Прогноз развития ситуации на ближайшую перспективу
При изучении проблемы экологического развития автотранспортного движения всегда подчеркивается, что основная задача заключается в сокращении выбросов СО2. Естественно, соответствующие издержки избежания также весьма важны. Однако, как мы уже отмечали, в 1995 г. большая часть общего внешнего ущерба загрязнения была связана с выбросами традиционных вредных веществ (окислы азота в старых автомобилях типа Отто, локально действующие выбросы мелких твердых частиц в автомобилях с дизельными двигателями). Вред, обусловленный выбросами СО2, был незначителен. Ситуация меняется при рассмотрении автомобиля более современной технологии, например Евро-2.
Вполне естественно возникает вопрос, не решится ли проблема с выбросами «традиционных» вредных веществ просто благодаря замене старых автомобильных технологий на новые. Уже сегодня на дорогах Германии велико число автомобилей, соответствующих нормам Евро-4 и применяющих специальные фильтры. Если до 2010 г. основную массу автомобилей будут составлять машины технологий Евро-3 и Евро-4 или же в заметном количестве на рынке появятся еще более «чистые» технологии (электромобили, например), то тогда может возникнуть вопрос, наносят ли вообще автомобильные выбросы вред окружающей среде и здоровью населения?
По оценкам, доля автомобилей с дизельными двигателями (и соответственно выбросы взвешенных веществ) вырастет с 21 до почти 28% в 2010 г. Кроме того, по данным ведущих автомобильных производителей, массового ввода новых технологий до 2010 г. ожидать не стоит. Совершенно определенно, что в будущем, до 2050 г., на автомобилях будут устанавливаться технологии с пониженной эмиссией. Однако при анализе нельзя забывать, что до 2010 г. в Германии прогнозируется увеличение интенсивности движения автотранспорта на 22% по сравнению с 1995 г., данные по которому были использованы в представленной модели. Поэтому общий уровень загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта останется высоким.
Механизм интернализации экологических экстерналий от автотранспортного загрязнения на примере Германии
Имея данные по предельным издержкам загрязнения, мы можем теперь подробнее остановиться на проблеме их интернализации виновниками загрязнения. Технологическое развитие поможет в целом снизить ущерб до 2010 г., но это не решит все проблемы, так как снижение эмиссии практически никак не стимулируется государственными мерами и экономическими инструментами. Внешние издержки загрязнения воздуха автотранспортом в Германии до сего дня не интернализируются, разве только начало этому положено в «экологическом» налоге.
Каким требованиям должна соответствовать интернализация внешних издержек? Теоретически экономические меры и инструменты должны быть выбраны в соответствии со следующими критериями:
· соответствие цели: этот критерий показывает, достигается ли принятой мерой желаемая экологическая цель или нет;
· соответствие системе: этот критерий проверяет, совместим ли инструмент с принципами социальной рыночной экономики и правовыми условиями;
· экономическая эффективность: этот критерий анализирует, достигается ли желаемая цель с минимальными общеэкономическими издержками и сможет ли применяемая мера в будущем способствовать экологически дружественному поведению субъекта (динамическая эффективность);
· институциональная приемлемость: этот критерий проверяет, применим ли инструмент на практике. Часто инструмент бывает неприменим из-за противостояния в обществе или слишком высоких трансакционных издержек (для ввода и реализации соответствующих мер).
Если инструмент отвечает первому и третьему критерию, то он может рассматриваться как «первое лучшее решение» («first-best»). Налог Пигу – классический пример, правда, применимый только для сокращения эмиссий автотранспорта в целом. Если внешние издержки загрязнения и общеэкономическая оптимальная цель по их сокращению точно определены, можно вычислить оптимальный налог. Правда, рассчитанные ставки налога могут считаться верными только для совершенно конкретной ситуации спроса-предложения на рынке, поэтому их в принципе нужно постоянно проверять и пересматривать.
Так как приведенные здесь расчеты показали, насколько сильно различаются экологические экстерналий, то на первый план выходит требование по их интернализации, которое кроется в критерии экономической эффективности: принятая мера должна отвечать принципу «виновник платит». Здесь существуют различные решения. К числу самых распространенных из экономических инструментов можно отнести нефтяной налог, систему платы за пользование автодорогами (Road Pricing System), сертификаты.
Самой гибкой является, пожалуй, Road Pricing System. С введением этой системы, которая позволяет определить цену на возникающие издержки в зависимости от места их возникновения, типа автомобиля и типа дороги, можно действительно «справедливо» интернализировать ущерб. Так, например, владелец автомобиля конкретного типа, едущий по автобану АБ > 120 близ Фрайбурга, должен заплатить в три раза больше, чем если бы он ехал по аналогичной дороге близ Фленсбурга.
Эта система выполняет требование соответствия цели, насколько величина отчислений может быть привязана к конкретному типу автомобиля, массе эмиссии (зависящей от его скорости и типа трассы) и конкретному региону. Тем самым делается возможным достижение цели или желаемого сокращения эмиссии.
Задание студентам:представьте себя на месте автовладельца и ответьте на вопрос: как изменится ваше автоповедение вследствие использования такой системы?
Система Road Pricing System выполняет и требование экономической эффективности, так как участник дорожного движения с наименьшими предельными издержками будет стремиться сократить свою эмиссию, а тем самым и ущерб от загрязнения. Также выполняется и критерий соответствия системе, так как виновник получает однозначный ценовой сигнал, для избежания же эмиссии ему остается широкий выбор возможностей поведения.
Принятие того или иного инструмента регулирования всегда зависит от того, насколько этот инструмент «прозрачен» для заинтересованной стороны. Так, в случае с предложенной системой было бы целесообразно во время поездки на дисплее в автомобиле показывать данные о текущей величине платы, снимаемой со счета и рассчитываемой с учетом индивидуальной технологии автомобиля (а значит, количества эмиссии) и пересекаемого на автомобиле региона. Тем самым у водителя будет создаваться четкое представление об издержках загрязнения атмосферного воздуха его автомобилем, появится стимул езды врежиме наименьшей эмиссии и, наконец, – понимание необходимости этих мер вследствие транспарентности их применения.
Задание студентам:подумайте, есть ли у этой системы слабые места, например, с точки зрения возможности ее введения? Если есть, то какие? Обоснуйте ответ.
В заключение остается сказать, что по возможности наиболее точный расчет экологических экстерналий от загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом и их интернализация виновником являются важным шагом в направлении повышения экологической сознательности участников автодвижения. На первый план при этом выходит необходимость создания у водителя четких экономических стимулов для поддержания экологически «дружественного» автомобильного движения.
Охрана атмосферного воздуха от автотранспортного загрязнения в России: анализ возможных вариантов
Мы получили обширную информацию для того, чтобы выработать свое отношение к предлагаемому варианту оценки ущерба от загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами и его интернализации посредством введения специальных налогов. Как можно видеть, данный механизм имеет не только достоинства, но и недостатки. Кроме этого варианта возможно применение системы экологических налогов на автомобильное топливо, а также тех мероприятий, которые рекомендованы к реализации как первоочередные в России и на которые мы уже ссылались в начале обсуждения проблемы (мы их оценили как преимущественно организационно-технологические). Вашей задачей является выработка обоснованного решения, его аргументация и представление соответствующих рекомендаций в органы исполнительной власти.
Задание студентам:Представьте анализ возможных вариантов решения проблемы автотранспортного загрязнения в виде соответствующей матрицы решений, используя предложенную в данном кейсе, а также самостоятельно подобранную информацию. Выберите наиболее целесообразный с вашей точки зрения вариант решения проблемы для Республики Беларусь и аргументируйте свою позицию.
Матрица решений
Преимущества (выгоды) | Недостатки (издержки) | Последствия | |
Стратегия 1 | |||
Стратегия 2 | |||
Стратегия 3 |