Сравнительная характеристика классов типа Хордовые
Структура курса «Естествознание», раздел «Зоология»
Для бакалавров I курса направления подготовки 050100 Педагогическое образование профиля «Начальное образование и иностранный язык»
№ п/п | Темы лекций | Содержание |
Зоология как раздел биологии. | Естествознание, его задачи в начальной школе. Предмет, методы и задачи зоологии. Зоология и ее место в системе наук, классификация зоологических наук. Отличительные особенности царств Протисты и Животные. | |
Значение животных | Значение животных в природе и для человека. Положение животных в трофической структуре сообществ. Многогранность взаимоотношений животных и человека. | |
Принципы организации животных | Уровни организации живой материи. Принципы организации животных: биохимические, морфофизиологические, экологические. Экологические группы животных по местообитанию и питанию. | |
Основы экологии животных | Понятие о среде, факторах среды, воздействующих на животные, их классификация. Понятие адаптации, их классификация. Адаптации животных к факторам среды. Сезонность жизни животных. Факторы, регулирующие сезонные изменения в жизни животных. Адаптации к сезонным изменениям среды. | |
Систематическое разнообразие животных Вологодской области. Охрана животных. | Направления охраны животных. Мероприятия по охране на территории Вологодской области. | |
Особенности организации беспозвоночных и позвоночных животных, отличительные особенности основных типов, классов, семейств. | ||
Животные водных экосистем Вологодской области | ||
Животные наземных экосистем Вологодской области |
Тематика лабораторно-практических занятий курса «Естествознание»,
Раздел «Зоология»для бакалавров I курса направления подготовки 050100 Педагогическое образование профиля «Начальное образование и иностранный язык»
№ п/п | Темы лабораторно-практических занятий | Содержание |
Особенности организации Царства Протисты | Особенности организации беспозвоночных, отличительные особенности наиболее многочисленных групп беспозвоночных, значение беспозвоночных в природе и для человека. Протисты – паразиты человека: дизентерийная амеба, малярийный плазмодий | |
Царство Животные Особенности организации Тип кишечнополостные - тип моллюски | Особенности организации. Основные группы. Значение в природе и для человека. | |
Гельминты человека Вологодской области | Особенности жизненных циклов, заболевания, меры профилактики | |
Тип Членистоногие | Особенности организации членистоногих. Основные группы. Значение в природе и для человека. Клещевой энцефалит и бореллиоз | |
Рыбы, амфибии, рептилии | Особенности организации рыб, амфибий и рептилий. Наиболее важные виды в области. Роль в природе и жизни человека. | |
Птицы | Черты организации птиц. Экологические группы птиц. Основные виды птиц в области. Роль в природе и жизни человека. | |
Млекопитающие | Черты организации млекопитающих. Экологические группы. Основные отряды, семейства и виды в области. Роль в природе и жизни человека. |
Структура лабораторно-практических занятий по зоологии
Лабораторно-практическое занятие Основные группы царства протисты
Систематическая группа | Особенности организации | Экологические особенности (среды обитания, питание) | Виды | Значение в природе | Значение для человека (в т.ч. паразитические виды, заболевания, осн. симптомы) |
Группа саркодовые | |||||
Группа жгутиковые | |||||
Тип инфузории | |||||
тип апикомплексы | в т.ч. паразитические виды, вызываемые заболевания, осн. симптомы, окончательный и промежуточный хозяева | ||||
2. Лабораторно-практическое занятие | |||||
группа губки | |||||
тип кишечнополостные класс гидроидные | |||||
тип плоские черви | |||||
круглые черви | |||||
тип кольчатые черви класс олигохеты класса пиявки | |||||
тип моллюски класс брюхоногие класс двустворчатые | |||||
4. Лабораторно-практическое занятие | |||||
тип членистоногие | |||||
класс ракообразные | |||||
класс паукообразные | |||||
Надкласс многоножки | |||||
Класс насекомые открыточелюстные |
Лабораторно-практическое занятие Гельминты человека Вологодской области
- Систематическое положение
- Подробно рассмотреть жизненный цикл гельминтов (с названиями личиночных стадий)
- Назвать инвазионную стадию для человека (стадию заражения)
- Способ заражения
- Назвать меры предосторожности
Тип плоские черви
Класс сосальщики
печеночный сосальщик, кошачья двуустка,
Класс Ленточные черви (цестоды)
Широкий лентец, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк
Круглые черви
острица детская, аскарида человеческая, трихинелла спиральная.
Лабораторно-практические занятия
Сравнительная характеристика классов типа Хордовые
Самостоятельно заполнить таблицу (либо в форме конспекта)
Систематические группы | ||||||
Черты организации | Хрящевые рыбы | Костные рыбы | Земноводные | Пресмыкающиеся | Птицы | Млекопитающие |
Покровы тела | ||||||
Опорно-двигательный аппарат | ||||||
Пищеварительная система | ||||||
Дыхательная система | ||||||
Кровеносная система | ||||||
Выделительная система | ||||||
Нервная система | ||||||
Половая система | ||||||
Размножение | ||||||
Развитие (анамнии/амниоты) | ||||||
Уровень терморегуляции (холоднокровные=пойкилотермные, теплокровные=гомойотермные |
После таблицы сделайте вывод, акцентируя внимание на следующих моментах:
- каким образом изменяется уровень организации, в строении разных систем
- адаптации в связи с выходом на сушу
- особенности анамний и амниот
- адаптации класса птицы в связи с полетом
Экологические группы птиц по местообитанию [1, С. 100-103] Конспект составить