Биологическо-социальная природа человека
5.2.1. Биологическое и социальное в историческом развитии человека
- Эволюция человека продолжается.
- Ведущая роль культуры в эволюции homo sapiens.
- Естественный отбор у животных – главный фактор эволюции
- Естественный отбор человека - в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций.
- Физическое здоровье homo sapiens улучшилось.
- Процесс биологической эволюции человека как вида прекратился со времени появления homo sapiens.
- В основе эволюции лежит – развитие интеллекта и целесообразность деятельности.
- Возрастает роль социальной информации.
5.2.2. Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.
- Два подхода:
· панбиологизм – развитие целиком обусловлено генами;
· пансоциологизм - одинаковые природные генетические задатки развиваются воспитанием и образованием.
- Сегодняшняя точка зрения – наследуются не способности, а их задатки.
- Генетический потенциал человека ограничен во времени (если пропущен срок ранней социализации, потенциал (задатки) не успеют реализоваться).
- Характерные черты человеческого поведения приобретаются через социальное наследование.
- Генотип – наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.
- Фенотип – совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшаяся в процессе его индивидуального развития.
-Фенотип изменяется в течение всей жизни и зависит от генотипа и среды.
-Структура фенотипа:
· биологические задатки, кодируемые в генах;
· среда – социальная и природная;
· деятельность организма;
· эволюция сознания
-Адаптация человека(на основе 2-х программ наследственности: биологической и социальной).
- Человек – и часть природы, и продукт общественного развития (среды).
5.2.3.Социобиология или социология о природе человека
- Основатель - Э.О.Уилсон (1975).
- Социобиология – синтез популяционной генетики, эволюционной теории, этологии и экологии.
- Главный тезис – каждая форма социального поведения обязательно имеет генетическую основу, которая заставляет индивидов действовать, так, чтобы иметь успех у сородичей.
-Социология выявила:
· Гены агрессивности и гены незлобивости.
· Объяснила различие в поведении на основании пола животного.
· Назначение самок – обеспечит выживание;
· Интерес самцов – репродуктивный успех, в меньше степени организуя семью.
- Спорный вопрос социобиологии – эгоизм или альтруизм – является движущей силой эволюции.
- К. Докинс – само воспроизводство жизни – функция эгоизма и все что эволюционировало должно быть эгоистичным.
- Альтруистическое поведение дает преимущества родственным особям, гены альтруизма в них сохраняются.
- Популяции, в которых индивиды демонстрировали самопожертвование ради пользы других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которого, прежде всего, заботятся о собственном благополучии.
- Теория генно-культурной коэволюции. (Процессы генной и культурной эволюции проходят совместно, но ведущая роль отводится генам.).
5.2.4. Сознание и нравственность
- Нравственность - отличие человека от животных.
- Нравственность – искусственный механизм запрещающий убийство.
-Экологическая этика.
- Углублении нравственности :
· Критерием нравственности служит совесть;
· Глубинная экология – бережное отношение человека с природой;
- От расширяющейся Вселенной к расширяющемуся сознании и углублению нравственности.
5.2.5. Сходства и различия человека и животных
- Сходство определяется:
· Вещественным составом, строением и поведением организмов. Животные испытывают чувства: радости , горя, вины, тоски и т.п. У них есть любопытство, внимание, память, воображение;
· Человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла до них эволюция животного;
· У человека есть рудиментные органы, которые выполняли важные функции у животного и сохранились у человека, но ему не нужны.
- Отличия:
1. Разум;
· Способность к понятийному мышлению, т.е. формированию отвлеченных абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены свойства конкретных вещей.
· Интеллект;
· Планирование, проект, Модель;
· Сознание того, что делает;
2. Речь (по Павлову «вторая сигнальная система») – общение с помощью слов;
3. Способность к труду.
· Человек способен не использовать а изготовлять орудия труда.
· Человек преобразует среду;
· Прямохождение.
4. Наличие руки, особенно большого пальца.
5. Использование огня ;
6. Захоронение трупов
5.2.6. Особенности психологии мужчин и женщин
- Основатель теории К. Хорни.
- Наша цивилизация – мужская цивилизация;
- основана на силе
- стремление женщин к равенству стимулирует комплекс мужественности.
- Отличие мужчин и женщин в различии их биологических ролей:
· Вклад женщин – воспроизводство и воспитание, сохраняют свойства гомо сапиенса, поддерживают семейный очаг, более эмоциональны и интуитивны, передают информации, менее рациональны.
Мозг- полушарие - левое
· Вклад мужчин – создают информацию, запрограммированы на поиск, преобразование среды более логичны.
Мозг – полушарие – правое, абстрактное мышление.
- Проблемы женщин – в особенностях их психологии. В результате тяжелые душевные переживания, депрессии.
Способы защиты от тревоги: любовь, подчинение, дистанцирование от людей, потребительство.
5.2.7. Этология и человек
- Схожесть человека и животных.
- Агрессивность человека от агрессивности животного.
- Садизм – в инстинкте агрессии.
- Как и в животном мире, агрессивность присуща мужчинам.
- Отбор отрицателен для вида, стимулирует войны, экологический кризис.
- Меры борьбы с агрессивностью. (смех).т
- Тормозящие механизмы: спорт, наука, смех, борьба с грехами.
- Отличие от животных
- Возможность у человека внутриличностного конфликта
- Животные более жестко реагируют на стимул, чем человек.
- Обучение человека, и все связанное с ним.
- Потребность в игре.
- В человеческом мире ослаблен естественный отбор.
- Возможность вырождения.
5.2.8. Психологическая природа человека
- Бессознательное и сознательное в человеке
-Бессознательное по З. Фрейду
- Три пласта психики человека
· «Оно» (Id) – нижний пласт –за пределами сознания
· «Я» (Ego) – сравнительно небольшой слой сознательного
· «Сверх-Я» ( Super Ego) – верхний слой – идеалы и нормы общества, мораль, цензура, долг.
- «Оно» - подчиняется принципу удовольствия, решающее влияние на мысли, чувства, поступки; человек- существо, управляемое сексуальными устремлениями- сексуальной энергией - либидо.
- Бессознательно - врожденная склонность к разрушению и агрессии
- «Инстинкт смерти»
- по Фрейду человек - набор противоречий:
· Биологические влечения и социальны нормы;
· Сознательное и бессознательно;
· Инстинкт жизни и инстинкт смерти.
- К.Г. Юнг – «коллективное бессознательное» (опыт предшествующих поколений).
- Э Фромм объединил психоанализ Фрейда и марксистскую концепцию человека, пытаясь найти середину. Человек (по Фромму) – биологически неприспособленный несамодостаточный индивид, следствием чего и является его социальное развитие. Развить свои способности он не может потому, что смертен.
5.2.9. Человек: индивид и личность.
-С биологической природы человек – индивид, представитель рода, один из многих, он безличен.
- С социальной – личность как социальная индивидуальность, итог многих факторов, личность тем значительнее, чем сильнее аккумулирует социокультурный опыт человека и вносит в свою очередь индивидуальный вклад в его развитие.
-Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность. Иначе это «вещь в себе».
-Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему осуществить свою жизнедеятельность.
5.2.10. Психогенез
- Понятие психогенеза Процесс развития психики.
- Нейрофизиология, психоанализ, кибернетика
5.2.11. Неклассические взгляды на психику
- Холотропная модель сознания С. Грофа.
Тема 6.