полевок. Но слух у меня отличный. Я за много метров слышу, как под снегом пищат мыши и полевки. (Картинка как лиса мышкует). Ловлю под снегом куропаток. Иногда охочусь за зайцами, но они быстрее меня бегают, вот проблема. Иногда я могу заглянуть и в деревню к курам в гости, но боюсь собак и охотников, ведь мой мех ценится довольно высоко.
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк).
Сообщение ученика в маске волка.
Я - опасный хищник. Летом я сыт, а зимой почти всегда голоден. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой мы живем стаями. В стае нас бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщем по полям и дорогам, ищем добычу. В поисках пищи пробегаем очень большие расстояния. Недаром про нас говорят “Волка ноги кормят”. Когда мы голодны, то очень смелы и можем нападать на дворовых собак, овец.
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(Медведь).
Сообщение ученика в маске медведя.
Медведь ворча. Нам Медведям зимой спать-почивать надобно! Мы о малине только во сне вспоминаем! Мы Медведи, зимой в берлоге спим, а если нас разбудить, страшнее зверя лютого становимся! Ведь питаться нам зимой нечем, оттого ходим по лесу, шатаемся, злые и голодные. За это нас люди шатунами зовут! В таком состоянии мы на кого угодно напасть можем! И никому не поздоровится: ни зверю, ни человеку! Ладно, пойду я в свою берлогу, попробую уснуть, а то до весны далеко еще!
На свинью похож, а в лесу живёт…
(Кабан)
Сообщение ученика в к маске абана.
Нам, Кабанам, ельник, пожалуй, больше чем вам Медведям нужен. Осенью, перед заморозками, мы себе лежанку начинаем устраивать. Копаем ямку и устилаем ее молодыми еловыми веточками, а то и целыми елями молодыми. Получается вроде пружинного матраца. Возвышается такое сооружение над землей иногда на полметра. А если ожидается прибавление семейства, а случается такое в конце зимы, то сооружение более высокое, метра в полтора, шириной в два – три метра. А поверх елового лапника мох и траву укладываем, чтобы не кололись нежные поросячьи бока. А еще мы ель для чесания используем: клыками насечки делаем – ствол в подобие терки превращаем. Прижимаемся к насечкам боками и спиной тремся. Красота! И польза! Ребята, вы знаете, какое дерево я больше чем ель очень уважаю? (Ответы детей). Правильно, Дуб! Мы Кабаны обожаем плоды дуба. А как они называются? (Ответы детей). Правильно, желуди! Желуди, для меня слаще, чем малина для Медведя. И где мне эти желуди теперь разыскать!? Вон сколько снега навалило! Придется рыть-раскапывать снег, ведь желудей так поесть хочется! Некогда мне, день зимой короткий, а мне о фигуре думать надо, чтобы ни грамма веса не потерять, а то замерзну! Пошёл я желуди под снегом искать, кормиться!
Физкультминутка.
В лесной глуши на елке
(прыжки на ногах)
Жили-были 2 бельчонка,
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
(Наклоны вправо-влево)
Вставали рано по утру,
Изображали кенгуру:
За ушки лапками хватались
И вправо-влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладоши,
(повороты влево - вправо с хлопками)
Потягивались словно кошки,
(наклоны вперёд, прогибая спит')
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Головками крутили,
И друг за другом вслед ходили
VI. Привал « Птичья ёлка».
- Давайте ребята , устроим птичью елку ,нанижем кусочки сала на ветки ,в кормушки положим семечки- арбузные и тыквенные. Затаимся и посмотрим , сколько птиц прилетело. Настоящая птичья елка!
Отгадайте загадки.
Краской сероватая,
Походкой мешковатая.
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая .(ворона)
Чернокрылый ,красногрудый
И зимой найдет приют,
Не боится он простуды,
С первым снегом тут ка тут . (Снегирь)
Длиннохвоста, белобока,
А зовут ее…(сорока)
Черный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост ,как упор(дятел)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает (воробей)
- Какие птицы зимуют в наших краях?
- Какие птицы прилетают зимовать с севера? ( Снегири, свиристели).
- Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из – под деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.
Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них – лучшее лакомство.
Рассказ ученицы:
Свиристели прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красивые пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. Про их песню говорят в народе: « Ишь как свистят». За эту песенку их и прозвали свиристелями.
- Птицы нуждаются в нашей помощи . Как мы можем помочь им? (Ответы детей).
- Правильно, сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала – для птиц.
Дети рассказывают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»
1.Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2.Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима!
3.Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4.Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
5.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
VII. Итог урока.
1. С целью закрепления материала можно выполнить задание: «Кто где живёт?»
(Кто?) юркнула в дупло.
(Кто?) залез в берлогу.
(Кто?) спряталась в нору.
(Кто?) шмыгнул в логово.
(Кто?) забрался под листья.
(Кто?) укрылся под кустом.
2. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
3. Как зимуют различные звери и птицы ?
Приложение 2
Игра «Юные экологи»
Цель игры: научить детей бережно относится к природе. развивать фантазию детей. показать. что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы
Описание игры: В игре может участвовать от 5 до 10 человек. Ее можно провести в походе, лагере, на занятии экологического кружка, классном часе. Все играющие встают в хоровод, место каждого игрока — это какая - либо профессия: водитель автомашины, врач, библиотекарь, продавец и так далее. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того, как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами, а значит и профессиями, и вновь должны сделать тоже самое, но не повторять то, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со “своей профессией“. Побеждает тот, кто останется последним. А следит за тем, чтобы не было повторов ведущий или другие дети, они могут быть различными “представителями” природы.
Возможные варианты профессий и их помощь природе:
Водитель: — не мыть машину на берегу рек и озер; — не превышать скорости, если дорога проходит по лесу, чтобы не задавить никого из животного мира; — следить, чтобы из машины не вытекал бензин и масло.
Библиотекарь: — сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных; — сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; — призывать к этому читателей.
Директор издательства: — публиковать статьи об охране природы; — печатать свое издание только на бумаге, изготовленной из макулатуры.
Продавец: — торговать только экологически чистыми товарами; — упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.
Воспитатель детского сада: — рассказывать детям о природе и о том. почему ее надо охранять; — гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу не давать ломать деревья и кустарники, вытаптывать цветы.
Приложение 3.
Что это?? Назови как нибудь
Сентябрь
Старт игры. Формирование и открытие «Экологической почты». Распределение ролей. Введение символики. Информационное письмо для всех учащихся школы, родителей, организаций, с которыми предполагается взаимодействие по ходу игры «Экопочта — это мы!». Разведка адресов.
Октябрь.
Открытое рисованное письмо «Какой я хотел бы видеть Землю». Создание письма предваряется видео - путешествием в историю, в ходе которого дети знакомятся с уникальными природными объектами, потерявшими свой прежний облик сегодня в результате антропогенного воздействия, и заочным путешествием по заповедникам, которое помогает сформировать у детей представление о богатстве и красоте первозданной природы, ее разнообразии. Созданные письма-рисунки с небольшим текстовым комментарием оформляются в виде большой выставки в школьном фойе, чтобы с ними могли познакомиться и учащиеся, и педагоги, и родители. Часть рисунков, на которых изображены объекты ближайшего окружения, могут быть тиражированы и разосланы жителям близлежащих домов, в экологический комитет местной администрации с призывом реализовать художественный замысел юных экологов.
Ноябрь.
Открытое письмо «От имени природы». Каждый ребенок выбирает конкретного представителя животного и растительного мира, от имени которого будет создано письмо-обращение к Человеку. Heобходимо, чтобы это были те животные и растения, которые ребенок видел не только на картинке. Подготовка к созданию этого письма включает в себя самостоятельное (и, конечно, при помощи родителей) знакомство детей с литературой об этом животном или растении, его наблюдения в природе. Войти в роль ребенку поможет проведенная перед написанием писем встреча на лесной поляне, на которой каждый ребенок расскажет от первого лица о животном или растении, которого он представляет. Данная встреча требует декораций, элементов костюмов у детей, соответствующего музыкального оформления. Созданные письма «От имени природы» желательно собрать в спецвыпуск школьной газеты и издать ее небольшим тиражом для всех классов школы, других детских объединений и родителей учащихся.
Декабрь.
Новогодняя почта. Целью новогодней корреспонденции является сохранение елей, предупреждение их бездумной вырубки ради новогодних праздников. Эта корреспонденция оформляется в виде листовок разным адресатам (родителям, сверстникам, жителям микрорайона и т.д.). Обращения могут быть составлены от имени ребенка — родителям («Мама, я не хочу живую елочку!..»), от имени ели — Человеку («Неужели ты хочешь праздновать под умирающим деревом?!»), от имени «разведчиков», донесение которых поможет взрослым узнать адреса магазинов, где продаются искусственные ели, подскажет, чем можно заменить живую ель; обращение к лесникам и торговцам елями («Сегодня больше желающих поставить дома только еловую веточку!..»)
Январь.
Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи — подкормке. Наибольший эффект этого письма будет достигнут, если его написание будет сопровождаться созданием кормушек, их рекламой и ярмарками-раздачами кормушек всем желающим подкармливать птиц (такая ярмарка может быть проведена, к примеру, в ближайших детских садах и сопровождаться творческими выступлениями детей).
Февраль.
Письма в Красную книгу. Каждый ребенок выбирает одного из представителей животного или растительного мира, занесенных в Красную книгу, с которым хотел бы подружиться и которому особо хотел бы чем-то помочь. Предварительная работа нацелена на то, чтобы ребенок прочитал дополнительную литературу о выбранном им животном или растении, так как в письме предстоит изложить, что ребенку уже известно о своем будущем друге, почему он занесен в Красную книгу и что могло бы помочь в решении проблемы. В процессе создания письма ребенок должен определить свой посильный вклад в сохранение, защиту выбранного вида, чтобы оно стало стимулом к конкретным действиям ребят. Поэтому желательно выбирать адресаты из своей климатической зоны, чтобы даже простая уборка территории в ближайшем лесу являлась бы для ребенка заботой о своем друге по-переписке. Эффективность воздействия этого письма на детей была бы усилена, если бы после ряда практических дел они получили ответ на свои письма от лесника, от составителей Красной книги с благодарностью за свою экологическую деятельность.
Март.
Неожиданным для детей является получение ими писем от различных представителей окружающей природной среды. Березка пишет о том, что боится весны из-за тех многочисленных повреждений коры, которые достаются ей от любителей березового сока, и просит помощи у ребят. Птицы просят младших школьников позаботиться о безопасности их птенцов — так дымно в лесу от туристских костров весной! Обратиться к детям за помощью могут и комнатные растения, находящиеся как в школе, так и дома, насекомые (бабочки, майские жуки), которых школьники часто превращают в свои игрушки, саженцы и даже будущие цветы, еще хранящиеся в семенах и т.д. Соответственно, ответами ребят животным и растениям будут не только слова, но и заданная в письмах программа действий.
Апрель.