Минатом уверенно вступает в xxi век

Новогоднее поздравление
Министра РФ по атомной энергии
Е.О. Адамова

и председателя ЦК РП РАЭП
И. Фомичева.

Евгений Олегович Адамов родился в 1939 году. После окончания Московского авиационного института более 20 лет работал в Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова. Прошел путь от инженера до заместителя директора института. Принимал непосредственное участие в создании ядерных энергетических установок для использования в космосе, руководил группой по организации работ после аварии в Чернобыле. Работал на площадке АЭС в 1986 году более трех месяцев. В ноябре 1986 года назначен, а затем и избран, директором Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники. В 1988 году - генеральный конструктор оборонных проектов отрасли. В 1998 - 2001 гг. - министр РФ по атомной энергии. Е.О. Адамов, доктор технических наук, профессор, действительный член Российской инженерной академии, Нью-Йоркской академии наук, Американского общества инженеров-механиков, заслуженный деятель науки и техники РФ (от ред.).

Настало время оглянуться назад всем нам, подводя своеобразные итоги. Нам следует взять в XXI век все то лучшее, что было задумано и создано в отрасли. В уходящем году были определены основные приоритеты и направления действия. По каждому из них -государственному управлению, экономике, развитию основных подотраслей, экологии, организации международного сотрудничества, кадрах, приходу к нам молодежи - наметились явные позитивные тенденции.

В уходящем году успешно развивалась атомная энергетика: российские АЭС дали 30% прироста в электроэнергетике в стране. При этом коэффициент установленной мощности, до которого мы дошли на наших атомных станциях, сейчас уже приближается к 70% -максимальному в советские времена. Выработка электроэнергии на АЭС в 2000 г. превысила максимальный уровень ее выработки в СССР. Мы сохранили низкий тариф электроэнергии атомных станций, поставляемой на ФОРЭМ. В отличие от наших коллег по РАО "ЕЭС", нам удавалось накапливать инвестиционную составляющую. При этом мы, в отличие от руководителей РАО "ЕЭС России", действуем так, чтобы предполагаемый рост цен на электроэнергию не был столь заметным для наших соотечественников. В этом году мы остановили попытки продолжить процесс неконтролируемой и неэффективной приватизации электроэнергетики нашей страны, способствовали гласному и открытому обсуждению перспектив российской энергетики.

Но самое главное: в этом году мы наконец-то начали развиваться. После долгих лет застоя произошло пополнение в семействе АЭС - подготовлена к пуску и коммерческой эксплуатации Ростовская АЭС. В мае Правительство одобрило стратегию развития атомной энергетики на ближайшие десятилетия. Мы вместе с вами будем стремиться к тому, чтобы мирная атомная энергетика была не только безопасной, но и экономически выгодной для нашего Отечества.

Нами была проведена большая работа для повышения безопасности и надежности атомных электростанций.

Чернобыль нас научил многому. Теперь мы знаем, как сделать так, чтобы таких аварий больше никогда не было. А в недалеком будущем мы будем строить реакторы, исключающие тяжелые аварии в принципе. Решение этой проблемы неразрывно связано с реализацией инициативы по энергетическому обеспечению устойчивого развития человечества, кардинальному решению проблем нераспространения ядерного оружия и оздоровления планеты Земля, выдвинутой Президентом России на Саммите тысячелетия.

Данная инициатива, которую помогли научно обосновать наши исследования, не только открывает путь к предупреждению наработки ядерных оружейных материалов, но и будет способствовать активному внедрению передовых российских разработок, (таких как реакторы на быстрых нейтронах), в атомной энергетике. Наши коллеги в мировом сообществе уже признали важность предложений. Отныне дело - за решениями политиков.

Нельзя забывать, что атомная отрасль изначально создавалась для решения стратегической задачи обеспечения безопасности нашей страны. Мирное небо над нашими головами в течение последних пятидесяти лет - это несомненная заслуга отечественного ядерно-оружейного комплекса. События последнего десятилетия, бесчинства НАТО против Югославии лишний раз подтверждают важность нашей деятельности. Отрасль продолжает работать над совершенствованием ядерного оружия и повышением безопасности ядерных арсеналов.

В последние годы оживилась атомная наука. Среди последних достижений - испытания лазера на свободных электронах (его практических применений довольно много, в большей степени в мирной деятельности), моделирование ядерных взрывов. Эти и другие сдвиги стали возможны благодаря увеличившимся вложениям в науку и создание гражданской продукции. Так, на реструктуризацию и конверсию военных производств в атомных городах были выделены средства в размере свыше 1,5 млрд. рублей. Не будем забывать, что в 1998 г. нам удалось направить на эти цели всего 30 млн. рублей.

В 2000 году Минатом России продолжал решать экологические проблемы, начиная от утилизации отслуживших АПЛ (в этом году - 18, а в предыдущие годы 2-4) до засыпки озера Карачай. К сожалению, у нас практически нет бюджетных средств на экологическую деятельность. Все, что мы делаем, мы делаем на основе коммерческой деятельности, в основном за счет средств контракта ВОУ-НОУ. Выполнение этого контракта позволило профинансировать научные разработки, в т.ч. и в области экологии (на сумму 4 млрд. руб.), извлекать топливо из АПЛ и вести их утилизацию (на сумму более 1 млрд. руб.). Логическим продолжением этой деятельности, по решению экологических и инвестиционных проблем - предложение по активизации ввоза и переработки зарубежного облученного ядерного топлива. Наша программа была оформлена в виде трех законопроектов и принята Государственной Думой в первом чтении 21 декабря 2000 г. Но это лишь начало борьбы за наше место на мировом рынке работы с ОЯТ.

Внешнеэкономическая деятельность Минатома в уходящем году была успешной. В основном она была связана с реализацией за рубежом заказов на строительство шести блоков для АЭС. Это своего рода мировой рекорд среди мировых ядерных корпораций.

Достигнутые нами результаты стали возможны только благодаря успешно построенным взаимоотношениям на уровне социального партнерства. Главный социальный показатель - среднемесячная заработная плата в отрасли, - в уходящем 2000 году составила 3952 руб., а в стране в промышленных отраслях лишь 3100 руб. Мы знаем, что у нас есть все основания для дальнейшего роста оплаты труда. И это будет, если мы будем продолжать ритмично и заинтересованно трудиться.

В уходящем году атомная отрасль стала пользоваться вниманием и поддержкой со стороны руководства страны.

Все это является основанием для нашего уверенного вступления в новый год, в новое столетие. Мы знаем, что сможем соответствовать высоким требованиям, возложенным на нашу отрасль временем. Да, мы действительно одно из крупнейших российских министерств - экспортеров и доноров государственного бюджета, но в эпоху глобализации мировой экономики мы не можем останавливаться на достигнутом. Законы мировой конкуренции требуют консолидации. Не следует забывать о международной конкуренции. В мире идет слияние корпораций. Мы не можем отстать и должны успешно конкурировать с ними. Мы должны не только говорить о реформах, но и продолжать их. Интересы Минатома и интересы Российского государства неразделимы. Если мы будем иметь успех на мировых рынках и стабильно работать в России, то и у нашего государства, у нашего народа будет право на достойную жизнь в мировом сообществе наступающего столетия.

Глава II
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСЛЕ ЧЕРНОБЫЛЯ

СИТУАЦИОННО-КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР МИНАТОМА РОССИИ:
СТАНОВЛЕНИЕ, СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Берчик В.П.,
директор СКЦ Минатома России, генерал-лейтенант.

Государственное унитарное предприятие Ситуационно-кризисный центр (СКЦ) Минатома России создано в соответствии с приказом министра Российской Федерации по атомной энергии № fi76 от 15 октября 1998 г. Целью создания и деятельности СКЦ Минатома России является информационно-аналитическая поддержка руководства Министерства и Отраслевой комиссии по чрезвычайным ситуациям. Идея создания Ситуационно-кризисного центра принадлежит министру Российской Федерации по атомной энергии И.О. Адамову.

В своей работе Центр руководствуется "Положением о функциональной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минатома Рос-i ии" и "Положением об Отраслевой комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Минатома России".

СКЦ подчинен непосредственно министру РФ по атомной энергии. Концептуальные вопросы, касающиеся деятельности и развития СКЦ, с выработкой соответствующих рекомендаций определяются Наблюдательным советом, в который входят ведущие специалисты Минатома России, Российской академии наук и других ведомств. Возглавляет Наблюдательный совет первый заместитель министра Российской Федерации по атомной энергии В.Б. Иванов. Непосредственно курирует и контролирует деятельность СКЦ управляющий делами Министерства С.В. Кушнарев.

В СКЦ работают высококвалифицированные специалисты, прошедшие специальное обучение и стажировку в различных научно-производственных организациях. Ими проведена большая по объему и сложности работа по проектированию и оснащению Центра всем необходимым для его эффективного функционирования. Гордостью СКЦ является Ситуационный зал, который оснащен современными техническими средствами визуализации информации для проведения аудиовидеоконференцсвязи и других мероприятий. Центром разработана концепция создания Информационно-коммуникационной системы связи Минатома России с предприятиями отрасли. На сегодняшний день создана сеть, в которой функционируют 40 рабочих станций. В дальнейшем имеется возможность подключить еще 150 и более станций. Скорость обмена данными в сети 100 Мбит/с. Это позволяет обеспечить эффективную работу серверов приложений функциональных систем СКЦ и приложений мультимедиа, в частности, трансляцию программ телевидения и информацию от видеоисточников.

Центром организовано информационное взаимодействие с концерном "Росэнергоатом" и Департаментом международного и внешнеэкономического сотрудничества Минатома России. Обеспечена возможность обмена информацией пользователям локальных вычислительных сетей с помощью глобальных сетей передачи данных. Действующий канал связи позволяет успешно эксплуатировать Интернет-узел СКЦ и обмениваться данными со скоростью 128 кбит/с с этой глобальной сетью. Ведутся работы по созданию WEB-сайта, который будет представлять СКЦ в сети Интернет. Закончено проектирование магистральных каналов связи на три объекта отрасли первой очереди.

Достижением СКЦ является установление линий связи с МАГАТЭ, Департаментом энергетики США, другими странами. По этим линиям связи можно всегда получить оперативную помощь и поддержку. Система видеоконференцсвязи использует четыре канала: телефонная сеть с интеграцией услуг, прямой канал связи (384 кбит/с) с концерном "Росэнергоатом", прямой канал связи с Департаментом энергетики США. В 1999 - 2000 гг. проведены сеансы видеосвязи с соответствующими структурами в США, Франции, Японии, с концерном "Росэнергоатом" общей продолжительностью более 80 ч. В апреле 2000 г. установлена видеоконференцсвязь со строящейся Ростовской АЭС. Особое внимание уделяется технической оснастке Оперативно-диспетчерского отдела СКЦ.

Приоритетным направлением деятельности является создание Телекоммуникационной основы создающейся Информационно-коммуникационной системы Минатома России. В 2000 г. запланирована организация каналов связи к 60 радиационноопасным объектам отрасли. За срок немногим более года СКЦ разработал ряд пилотных проектов. В настоящее время Центром активно ведутся работы по развертыванию четырех функциональных систем:

СКЦ работает над созданием базы данных о состоянии и работе предприятий Минатома России. На операторский пульт СКЦ планируется вывести сведения обо всех ядерно- и радиационноопасных объектах, имеющихся в стране, а так же перемещения радиоактивных грузов.

СКЦ тесно сотрудничает со службами Минатома России и других ведомств, которые, в случае чрезвычайной ситуации, будут осуществлять действия по выработке антикризисных мер и ликвидации последствий аварий. СКЦ все в большей мере готов давать соответствующую оперативную информацию органам государственной власти, органам управления по использованию атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и общественным организациям, в том числе международным.

Создание мониторинга финансово-экономического состояния отрасли направлено на совершенствование функционирования предприятий отрасли. Это позволит определять "болевые точки" процессов развития отрасли и принимать безотлагательные управленческие решения на разных уровнях.

Система использует сведения, поступающие в единый банк данных СКЦ, и создается как постоянно развивающаяся информационная система, удовлетворяющая изменяющимся потребностям пользователей. Аналитические возможности системы по мере ее реализации будут возрастать за счет усложнения решаемых задач, расширения направлений анализа и перехода к комплексному системному рассмотрению возникающих проблем на базе специально разработанных экономико-математических моделей.

Система записывает информацию в банк данных и отображает информацию, получаемую из банка данных СКЦ или долговременного архива.

Система представления данных по радиационной, химической и экологической обстановке предназначена для контроля обстановки на предприятиях отрасли, в районах их расположения и прогноза ее изменения при обосновании решений по защите персонала и населения.

Информационно-справочная система (ИСС) оказывает помощь при проведении анализа текущего состояния предприятий и при выработке рекомендаций по устранению аварийных ситуаций, обеспечивает наличие основной справочной информации о предприятиях, предоставляет пользователям возможность иметь доступ к большому количеству справочной информации, хранящейся и банке данных. В отличие от данных по текущему состоянию объектов (текущие значения параметров) справочная информация представляет собой условно-постоянные и накапливаемые сведения.

Основное назначение единой информационной системы учета ядерных материалов (ЯМ) - сбор информации, ведение национальной базы данных, информационное обеспечение системы государственного учета и контроля на различных ее уровнях (федеральном, ведомственном). Отчеты в информационную систему должны представлять все предприятия, осуществляющие деятельность по производству, использованию, переработке, хранению и перевозке ядерных материалов.

Информационное обеспечение СКЦ создается на основе регулярного получения необходимых данных с предприятий отрасли и от других организаций, располагающих такой информацией. Поэтому представление информации в СКЦ, как на регулярной основе, так и по запросам, является обязательным для предприятий отрасли. Организационно-правовые вопросы обмена информацией между предприятиями и корпорационными структурами отрасли, с одной стороны, и СКЦ, с другой, определяются "Положением об обмене информацией", которое определяет порядок обмена информацией для двух режимов работы СКЦ: режима повседневной деятельности и режима нештатной ситуации.

В 2000 г. планируется существенно расширить возможности системы радиационного мониторинга СКЦ Минатома России, подключив к ней ряд подсистем АСКРО АЭС (атомных электростанций), АСКРО ЯХК (ядерно-химического комплекса) и АСКРО ПИР (предприятий с исследовательскими атомными реакторами и ядерно-физическими установками).

Другим важнейшим направлением деятельности СКЦ Минатома России является получение и анализ информации о радиационном и химическом загрязнении окружающей природной среды в результате деятельности ядерно- и радиационноопасных предприятий отрасли. Цель данной работы - создание объективной картины воздействия предприятий отрасли на окружающую природную среду и население. В связи с этим в 2000 г. планируется ввести в действие первую очередь Системы экологического мониторинга СКЦ Минатома России.

Кроме того, в течение года к Системе экологического мониторинга СКЦ Минатома России будут подключены некоторые объекты и предприятия отрасли и введена необходимая справочная и нормативная информация, а также данные о химическом загрязнении окружающей природной среды объектами и предприятиями других отраслей и ведомств, в дальнейшем подлежащие периодическому обновлению.

Органом повседневного управления Отраслевой системой предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ОСЧС) Минатома России является оперативно-диспетчерская служба СКЦ. Служба сформирована из специалистов в области радиологического мониторинга и радиационной защиты, автоматизированных систем управления и контроля, моделирования физических процессов при радиационных авариях.

В зависимости от текущей обстановки на объектах Минатома и в зонах их дислокации предусмотрено три основных режима работы функциональных подразделений оперативно-диспетчерской службы СКЦ: режим нормальной эксплуатации объектов; режим нештатной ситуации; режим чрезвычайной ситуации. Кроме того, может вводиться режим проведения противоаварийных учений и тренировок.

Оперативно-диспетчерская служба СКЦ взаимодействует с аналогичными отраслевыми и федеральными службами: Госатомнадзором России, Росгидрометом России, Министерством обороны России, Российским авиационно-космическим агентством, Минздравом России, Госкомэкологии, МЧС России, ФСБ России, МВД России.

СКЦ участвовал в информационной поддержке действий по выходу из кризисной ситуации при аварии на японском заводе по производству ядерного топлива (30 сентября - 1 октября 1999 г.).

СКЦ принял участие в учениях "Урал-99", в которых было задействовано около 200 чел. Учения проходили на достаточно высоком уровне. Опыт, приобретенный на учениях, особенно полезен в части согласованности работы специалистов различных ведомств. Разного рода нештатные ситуации Минатома России отрабатываются постоянно.

Но исполнение Постановления Правительства Российской Федерации "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" в Минатоме России создана Функциональная (отраслевая) подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ОСЧС).

ОСЧС имеет два уровня управления: федеральный и объектовый (уровень организаций). Каждый уровень управления ОСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В целях решения комплекса специальных задач по ликвидации последствий аварий с ядерными боеприпасами, ядерными зарядами, их макетами и составными частями при их создании, испытании и ликвидации в составе ОСЧС организована Специальная профессиональная аварийно-спасательная служба (САС). Деятельность САС определяется специальным постановлением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Приказом по министерству в Минатоме в составе ОСЧС создана спасательная служба (АСС), объединившая в единую организационную структуру профессиональные и нештатные АСФ предприятий отрасли, органы управления и образовательные учреждения по подготовке спасателей. Цель создания - организация единой системы обеспечения готовности спасателей и АСФ к реагированию и ликвидации последствий ядерных, радиационных и химических аварий на предприятиях, а также при транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ независимо от их ведомственной принадлежности.

Важным аспектом деятельности АСС является обеспечение правовой, нормативной и социальной защиты спасателей и специалистов, привлекаемых к аварийно-спасательным работам.

В Министерстве образована и действует Центральная ведомственная комиссия по аттестации (ЦАК), созданы аттестационные комиссии на предприятиях, имеющих в своем составе аварийно-технические центры, аварийно-испытательные отделы, газо- и горноспасательные службы, специальные аварийные бригады.

Для оказания практической помощи предприятиям отрасли со стороны ОКЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций по представлению департаментов, управлений Минатома России, его корпорационных структур создаются группы экспертов (ЭГ).

ЭГ формируются из специалистов Центрального аппарата, предприятий и организаций Минатома России и других министерств, ведомств и организаций (по согласованию с их руководителями) и работают под непосредственным руководством ОКЧС.

Согласно статье 13 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" организации, в том числе общественные, и граждане имеют право на получение достаточно обширной информации в области использования атомной энергии. Вся информация, которой владеет СКЦ Минатома России, может быть доведена до общественности. Планируется проведение конференций и встреч с общественностью, представителями средств массовой информации здесь в СКЦ, в Москве, а также в местах эксплуатации, размещения и сооружения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

В целях контроля целостности, достоверности и авторства передаваемой по каналам связи электронной информации предусматриваются сертифицированные средства электронно-цифровой подписи.

Ситуационно-кризисный центр видит свою задачу также в организации психологической поддержки персонала на ядерно- и радиационноопасных объектах атомной о.трасли и в информировании населения.

Считаем, что создание СКЦ Минатома России в значительной мере повысит ядерную и радиационную безопасность страны, устойчивость работы всех отраслей, связанных с использованием ядерных источников энергии, а также снимет страх перед радиацией, который зачастую становится более опасным, чем сама радиация.

Глава II
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСЛЕ ЧЕРНОБЫЛЯ

В КОНЦЕ XXI ВЕКА

Феоктистов Л.П.,
академик РАН, Герой Социалистического Труда,
лауреат Ленинской и Государственной премий.

Не так давно довелось стать свидетелем и участником опроса телезрителей. В прямом эфире был задан вопрос: "Открытие ядерной энергии для общества - благо или вред?" Голоса разделились поровну. Неопределенность, заключенная в вопросе, повлекла за собой и неоднозначность ответов. А все дело в том, что у ядерной энергии две ипостаси, две "родовые" функции: военная - разрушительная и энергетическая - созидательная.

Для меня отправным является то положение, что вместе с исчезновением ядерного оружия - антигуманного, направленного против беззащитного населения, ядерная энергия, напротив, будет проникать внутрь цивилизованного общества в виде тепла, электричества, медицинских изотопов и т.д. Будет врастать в нашу жизнь как энергия экологически наиболее чистая, с практически беспредельным сырьевым ресурсом. Она безальтернативна в стратегическом плане.

Открытие ядерной энергии - высочайшее достижение мировой науки, его нельзя ни закрыть, ни забыть, его нужно научиться использовать не во вред, а на пользу человеку. Чтобы непредвзято оценить роль атомной энергии в общем энергопроизводстве, попытаемся для начала развеять некоторые распространенные предубеждения.

Например, такое. При извлечении урана из недр и, наоборот, при захоронении радиоактивных осколков деления происходит нарушение глобального радиоактивного равновесия.

Несомненно это так, но ядерная энергия не является в этом отношении каким-то исключением. Всякое вмешательство человека в естественное протекание природных процессов нарушает равновесие. Нам не обойтись без тепла в жилище, без телевизора, телефона, электрического утюга и всех прочих удобств, в основе которых -энергоисточники. А за киловаттами энергии, полученными на уже привычных нашему сознанию гидроэлектростанциях, - пересохший Арал, подтопленные города и поселки, бьющиеся о каменные глыбы Волгоградской ГЭС осетры...

Неверным, по крайней мере, в своем абсолютном выражении, является также положение, будто ядерная энергия "не от Бога", что она противоестественна, что человек и все живое в своем развитии не обрели защитных инстинктов против радиоактивности.

Во-первых, многие вредные химические вещества также не обладают предупредительными признаками: угарный газ не имеет цвета и запаха, сильнейший яд - цианистый калий - имеет запах "всего лишь" горького миндаля и т.д.

Во-вторых, на самом деле вся наша жизнь пронизана радиацией - от Земли, из космоса. При этом естественный фон может меняться в 2-3 раза вследствие суточных, сезонных, солнечных вариаций. На Земле есть отдельные населенные районы (юго-западное побережье Индии, Атлантическое побережье Бразилии), где радиоактивный фон в 10 раз превосходит средний из-за песков-монацитов, содержащих радиоактивный торий. Кроме естественного фона, как бы постоянной составляющей, есть и индивидуальная, переменная для каждого человека величина. Она зависит от конкретного жилища, частоты обращений за медицинской помощью и, как правило, в среднем в 2,5 раза превышает фон и не может считаться фиксированной. Другими словами, мы живем в условиях радиации, организм к ней адаптировался, а по убеждению некоторых ученых, именно радиация является источником генных, мутаций, лежащих в основе развития всего живого. Разумеется, в некоторых, хотя и не строго фиксированных, рамках.

Да, в отношении АЭС допускаются сильные выражения. Эти станции иногда называют минами замедленного действия. Многим кажется, что Чернобыль доказал несостоятельность атомно-энергетической концепции. Общее внимание сфокусировалось на опасности ядерной энергетики, в стороне оказываются события из других областей, хотя они порой, не менее трагичны, чем Чернобыль. А все, как известно, познается в сравнении.

Незадолго до Чернобыля, в 1984 году, произошли две крупные аварии. В Мексике, близ столицы Мехико, на газораспределительом заводе взорвались емкости со сжиженным газом. В результате погибло 452 человека, пропало без вести 1000, ранено 4248, в радиусе до 1 километра разрушены здания. Картина близка по ударному действию к взрыву небольшой атомной бомбы. Другая авария приключилась в Бхопале (Индия) - произошла утечка смертоносного газа. Погибло 2,5 тысячи человек, пострадали сотни тысяч, ущерб составил 50 миллиардов долларов.

Любое сложное производство связано с риском. Поскольку развитое общество невозможно представить без топлива и химии, то и аварии как неизбежное зло нам приходится оплачивать. В отношении же ядерной энергетики положение представляется менее очевидным. Далеко не все считают, что ядерная энергетика нужна вообще.

С другой стороны, такие страны, как Япония и, особенно, Франция, во много раз превосходят Россию в развитии ядерной энергетической базы. Было бы наивно полагать, что такое развитие - опрометчивый с их стороны шаг. Все дело в том, что эти страны, не имеющие достаточных топливных ресурсов, раньше других убедились в экологической чистоте ядерной энергии (разумеется, при нормальных условиях эксплуатации), ее экономической целесообразности. Довольно часто выдвигается тезис об особой опасности, возникающей в связи с атомными объектами в военное время. В самом деле, разрушение атомных станций (а также и других крупных промышленных объектов) может многократно усилить и без того ужасные последствия войны. Мерой оценки привнесенной опасности от атомной энергетики в случае любой войны, будь то ядерная или обычная, может служить общая мощность АЭС, приходящаяся на единицу площади. При достаточно большом числе АЭС такая усредненная величина представляется правильной для сопоставления, так как длина смертоносного радиоактивного следа при разрушении вытянется на сотни километров, и при ширине в десятки километров следы будут перекрывать друг друга. Россия в этом отношении рискует куда меньше таких энергонасыщенных стран, как Франция и Япония и даже США с их обширной территорией.

Приводя и комментируя различные доводы "за" и "против" ядерной энергетики, я никоим образом не ставлю своей целью хоть как-то приуменьшить потенциально существующую радиоактивную опасность. Для меня важно подчеркнуть, что у ядерной энергии нет той исключительности, с точки зрения опасности для людей, которую ей порой приписывают.

Давно отмечено исследователями, что жизненный уровень пропорционален производимой в обществе энергии. Наше отставание от передовых стран Европы, США, Японии выражается прежде всего в энергетической насыщенности промышленности и быта (у нас ниже примерно вдвое) и рациональном, экономном расходовании энергии - тут мы, напротив, в полтора раза расточительнее.

В том, что нужно экономить энергию, как, впрочем, и другие материальные ресурсы, - сомнения нет. Энергосбережение как выгодный способ вложения капитала все же не является бесплатным. Оно сопряжено с внедрением новейших технологий, современного, менее энергоемкого оборудования, с необходимостью теплоизоляции зданий - то есть является действием, растянутым во времени и доступным для общества, уже достигшего определенных технических высот.

В поиске альтернатив органическим и ядерным энергоисточникам чаще всего называют ветровую энергию и энергию Солнца (кстати сказать, ядерную по своей природе). Однако при первых же попытках анализа природных источников энергии на первый план выступает их основной недостаток - рассеянный, рассредоточенный характер.

Красивые картинки с изображением современных ветряных двигателей не должны никого вводить в заблуждение. При диаметре винта 10 м и средней скорости ветра 10 м/сек (36 км/час) такой ветряк сможет реализовать электрическую мощность не более нескольких киловатт. Таким образом, чтобы сравниться хотя бы со средней АЭС, ветряков потребуется несколько сот тысяч.

На один квадратный метр в средних широтах приходится 150 Вт солнечной энергии. Легко сосчитать, что для солнечной электростанции мощностью 1 ГВт(э) придется около 100 квадратных километров сплошь закрыть фотоэлементами. Помимо расхода огромного количества материалов, в том числе весьма дефицитных, до сих пор не ясно, получим ли мы разумный энергетический выигрыш, то есть окажется ли добытая солнечная энергия больше энергии, затраченной на ее извлечение. Нет уверенности и в ее широко рекламируемой экологической чистоте. И дело не только в отходах производства и отчуждении больших территорий. Представьте себе, что, как на хороших АЭС, треть солнечной энергии такой Станции в виде электричества передается из южных районов в северные. При массовом использовании солнечной энергии мы столкнемся с экологическими трудностями, не меньшими, чем при строительстве гидростанций.

Выйти на высокий энергетический уровень за сравнительно короткий срок (в пределах 10 лет) возможно только посредством развития ядерной энергетики. Последнему утверждению сопутствует ряд благоприятных моментов.

Нравится нам это или нет, но в силу многих причин в СССР преимущественное развитие получила военная промышленность: ядерная, ракетно-космическая, авиационная и некоторые другие. Потрачены огромные интеллектуальные усилия и материальные средства на развитие соответствующих научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, опытных производств и т.п. Уровень приборной и экспериментальной базы на предприятиях бывшего Министерства среднего машиностроения существенно выше, чем в среднем по стране, квалификация научных и инженерных кадров не уступает мировым стандартам. Мы поступили бы расточительно, неразумно, нелепо, если бы не воспользовались высоким уровнем производства на этих предприятиях.

Теперь уже ясно, что мир встал на путь массового ядерного разоружения. Это означает, что скоро высвободится огромное количество ядерных материалов - около 100 тонн плутония-239 и 1000 тонн урана-235. Такого количества делительных материалов хватит на 40 лет эксплуатации ныне действующих АЭС. Если же иметь в виду более экономные и перспективные реакторы будущего, о которых речь пойдет ниже, то и на многие сотни лет вперед.

Разумно ли, особенно при нашей бедности, не воспользоваться этим как бы "бесплатным" ядерным топливом? Десятки миллиардов рублей, затраченных на создание военной техники, вернулись бы в сферу мирного потребления - ведь в атомных электростанциях топливная составляющая достигает 15-20 процентов стоимости производства электроэнергии. Наконец, разве лучше, если мы начнем строить склады с военным плутонием и ураном, выставлять многочисленную охрану экономически разорительную, или, что еще хуже, как предлагают некоторые горячие головы, зарывать в землю, уничтожать эти ценные материалы, стоимость которых намного выше золота?

Однако какие бы слова и заклинания ни произносились, общество не примет ядерную энергетику, если не будет уверено в полнейшей ее безопасности. И не помогут ссылки на Японию, Францию: одно дело там, другое - у нас.

Около пятнадцати лет назад в Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова широко обсуждались вопросы строительства АЭС в грех предположениях развития: высокого, среднего, низкого (по среднему прогнозу - до 150 ГВт(э) суммарной мощности АЭС к 2000 году). Сейчас можно констатировать, что развитие пошло ниже самой низкой кривой. И даже само слово "развитие" следует взять в кавычки. И дело не только в том, что Россия переживает глубокую экономическую реформу и дезорганизацию производства. Спад в ядерной энергетике произошел раньше. Его причина заключена в реакции общества на Чернобыльскую аварию.

Стало ясно, что ключевой момент, определяющий развитие атомной энергетики, концентрируется в вопросах безопасности. Сама проблема безопасности многогранна. Философский принцип ныне состоит в том, чтобы любое действие, пусть незначительное, не исчерпывающее проблему в целом, но направленное на повышение безопасности, расценивалось бы как явление положительное.

Только тогда, вместе с дальнейшим усовершенствованием атомной техники можно надеяться, что удастся преодолеть скепсис населения, правительства, разорвать связь между ядерной войной и АЭС, гибелью и созиданием.

Со времени первых атомных электростанций конъюнктура резко изменилась. Раньше на первый план выдвигалась экономия активно-делительных материалов, их оборачиваемость и, следовательно, предельно напряженная по энерговыделению активная зона. Сегодня картина обратная: происходит затоваривание ураном как по причине разоружения, так и из-за резкого спада ядерно-энергетической программы. Ныне выдвигаются другие приоритеты, главный из них - безопасность.

Безопасным реактором мы будем называть такой реактор, который ни при каких неконтролируемых ситуациях не создаст радиоактивного загрязнения вне пределов реакторного зала.

Реактором с внутренней безопасностью назовем такой безопасный реактор, в котором авария гасится не усилиями человека (оператора), а автоматически, в силу заложенных в него физических причин.

Наши рекомендации