Принцип неопределенности
Исторически сложилось так, что в собственном терминологическом обличии проблема неопределенности выступила лишь в XX в. в великом открытии немецкого физика Гейзенберга (1927 г.). В принципе неопределенностиГейзенберга утверждается, что имеется две пары величин, характеризующих макросистему, которые не могут быть известны одновременно с бесконечной степенью точности. Неопределенностьпроявилась в отношении измерения координаты микрочастицы и ее импульса. Получается, что нельзя одновременно знать координату частицы, т.е. ее местоположение в пространстве, и скорость: чем точнее определена скорость, а значит, и импульс частицы, тем большая неопределенность будет в значении координаты. Это означает, что микрочастицу в принципе невозможно однозначно локализовать в пространстве и времени, ее местоположение Может быть представлено лишь вероятностно. Квантово-механические эффекты показали, что неопределенность вряд ли можно обойти и тем более опустить как несуществующую. Эта неточность свойственна самой природе систем, которые мы рассматриваем, и является отражением того предела, которого достигли наши знания о микромире.
Таким образом, принцип неопределенности— это фундаментальное положение квантовой теории, утверждающей, что любая физическая система не может находиться в состояниях, в которых координаты ее центра инерции и импульс принимают вполне определенное значение. Никакой эксперимент не может привести к одновременному точному определению таких динамических переменных. При этом неопределенность в определении связана не с несовершенством экспериментальной техники, а с объективными свойствами материи. Отсюда следует,
что понятия координаты и импульса не могут быть применены в классическом смысле к микроскопическим объектам.
Согласно корпускулярно-волновому дуализму состояние частицы полностью определяется лишь волновой функцией. Частица может быть обнаружена в любой точке пространства, в которой волновая функция отличается от нуля. Это означает, что при проведении серии экспериментов значения будут вероятностными.
6.6. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И СЛУЧАЙ — РЕАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ
Феномен неопределенности связан с довольно простым фактом — признанием действительности движения, относительно свободного от нормативных предписаний, фатальной предзаданности и умозрительного конструирования моделей будущего. Многовариантность хода событий и открытость будущего делает собственный организм суверенным в отношении указанных конечных целей.
Выражения типа «устранение неопределенности», «преодоление неопределенности», «борьба со случаем» и т.п. — не более чем метафоры, льстящие всемогуществу человека. Они наполняются содержанием лишь в той нише, где случайность понимается как невыясненная закономерность, а неопределенность происходит исключительно из-за недостатка нашего знания. Конечно, такое толкование имеет место, но оно слишком фрагментарно и поэтому ограниченно. Пытаться напрочь расквитаться с неопределенностью, устранить и исчерпать ее — значит витать в сферах выдуманного мира, где все предсказуемо, объяснено и объяснимо. Неопределенность, как и случай, — реальные компоненты развития, объективные характеристики жизнедеятельности человека. Убывая «здесь» и «теперь», неопределенность возрождается «там» и «тогда». Она имеет корни в основных условиях бытия и в этом смысле неустранима.
Можно ли жить в согласии с собой и с миром, взяв в голову идею неопределенности? Посильна ли она людям? Ведь ни справиться с ней, ни устранить ее невозможно. Но, с другой стороны, неопределенность обуславливает полноту всех изменений, открытость будущего, порождение нового и небывалого. А как можно лишиться пол-
98
ноты и небывалости жизни? В чем же тогда состоит людская мудрость: в том, чтобы бесстрашно жить, не зная завтрашнего дня, или в том, чтобы этот день предвидеть?
Философские системы древности и Нового времени при достаточно откровенном скепсисе к познанию тяготели к принятию постулата определенности бытия. Неопределенности же отдавали лишь сферу познания.
Мир так устроен, что случайность и неопределенность — его объективные характеристики, они пронизывают все уровни организации материи. Проблема неопределенности свойственна проблеме нестабильности мира, возникновению порядка из хаоса. Она занимает ведущее место в той концептуальной парадигме, где необратимость временных процессов становится реальностью, где есть место новообразованиям и уникальным событиям.
6.7. СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.
ВИДЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Неопределенность может быть понята как взаимодей
ствие, обремененное множеством возможных результа
тов. Этим понятием фиксируется ситуация невыявлен-
ности реального будущего.
Можно выделить следующие сферы проявления неопределенности:
■ неопределенность, принадлежащая самому объекту;
■ неопределенность, возникающая в познавательном отношении субъекта к объекту;
■ неопределенность, принадлежащая лишь субъекту. Эволюционный подход отличает следующие виды
неопределенности:
1. В зависимости от отнесения их к первичному абиотическому уровню.
2. «Запоминание» случайного выбора на уровне биосферы.
3. Неопределенностные ситуации, связанные с человеческой жизнедеятельностью.
Правомерно различие первичной и производной неопределенности.
Первичная неопределенностьсодержится в самом фундаменте природы, когда наличие множества возможных
результатов объясняется тем, что одни потенциальные события, содержащиеся в некотором событии, обуславливают или детерминируют одни результаты, а другие потенциальные события — совершенно другие результаты.
Производная неопределенностьнекоторого события состоит в том, что при его осуществлении не известно, какое из множества более элементарных событий имеет место.
Можно также говорить о ретроспективной неопределенности,т.е. неопределенности прошлого, порождающей причины настоящего и будущего, и перспективной неопределенности,связанной с неоднозначностью взаимодействия причины и следствия, с тем, что последующее состояние системы не является единственным, а связано с необходимостью выбора из некоторого множества возможных состояний.
При прогнозировании научно-технического прогресса необходимо обращать внимание на неопределенность, связанную с внедрением той или иной научной информации, а также с возможностью определения точных характеристик техники будущего, сроков и средств их создания. Значение имеют также неопределенность, вызванная ограничением знания на том или ином этапе прогнозирования, и статистическая неопределенность сложных процессов.
Имеет смысл напомнить о постоянно существующей константной неопределенности,которая закладывается в начальных условиях любых расчетов и исчислений и с течением времени, возрастая, превращается в неопределенность конечного результата.
В зависимости от видов причин выделяется уже упоминавшаяся выше статистическая и эпистемологическая неопределенность. Статистическая неопределенностьзадается поведением самого объекта, здесь субъект, принимающий решение, как бы отходит на задний план. Под статистической неопределенностьюпонимается состояние, при котором можно абстрагироваться от субъективного элемента в вероятностном описании процессов и взаимодействий сложных систем. При эпистемологической неопределенностикаждый исход имеет известную вероятность наступления, причем предполагается, что принимающему решения субъекту эти вероятности известны.
В поле этой неопределенности существенную роль играет неконтролируемая или не полностью контролируемая и поэтому не поддающаяся принципиальному разделению на элементы деятельность человека.
Завершая перечисление видов и типов неопределенности, можно еще указать на так называемую имманентную и гетерономную неопределенность.Первая имеет место, когда горизонт предпочтений меняется, но типологическая узнаваемость событий и процессов сохраняется. Например, человек, избравший ту или иную профессию, может достичь в рамках положенного высших ступеней, а может остаться на первоначально заданном квалификационном уровне. При наличии вариантов типологическое единообразие сохранено. В ситуациях, когда будущее приобретает принципиально отличительное качество от состояний и потенций, обозначенных ранее, речь идет о гетерономной неопределенности.Примером могут служить судьбы великих мира сего, которые при стечении обстоятельств оторвались от приоритетов, заданных первоначальной социализацией, и были заброшены в никем не прогнозируемые и не просматриваемые изначально сферы деятельности.