Урок по окружающему миру
Класс:2
Тема: Что изображают на карте?
Цель:научить определять на глобусе и карте сушу и моря, определять по разнице цветов, какой из сравниваемых по карте объектов выше или ниже.
Ход урока
Организационный момент
Ребята, проверьте готовность к уроку, пожелайте удачи друг другу.
-О чем мы говорили на прошлом уроке?
Сегодня мы продолжим наш разговор.
Актуализация знаний и постановка проблемы
-Чем карта отличается от фотографии Земли из космоса?
-Почему на карте не изображают деревья, траву, песок?
Наши герои Лена и Миша как-то рассматривали глобус… (Вот здесь я живу, - сказала Лена. Миша очень удивился. – Посмотри внимательнее, здесь глубокий океан!)
-Чего не знает Лена? А все ли знаем мы с вами про разные цвета на карте?
Миша решил отвести Лену к своему знакомому художнику, пойдемте и мы с вами за ними.
Художник показал им множество своих картин, на которых запечатлел пейзажи тех мест, где побывал. А он очень любил путешествовать.
Лена все время задавала множество вопросов:
-Чем отличаются картинки?
-Как вы догадались и что вам помогло?
-Какой вывод можно сделать? Что можно передать с помощью цвета?(объем, яркие предметы кажутся ближе)
У знакомого Миши и Лены столько много пейзажей, что Миша не удержался и сказал:
-По его картинам можно составить карту всей нашей планеты!
-Смогли бы вы помочь это сделать?
-Что нужно вспомнить про карту?
Художник предложил сделать карту одного живописного места, попробуем?
Ученикам выдается заготовка карты.
-Вот как это место описал художник:
«Это небольшой живописный остров, покрытый лесом. Со всех сторон окружен он водами океана. В центре возвышаются две горы, одна немного выше другой. У их подножия расположились два озера. Вода в них очень прозрачная. Интересно, что меньшее из озер намного глубже. Утром из-за гор появляется солнце…»
Разукрасьте свои карты, тем цветом, каким вы считаете нужно раскрасить горы, озера, лес.
-Какие цвета вы выбрали?
-Все ли точно передает ваша карта? Как вы передали глубину озер и высоту гор? Можно ли все точно понять, пользуясь рисунком или вашей картой? ( нет, мы этого не знаем)
-Что же на уроке мы должны выяснить?
Постановка темы и цели урока.
Совместное открытие знаний
-Где мы можем найти ответ на наши вопросы? ( карта)
-Откройте учебник на с. 128-129
-Как обозначается высота на карте? Помогает ли в этом цвет? Какие цвета используются?
- давайте проверим с помощью учебника, не ошиблись ли мы ( с. 90)
Итак, -каким же цветом изображают на картах местность, показанную на рисунках?
-Кто взобрался на более высокую гору? Почему?
-Кто ловит рыбу на более глубоком месте? Почему?
Можем ли мы теперь вернуться к нашим картам и доделать их?
Итог работы
-Что нового узнали?
-Как узнали? Что помогло? Где пригодятся эти знания?
-Кто из ребят помог больше всего в открытии знаний?
Урок по окружающему миру
Класс: 2
Тема:Материки и океаны.
Цели урока:
1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».
2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
3) Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.
4) Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания.
Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.
- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.
Сейчас урок окружающего мира, прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке.
Актуализация знаний.
- Как называются линии, соединяющие два полюса?
- Меридианы. (Ученик показывает на карте).
-На какие два полушария делит нулевой меридиан нашу планету?
-На западное и восточное. (Ученик показывает на карте).
- Как называются линии, пересекающие меридианы?
- Параллели. (Ученик показывает на карте).
- Как называется самая длинная параллель?
- Экватор. (Ученик показывает на карте).
- На какие два полушария делит экватор Землю?
-Северное и Южное. (Ученик показывает на карте).
Слайд 1.
На экране появляются слова:
Меридианы, параллели,экватор.
- Что объединяет все эти слова?
- Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.
-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?
- Мы думаем во время путешествий.
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие.
Слайд 2.
-Кто первым в мире совершил кругосветное плавание?
-Фернан Магеллан.
-А что доказал он своим плаванием?
-Доказал шарообразность Земли.
-Давайте представим, что садимся на такой великолепный корабль. В путь!
Слайд 3.
-Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?
- Северный тропик и Южный тропик. (Ученик показывает на карте).
- Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта, компас)
- Что такое глобус? (Модель Земли)
- Что такое карта?
-Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.
- Что удобнее взять в дорогу?
- Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.
- В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.
- Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.
- Теперь двигаемся по восточному полушарию.
- Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)
Постановка проблемы.
- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?
Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.
Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)
- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?
-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
- Какое общее название они имеют?
- Они называются океанами.
- Раньше они были предметом нашего обсуждения?
- Нет.
- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?
- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
- Какое общее название они имеют?
- Материки.
- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?
- Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.
- Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».
Слайд 4.
- А теперь давайте поставим цель урока.
- Ответим на вопрос, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. Учиться находить и показывать их на карте.
Слайд 5. Появляются цели урока.