Тема: «Горные породы»

Цель:познакомить учащихся с группами горных пород; развивать интерес к исследовательской деятельности; воспитывать уважение к мнению других.

Оборудование:учебник Н.Я.Дмитриевой, И.П. Товпинец «Естествознание».

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Работа, над новым материалом.

1. — На уроках естествознания мы не только изучаем объекты природы, но и любуемся их красотой.

Издавна человек восхищался величием гор. Рассмотрите иллюстрацию на доске с изображением гор. «Лучше гор могут быть только горы», - говорят в народе. Многие стараются покорить вершины этих каменных великанов. Мы же сегодня попробуем заглянуть внутрь гор.

Все горы не похожи друг на друга. Но есть среди них особенные. Вот такие. Проводится опыт «Вулкан». На предметный столик положить стекло, насыпать 1 столовую ложку дихромата аммония. В «кратер вулкана» капнуть 2-3 капли спирта. Поджечь. Начнется . «извержение».

Что это? (Вулкан.) Как образуются вулканы? Учащиеся уже имеют сведения об этом. Если лава вырывается на поверхность, то она представляется в виде пористых пород (демонстрируется пемза). Пыль оседает на ледники, цементируется, и образуется порода туф.

Учитель показывает данную породу.

Если лава остается в жерле вулкана, то, остывая, превращается в ту или иную горную породу. Англичане называют их «огненными породами».

2. — Сегодня мы поиграем в игру , «Брэйн-ринг».

На предыдущем уроке в качестве домашнего задания учащимся предлагалось найти интересные сведения о полезных ископаемых, о которых речь идет сегодня, подготовить вопросы о них.

1-й тур.Знакомство с магматическими породами.

Учащиеся делятся на три команды. Каждой команде на подносе предлагают гранат, гранулированный чай, гранит.

Какая это горная порода? (Гранит.) Что общего между этими предметами? После обсуждения учащиеся делают вывод, что все предметы состоят из гранул, зерен.

Почему на граните разноцветные точки? Учитель демонстрирует кварц, слюду и полевой шпат.

Где применяется гранит? Прочитайте стихотворение, записанное на доске:

Он очень прочен и упруг, Строителям — надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивее станут и заметнее.

Историческая справка. Камень-великан» стал подножием знаменитому памятнику Петру I. Камнетесы назвали его «гран-камень», т.е. громадный, огромный. Этот камень нашел финский дровосек. Четыреста мастеров вырубали его из скалы много месяцев подряд.

На огромном плоту из толстенных бревен привезли его на берег Невы. Пока «гран-камень» медленно плыл к месту своего назначения, на нем., обленив его, как муравьи, сидели мастера-камнетесы. Они на ходу обрабатываликамень, обтесывали его, придавалиему нужную форму. И приплыл камень наместо назначения очень похудевшим.

- Гранит относится к магматическим породам. Посмотрите на доску и прочитайте, какие еще породы входят вэту группу; алмаз, медь, серебро, цинк, пластика, золото, свинец, олово. Каким камнем можно разрезать стекло? (Алмазом.) 2-й тур. Знакомство с осадочными породами. Учащимся предлагается вода и размельченный мел.

Используя предложенные материалы, определите название следующей группы пород.

Учащиеся высыпают мел в стакан с водой. Мел оседает. Если названия группы, данные учащимися, будут неточными, сообща они придут к правильному выводу, что это осадочные породы.

Черный ящик! Догадайтесь, что лежит в черном ящике. Этот предмет сделан из вязкой горной породы, которая очень осложняет нам передвижение после дождя. В нашей местности эта порода встречается повсюду, поэтому и в городе, и в его окрестностях есть производства по ее переработке. Но без этого предмета, который лежит в черном ящике, строителям обойтись невозможно. В последнее время он стал еще более популярным. Какой предмет находится в черном ящике?

Из чего делают кирпич? (Из глины.) Без каких изделий из глины не обойтись на кухне, да и вообще в быту? (Без керамической посуды.)

Учащиеся рассматривают образцы посуды Богашевского керамического завода.

На каком камне можно сварить обед? (На угле.)

Расположите торф, папоротник, уголь но значимости. (Папоротник, торф, уголь.) Почему именно так вы расположили эти предметы?

Какую услугу оказывает уголь человеку? Послушайте стихотворение и дополните свой ответ. Стихотворение читает подготовленный ученик.

Он черный и блестящий, Нам помощник настоящий. Он несет в дома тепло. От него в домах светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

Что нового вы узнали об угле? (Из него делают краски.)

Учитель вывешивает на доске иллюстрацию с изображением группы людей в цветном и черно-белом варианте.

Серо и некрасиво выглядели бы наши люди, если бы не научились добывать из угля краску.

Какая горная порода дала название солдатам? (Соль.) ■ Учитель показывает кристаллы соли.

- Как вы думаете, почему им дали такое название?

Историческая справка. С самых давних времен соль ценилась человеком дороже любого драгоценного камня. Без безделушки прожить можно, а без соли нельзя.

Из каменной соли делали монеты. В Китае, например, плитки соли ходили как деньги. Да и поныне в некоторых странах существуют «соленые» деньги в виде кусочков соли.

Солдаты сами соль не добывали. Они ее охраняли. Если в какой-то стране не хватало соли, ее приходилось привозить из далеких стран. Соляные караваны шли из города в город. Пути караванов были опасными. Купцам приходилось нанимать вооруженную охрану. Платили воинам солью.

- Почему соль считают горной породой, если она образовалась на морском дне? (Горные породы — плотные.и рыхлые массы, слагающие земную кору. Из горных пород состоят горы. Но они находятся и на равнинах под слоем почвы.)

Этот камень чаще белого или светло-серого цвета. Состоит из мелких частичек, скрепленных между собой, плотный, тяжелее воды. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности появляются пузырьки и слышится шипение. Он используется как строительный материал, для покрытия дорог и улиц. А также из него получают материал для побелки помещений. Это — известняк.

Проводится опыт с мелом и кислотой.

- Итак, подведем итог. Какие породы относятся к осадочным? Ученик читает запись на доске: известняк, каменный уголь, мел, глина, торф, соль, нефть.

- На каком камне есть отпечатки реакций? (На ракушечнике.) учитель демонстрирует ракушечник и продолжает:

- Можно ли сказать, что известняк и ракушечник родственные породы? (Да.)

Что было раньше: мрамор, ракушечник, известняк, ракушки (названия даны на карточках)? (Ракушки, ракушечник, известняк, мрамор.)

В природе существуют метаморфические (измененные) породы: мрамор, гранат, сапфир, рубин.

Все породы, о которых мы говорили, называют полезными ископаемыми. Когда, по вашему мнению, человек начал использовать их? (В первобытном обществе.)

Можем ли мы сейчас обойтись без них? (Нет.)

Подводятся итоги игры. По количеству набранных очков объявляется команда-победительница.

Историческая справка. В Польше под землей сооружен целый соляной город, с улицами,, церквями, площадями, столовыми.

Часовня в городе вырублена в цельной глыбе соли, а вход в нее охраняют два крылатых ангела, выточенных из редкой породы розовой соли. Есть в этом удивительном городе-замке огромный зал с соляными колоннами. Когда-то здесь устраивались настоящие придворные балы.

Здесь открыт санаторий. В нем круглый год постоянная температура, давление, а самое главное — нет вредных микробов.

III. Итог урока.

- Что такое горные породы? О каких группах горных пород вы сегодня узнали? Нужно ли беречь полезные ископаемые?

IV. Домашнее задание:прочитать текст «Как растут камни» (по А. Портнову) в учебнике.

Наши рекомендации