Экономический механизм пользования недрами

В настоящее время действует следующая система платежей за недра: платежи за право пользования недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (на геологоразведочные работы); акцизный сбор по отдельным видам добывае­мого сырья; отчисления в фонд ценового регулирования Мин­фина России при поставках нефти и природного газа; сбор за выдачу лицензий за право пользования недрами; платежи за пра­во пользования акваторией и участками морского дна.

Платежи за право пользования недрами осуществляются в целях: создания у местных органов управления экономической за­интересованности в разработке минеральных ресурсов на соответ­ствующей территории и выдаче разрешения на их разработку – стимулирования рационального и комплексного использования раз­личных видов полезных ископаемых; приведения общей системы условий пользования недрами в России в соответствие с общеми­ровыми тенденциями рыночных отношений; создания устойчиво­го финансирования мероприятий по развитию минерально-сырь­евой базы регионов и охране минеральных ресурсов.

Плата за право пользования недрами может взиматься в фор­ме денежных платежей, а также части объема добытого минераль­ного сырья или иной производимой недропользователем продук­ции в форме выполнения работ или предоставления услуг либо пу­тем зачета сумм предстоящих платежей в федеральный, региональ­ный или местный бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту недропользования устанавливаются в лицензии, которая выдается совместно ре­гиональным органом власти и Комитетом РФ по геологии и ис­пользованию недр или его территориальными подразделениями.

Платежи за право пользования недрами взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Разовые взносы выплачива­ются в размерах и сроки, указанные в лицензии, а регулярные платежи – в течение всего периода эксплуатации месторожде­ния. Платежи за право пользования недрами, в свою очередь, включают три группы платежей: 1) платежи за право до­бычи полезных ископаемых; 2) платежи за право использовать отходы горнодобывающих и перерабатывающих производств; 3) платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Регулярные платежи за право добычи полезных ископае­мых устанавливаются в размере процентов от стоимости добытой продукции, рассчитанной на основе оптовых цен предприятий (обычно от 1 до 8%), в зависимости от вида добываемого сырья.

Платежи за право добычи полезных ископаемых не взима­ются: с попутно извлеченных при добыче полезных ископаемых, запасы которых не учтены Государственным балансом полезных ископаемых; с продукции, полученной при переработке вскрыш­ных пород, отходов обогатительного и химико-металлургических циклов; при добыче нефти путем применения термических, фи­зико-химических и микробиологических методов воздействия на продуктивные пласты. За сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых ставки платежей увеличиваются в два раза.

Платежи за право на использование отходов в горнодобы­вающих и перерабатывающих производствах устанавливаются в размере 25–50% платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых. И в том и в другом случаях платежи вклю­чаются в затраты на добычу (производство) сырья.

Размер платежей за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных иско­паемых, определяется в пределах 1–3% от сменой стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг его эксплуатации. Пла­тежи включаются в стоимость сооружений.

Платежи за право пользования недрами поступают в федераль­ный, региональные (республик, краев, областей, автономных обра­зований) и местные (районов, городов) бюджеты в соответствии с территорией, на которой осуществляется пользование недрами. Пла­тежи за право на добычу углеводородного сырья (нефть, газовый конденсат и природный газ) распределяются в следующем порядке: местный бюджет – 30%, региональный – 30%, федеральный – 40%. Платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кро­ме общераспространенных, распределяются таким образом: местный бюджет – 50%, региональный – 25%, федеральный – 25%. Все платежи за право на добычу общераспространенных полезных иско­паемых поступают в местные бюджеты, так же как и платежи за право на поиск и разведку всех видов полезных ископаемых.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся от стоимости товарной продукции из добытых пред­приятиями полезных ископаемых, в то время как объектом об­ложения платежами за право пользования недрами является сто­имость всего добытого минерального сырья. Эти отчисления взимаются только в денежной форме. Ставки отчислений по полез­ным ископаемым и их компонентам утверждаются Правительством Российской Федерации на соответствующий период в виде про­центов от стоимости товарной продукции (от 2 до 17%), в зави­симости от вида полезных ископаемых.

Отчисления не производятся: с реализованных компонентов, попутно извлеченных при добыче полезных ископаемых; с продук­ции, получаемой при переработке вскрышных пород, отходов обо­гатительного и химико-металлургических циклов; при добыче не­фти путем применения термических, физико-химических и микро­биологических методов воздействия на продуктивные пласты; за потери полезных ископаемых, в том числе и сверхнормативные.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы включаются в себестоимость добычи и перечисляются в соответ­ствующие бюджеты раз в месяц (квартал, год) в зависимости от объема отчислений. Распределение этих отчислений по бюджетам разного уровня осуществляется в таком же порядке, как и плате­жей за право пользования недрами.

Введение акцизного сбора по отдельным видам добываемого минерального сырья осуществляется специальным законодатель­ным актом Российской Федерации по тем видам сырья, которое добывается из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристика­ми, при получении пользователями недр сверхнормативной при­были, содержащейся в цене продукции. Акцизный сбор уплачи­вается в федеральный бюджет по мере реализации нефти и газо­вого конденсата, в том числе и на экспорт.

Размеры отчислений в фонд ценового регулирования Мин­фина России при поставке нефти и природного газа регулярно пересматриваются. Отчисления производят все предприятия и организации, реализующие нефть и газ непосредственно потре­бителям или передающие их без оплаты стоимости в обмен на другую продукцию. Нефтедобывающие предприятия производят отчисления с конечной цены реализации нефти (без НДС и ак­цизного сбора). Отчисления предприятиями газовой отрасли так­же осуществляются с конечной цены реализации (без НДС), газо-сбытовым организациям (перепродающим газ) – скидка с ко­нечной цены реализации газа за вычетом отчислений в фонд це­нового регулирования. При закачке газа в подземные хранилища взносы в фонд ценового регулирования не производятся.

Размер сборов за выдачу лицензий на право пользования недрами и порядок их взимания определяются Комитетом России по геологии и использованию недр по согласованию с Минфином, исходя из рас­ходов на экспертизу заявок на получение лицензий, организацию конкурсов и аукционов, оплату пакетов геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензий.

Платежи за право пользования акваторией и участками мор­ского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом наличия навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений в районе работ. Размер платежей устанавливается органами, предос­тавляющими лицензию на право пользования конкретной аквато­рией и участками морского дна, по согласованию с Министер­ством природных ресурсов РФ и другими компетентными органами. Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в границах территориального моря (12-мильной зоны) посту­пают как в региональный бюджет (60%), так и в федеральный (40%).

Платежи за право пользования акваторией и участками мор­ского дна в пределах морской экономической зоны (200-миль­ной зоны) поступают полностью в федеральный бюджет.

Наши рекомендации