Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов
Вопросы нормативно-правового обеспечения проектирования
напрямую связаны с общей структурой экологического права Рос-
сии, источниками которого признаются нормативно-правовые
акты, регулирующие экологические отношения, в том числе по-
средством норм и правил. Становление и развитие экологического
права РФ относится к концу 1980-х— 1990-м гг., когда был принят широкий спектр законов, регулирующих деятельность в области
охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопас-
ности населения и рационального использования природных ре-
сурсов.
1.3.1. Состояние нормативной базы в области
проектирования
Основополагающие нормы экологического обоснования про-
ектов содержатся в Федеральном законе «Об охране окружающей
среды»; экологическому нормированию отведена самостоятельная
глава (гл. V «Нормирование качества окружающей природной сре-
ды»). В ней выделено и охарактеризовано несколько видов эколо-
гических нормативов, норм и требований.
1. Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вред-
ных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологи-
ческих веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы,
устанавливаются для оценки состояния окружающей природной
среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генети-
ческого фонда, охраны растительного и животного мира.
2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ,
ПДС) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и дру-
гих биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух,
воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных мощ-
ностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных
вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно
действующим нормативам ПДК вредных веществ в окружающей
природной среде.
3. Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, виб-
рации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий
устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья
и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира,
благоприятную для жизни окружающую природную среду.
4. Нормативы ПДУ безопасного содержания радиоактивных ве-
ществ в окружающей природной среде и продуктах питания, пре-
дельно допустимого уровня радиационного облучения населения
устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для
здоровья и генетического фонда человека.
5. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в
сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих со-
блюдение нормативов предельных допустимых остаточных коли-
честв химических веществ в продуктах питания.
6. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств хи-
мических веществ в продуктах питания устанавливаются путем
определения минимально допустимой дозы, безвредной для здо-
ровья человека, по каждому используемому химическому веще-
ству и при их суммарном воздействии.
7. Экологические требования к продукции устанавливаются на
новуютехнику, технологии, материалы, вещества и другую про-
дукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую
природную среду. Нормативы предельно допустимых воздействий
должны быть соблюдены в процессе производства, хранения, транс-
портировки и использования продукции.
8. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую при-
родную среду устанавливаются при формировании территориаль-
но-производственных комплексов, развитии промышленности,
сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов с
учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необ-
ходимости рационального использования территориальных и при-
родных ресурсов.
9. Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для
охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных,
лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других тер-
риторий от загрязнения и других вредных воздействий.
Практически во всех законах, затрагивающих вопросы эколо-
гической безопасности, а также в законах ресурсного блока суще-
ствуют раздел или статья, регламентирующие вопросы экологи-
ческого нормирования применительно к конкретному объекту права.
Существенным элементом нормативно-правового обеспечения
экологического нормирования в РФ является стандартизация, т.е.
разработка широкого перечня стандартов, включающих ГОСТы,
ОСТы, СанПиНы, СНиПы, ПДК и т.д.
В нормативно-правовом обеспечении экологического нормиро-
вания высока роль международных природоохранных актов (см. разд.
1.1). По отношению к российскому законодательству международ-
ная норма является приоритетной и после ратификации Федераль-
ным Собранием РФ вступает в силу взамен национальной.
Постановлением Правительства РФ от 03.08.92 № 545 «О по-
рядке разработки и утверждения экологических нормативов вы-
бросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природ-
ную среду, лимитов использования природных ресурсов, разме-
щения отходов» были установлены нормативные объемы выбро-
сов и сбросов (предельно допустимые и временно согласованные),
порядок определения органами МПР России лимитов на разме-
щение отходов конкретным предприятиям, учреждениям и орга-
низациям-природопользователям, с указанием этапов и сроков до-
стижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов.