Воспитание отношения дошкольников к природе как педагогическая проблема

Методические указания для студентов ЗФО

По выполнению практических, лабораторных занятий, и различных видов самостоятельной работы

Теория и технологии экологического образования детей

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование

преп. Терентьева Л.И.

План семинарских, лабораторных занятий по семестрам

К, 5 семестр

Семинар 1

Современные программы экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Основные идеи и структурные элементы парциальных программ.

2. Характеристика технологий экологического образования и воспитания дошкольников. Выделить:

А) Содержательную часть обучения: цели обучения, содержание учебного материала.

Б) Процессуальную часть (технологический процесс): организация учебного процесса, деятельность детей, методы, формы работы педагога, диагностика.

- Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик»;

- Кондратьева Н.Н. Программа экологического воспитания «Мы»;

- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников;

- Рыжова Н. А. «Наш дом – природа»;

Литература:

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М., 1997.

2. «Мы». Программа экологического воспитания / Н. Н Кондратьева и др. – С.Пб.: Детство-пресс, 2002. – 240 с.

3. Николаева С.Н. Юный эколог // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 9.

4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

5. Николаева С.Н Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7. – С. 52 – 64.

6. Рыжова Н. Наш дом – природа. – М., 1996.

Задания:

1. Студенты распределяются по группам, выбирают программу, анализируют её, занося данные в таблицу.

2. С результатом анализа выступить на семинаре.

Таблица

Характеристика программ

№ п/п Название программы, авторы, ыыходные данные Цель, задачи программы Основные разделы программы Принципы программы Содержание (выделить знания, умения и навыки)


Лабораторное занятие 1

Тема: Освоение дошкольниками морфофункциональной приспособленности живого организма к среде обитания.

Цель: Формировать у студентов умения самостоятельно разрабатывать фрагменты занятий о взаимосвязи животных со средой обитания, опираясь на теоретические положения.

Вопросы для повторения:

1. Основные понятия науки экологии, выделенные С.Н. Николаевой для освоения дошкольниками.

2. Естественнонаучные идеи, выделенные Н.Н. Кондратьевой, их значение для понимания дошкольниками.

Литература:

1. Николаева С.Н. Теория и методика ЭКО образования детей.- М: Академия, 2002, С. 33 - 37.

2. Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы экологического воспитания в детском саду // Теоретические основы программы воспитания в датском саду. СПб.- 1992г. стр.45-58.

3. Мир природы и ребёнок./ Под ред. Л.Н. Маневцевой. СПб.-1998г. стр. 52-58.

4. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1984.

Выполнение задания на занятии:

1. Выбор животного для обоснования его взаимосвязи со средой обитания.

2. Отбор биологических сведений, характерных для данного животного.

3. Формулировка задач по освоению дошкольниками взаимосвязей в природе.

4. Последовательное описание механизма взаимосвязи животного со средой обитания.

5. Защита созданных фрагментов.

На занятие принести:указанную литературу, литературу о биологических сведениях про животных.

К, 6 сем.

Семинар 2.

Развивающая экологическая среда как средство формирования экологической воспитанности дошкольников

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «экологическая среда». Экологическая среда в ДОУ – важное средство и условие формирования экологической воспитанности дошкольника.

2. Основные критерии создания экологической среды в ДОУ.

3. Экологические пространства и элементы развивающей среды, их функциональная роль в экологическом развитии детей.

4. Основные формы и методы работы с дошкольниками в условиях развивающей экологической среды.

Литература:

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 361 – 375.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 1999. – С. 16 – 18, 45 – 51.

3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 128 с.

4. Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа». – М., 1996.

5. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3. – С. 50 – 61.

Задания:

1. Изучить литературу.

2. К вопросу 1 подготовить сообщение (7 мин.).

3. К вопросу 3 дать сравнительный анализ содержания экологических пространств, рекомендуемых Н.А. Рыжовой и С.Н. Николаевой.

Семинар 3.

Воспитание отношения дошкольников к природе как педагогическая проблема

Вопросы для обсуждения:

2. Педагогические условия воспитания эмоционально- положительного отношения дошкольников к природе.

3. Основные показатели бережного, заботливого отношения дошкольников к природе.

4. Методы и приемы формирования различных видов отношения к природе.

5. Роль примера взрослого в формировании доброжелательного отношения к внешне непривлекательным животным и растениям.

Литература:

1. Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное воспитание.–1981. – № 5. – С. 24 – 25.

2. Гофман Р. Воспитание бережного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 4. – С.27–29.

3. Дружинина Т., Мешкова Н., Николаева С. Воспитание бережного отношения к растениям // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 7. – С. 18 – 22.

4. Ибрагимова М.К. Воспитание у детей заботливого отношения к животным // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 1. – С.30 – 34.

5. Нисканен Л.Г. Формирование положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольник и младший школьник в системе образования: Материалы международной научно–практической конференции. 7–8 апреля 2004 г. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена. С. 115 – 122.

6. Унучек Л. Роль знаний в воспитании бережного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 7. – С. 4 – 6.

7. Унучек Л. Воспитание бережного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 6. – С. 36 – 40.

Задания:

1. Изучив литературу, подготовить таблицу.

Таблица

Формирование отношения дошкольников к природе

Автор, название статьи Педагогические условия формирования отношения Показатели отношения детей к природе Методы, приемы и формы работы
       

Семинар 4.

Наши рекомендации