Понятие социально-экономического мониторинга. проблемы общественного участия
В последнее время достаточно большую значимость приобретает мониторинг в исследовании социально-экономических процессов.
Анализ различных точек зрения относительно сущности, содержания и организации мониторинга позволяет сделать ряд выводов.
1. Понятие мониторинг не имеет однозначного толкования, что обусловлено, с одной стороны, использованием названного феномена в различных отраслях науки и практики. Так, например, для некоторых явлений экологических систем достаточно лишь наблюдения с целью предположения возможного сценария развития в будущем (наблюдение за природными явлениями и составление прогноза погоды). Это может быть как простая констатация факта, так и сравнение с нормативными или желаемыми показателями.
Для социально-экономических систем наблюдения недостаточно и созданное в процессе мониторинга информационное обеспечение должно служить основой для принятия управленческих решений, в том числе, корректирующих условия и действие факторов, детерминирующих состояние и динамику тех или иных процессов. Следовательно, сопоставление с желаемым или необходимым значением может являться и конечной целью и промежуточным результатом функционирования систем мониторинга.
С другой стороны, различие позиций обусловлено эволюцией практики мониторинга, проявляющейся в усложнении его целевой функции, развитии методологического и методического обеспечения. Неодинаковый «скоростной» режим этого процесса в разных областях применения мониторинга - значимый фактор существующих разночтений в его трактовке.
2. В ходе эволюции содержания мониторинга происходит переход его из объективно-пассивного процесса в субъективно-активный. Речь идет о том, что первоначально применение мониторинга не предполагало прямого вмешательства субъекта, так как названный феномен воспринимался и характеризовался лишь как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов с целью их оценки, прогноза их будущего состояния. Позднее мониторинг стал рассматриваться как необходимое информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений, обеспечивающих, в том числе, коррекцию условий, детерминирующих функционирование и развитие объекта, а также определенных параметров «входа» и «выхода» данного объекта. Так, например, пассивный характер был изначально присущ экологическому мониторингу, в основе которого было наблюдение за состоянием окружающей среды в динамике. Заметим, что реализация стратегии устойчивого развития (ее концепция принята Конференцией ООН в 1992 г.) потребовала и здесь перехода к активному мониторингу.
Применительно к социально-экономическим системам мониторинг имеет активный характер, поскольку ориентирован на создание информационной основы управления их развитием.
Активная роль мониторинга обоснована и связана с тем, что на каждом этапе развития систем (экологических социальных, экономических) существуют не только положительные, но и отрицательные тенденции, факторы внешнего воздействия, которые только выявить и классифицировать недостаточно. В процессе проведения мониторинга появляется возможность на основе обобщения информации выработать адекватное представление о состоянии, векторах и динамике развития объекта, его детерминантах и на этой основе разработать управленческие решения, реализация которых позволит ограничить или полностью предотвратить отрицательное воздействие, а также усилить действие благоприятных факторов и условий.
3. Применяемые ныне различные системы мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками (инвариантный состав задач, методов сбора и анализа информации и др.) что дает возможность говорить о мониторинге как об определенном целостном научно-практическом феномене.
4. Мониторинг необходимо рассматривать как систему, функционирование которой включает ряд этапов. К ним следует отнести: процесс непрерывного наблюдения, исследование явлений и событий, формирование информационной базы управления, контроль за ходом и характером изменений объекта, оценка отклонений на основе системы критериев (эталонов).
5. Мониторинг должен обладать определенными свойствами. В их числе: наличие четкой целевой установки на отбор наиболее важной и нужной информации; использование относительно постоянной совокупности параметров и индикаторов отслеживания и устойчивой респондентской сети; сравнимость и сопоставимость результатов исследования.
6. Мониторинг как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов. В их числе: его объект, целевая функция, предмет (конкретные аспекты исследования объекта, детерминированные поставленными задачами), субъект, включающий разные группы участников, методологическая база, система показателей, ресурсное и организационное обеспечение.
Применительно к региональному мониторингу в характеристике названных элементов необходимо обратить внимание на следующее.
6.1. Объектом мониторинга является социально-экономической система субъекта РФ, ее отдельные сектора (реальный, финансовый), отрасли, комплексы, формы предпринимательской деятельности (основанной на частной, государственной, муниципальной, смешанной формах собственности), виды бизнеса (малый, инновационный, производящий товары и услуги), муниципальных образований.
Следует подчеркнуть, что независимо от выбора тех или иных компонентов объекта (отраслей, видов бизнеса и др.) мониторинг должен быть ориентирован на отслеживание изменений не только экономических, но и происходящих в социуме.
6.2. Главной целью мониторинга является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления необходимой и достоверной информацией, адекватно отражающей наиболее значимые параметры социально-экономической системы региона. Такая информация является основой для принятия решений, обеспечивающих реализацию всего комплекса функций управления (прогнозирование, планирование, организация, контроль).
6.3. Предметом мониторинга является совокупность процессов и результатов социально-экономического развития субъекта РФ, его муниципальных образований. Специфика региона (структура его ресурсного потенциала, состав конкурентных преимуществ и др.) обусловливает использование наряду с инвариантным составом индикаторов показатели, имеющие выборочную природу применения (например, объем и структура приграничной торговли).
6.4. Субъект мониторинга имеет сложную структуру и представлен, с одной стороны, работниками органов государственной власти и местного самоуправления, в компетенции которых постановка задач мониторинга, его организация, сбор, систематизация и анализ информации, с другой, сотрудники специализированных компаний, привлекаемых к сбору и анализу определенных видов информации, с третьей, потребители определенных видов информации (домохозяйства, предпринимательские структуры, некоммерческие организации и др.)
6.5. Методологическая база мониторинга включает систему принципов ее организации, методов сбора и анализа информации.
6.6. Предмет и задачи мониторинга, сформированная методологическая база определяют выбор системы показателей, отражающих наиболее значимые параметры исследуемого объекта.
6.7. Ресурсное обеспечение мониторинга имеет сложный состав, включающий кадровое, материально-техническое обеспечение (комплекс технических средств регистрации и передачи информации), финансовое.
Достаточное финансовое обеспечение является одной из наиболее сложных проблем мониторинга и не только на региональном уровне. Заметим, что оно может быть как «солидарным» - т.е. предполагать несколько источников финансирования программ исследований, так и «индивидуальным» - в таком случае реализация определенной программы мероприятий должно финансироваться за счет какого-либо единственного источника.
Следует отметить, что применение варианта софинансирования возможно в тех случаях, когда в мониторинге заинтересованы различные организации, а также, когда формирование информационной базы более высокого уровня осуществляется на основе первичных данных, получаемых на более низком уровне.
Достаточное финансовое обеспечение детерминирует необходимое материально-техническое и кадровое обеспечение. Первое создает возможности для улучшения условий сбора, переработки, хранения, анализа информации, второе - условия для ее качественного анализа.
Вряд ли возможно рассматривать методы оценки отдельно от системы показателей, выбор которой, на наш взгляд, определяется принятой методологией мониторинга.
6.8.Организационное обеспечение представлено, в основном, алгоритмами, регламентирующими порядок сбора, передачи информации, расчета показателей, предоставления результатов мониторинга тем или иным группам субъектов, а также нормативно-правовой документацией, определяющей обязанности, права, ответственность лиц, участвующих в организации мониторинга.
7. Роль мониторинга проявляется в содержании выполняемых функций.
По нашему мнению, состав функций мониторинга социально-экономического развития региона включает следующие:
организационная (определение состава респондентов, выбор методов сбора, системы показателей, установление периода оценки объекта и др.);
информационно-диагностическая (формирование информационной базы, необходимой для точной диагностики состояния и динамики изменений объекта);
контрольная (выявление отклонений параметров объекта от плановых, нормативных);
аналитическая (выявление причин, условий, факторов, детерминирующих состояние и динамику изменений объекта);
коммуникационная (передача информации, отражающей состоянии и динамику развития объекта, результаты диагностики заинтересованным потребителям).
8. В самом общем виде принципы организации мониторинга можно определить как теоретические императивы, реализация которых призвана обеспечить эффективную организацию мониторинга, продуктивную реализацию его функций.
__________________________
Обобщение и систематизация существующих точек зрения относительно требований к построению эффективной системы мониторинга, дополнение традиционных представлений позволили предложить следующую версию состава искомых принципов.
Принцип научной обоснованности. Предусматривает разработку и совершенствование системы мониторинга с учетом достижений теории (раскрывающей содержание и объективную основу процессов социально-экономического развития региона, роль органов федерального Центра, субъектов РФ в разработке их экономико-организационного обеспечения), апробации новых инструментов оценки полученных данных, использования возможностей современных информационных технологий.
Принцип объективности. Его суть - в необходимости отражения в формируемой информационной базе мониторинга реальных условий функционирования социально-экономической системы региона и факторов, определяющих ее состояние и перспективы развития.
Принцип реалистичности. Он требует, чтобы система показателей, используемых для оценки состояния, динамики и результатов функционирования социально-экономической системы региона, могла быть насыщена необходимой информацией.
Принцип репрезентативности и адекватности информационного обеспечения. Следование этому принципу призвано обеспечить «настройку» системы мониторинга на сбор статистически значимых данных, позволяющих адекватно оценить изучаемые условия, процессы, результаты.
Принцип целенаправленности. Предусматривает ориентацию системы мониторинга на развитие информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений, связанных с улучшением условий и развитием социально-экономической системы региона.
Принцип синергичности. Предусматривает отлаженность взаимодействия элементов внутри системы мониторинга и ее - с внешней средой.
Принцип организационного единства процессов мониторинга и управления социально-экономическим развитием региона. В его содержательной интерпретации важно отметить, что постановка задач мониторинга должна основываться на определении целей и направлений развития региона, разработке стратегий управления им.
Принцип институционализации правового и организационного обеспечения мониторинга. Его реализация предполагает наделение конкретного подразделения администрации субъекта РФ полномочиями на организацию мониторинга, анализ его результатов и их доведение до органов, уполномоченных принимать управленческие решения, связанные с планированием и регулированием социально-экономической системы региона.
Принцип проблемной организации мониторинга. В соответствие с ним программа наблюдения (обследования, анализа) должна быть ориентирована на решение определенной проблемы, для чего необходимо сформировать «ограниченную», но достаточную информационную базу.
Принцип системности и комплексности. Предполагает учет действия условий и факторов разной природы (экономической, социальной, организационно-правовой, институциональной и др.), выявление их взаимосвязей, а соответственно, привлечение и анализ различных видов информации. Важное значение имеет отражение применяемой системой показателей ключевых параметров «входа» и «выхода» социально-экономической системы региона.
Принцип универсальности. Позволяет системе мониторинга функционировать на различных территориях, в условиях меняющихся социально-экономических характеристик.
Принцип сочетания непрерывности и периодичности. Он предусматривает постоянное и регулярное наблюдение за региональным развитием и его результатами, а также расчет и анализ показателей через определенные промежутки времени.
Принцип оперативности. Отражает необходимость своевременного сбора и предоставления информации, а также принятия на ее основе решений, способных улучшить в реальном масштабе времени условия функционирования объекта управления.
Принцип достоверности. Относится как к исходной информации, так и к результатам проведения мониторинга. Его реализация призвана обеспечить доверие потребителей «продукта» мониторинга к источникам информации, методам ее получения, обработки, анализа.
Принцип иерархичности. Заключается, во-первых, в том, что информация, полученная с нижних уровней управления должна соответствовать информации, сведенной на верхних уровнях, во-вторых, информация любого уровня управления должна соответствовать содержанию ставящихся и решаемых управленческих задач. Иными словами, предполагается обеспечить взаимосвязанность информации по системе показателей и по организационной вертикали (по уровням управления).
Принцип сопоставимости показателей во времени и пространстве. Соблюдение этого требования необходимо, чтобы отслеживать динамику исследуемого процесса в разных регионах страны, а также выявлять тенденции его развития.
Принцип рациональности. Характеризует рациональное сочетание прогнозно-аналитической ценности информации и затрат на ее получение, сбалансированность показателей.
Принцип нормативности. Предполагает наличие нормативов (допустимых значений) по ключевым показателям, используемым в системе мониторинга.
Принцип альтернативности. Следование этому принципу означает использование разных источников сбора информации, а также методов ее анализа и оценки.
Принцип адаптации. Он предусматривает приспособление системы мониторинга (ее масштабов, состава оцениваемых характеристик, используемых показателей, инструментов анализа и др.) к возможностям ее организаторов и требованиям пользователей, меняющимся задачам, внутренним и внешним условиям его проведения. По мере изменения условий необходимо изменение и масштаба системы мониторинга, показателей оценки, методики формирования выходных данных.
Принцип открытости и прозрачности. Предполагает транспарентность информации, отражающей состояние и динамику развития социально-экономической системы региона, а также доступность результатов мониторинга заинтересованным группам их потребителей.
Принцип партнерства органов федерального центра и субъекта РФ в создании, функционировании и совершенствовании системы мониторинга развития социально-экономической системы региона. Важное значение в современных условиях имеет дополнение состава названных участников бизнесом, как инвестором, заинтересованным в существовании и развитии названной системы.
Принцип эргономичности. Предполагает обеспечение максимальных удобств для проведения мониторинга: современная компьютерная и оргтехника, оптимальный режим проведения мониторинговых исследований.
Принцип развития. Его суть - в необходимости совершенствования системы мониторинга (используемого методического инструментария, технического оснащения, состава индикаторов с целью обеспечения синхронизации с переменами в объекте исследования и условиях его функционирования и др.). Важно отметить, что изменения не должны усложнять систему мониторинга и ключевые показатели, а результаты и направления должны быть доступны и понятны пользователям информации на различных уровнях. Важна инновационная составляющая этого принципа, проявляющаяся в обеспечении систематического поиска альтернативныхинформационных источников, организационных схем движения информации и др.