О манерах — хороших и разных

Рассмотренные нами нормы и правила касались конкретных си­туаций: приветствия, знакомства, ведения беседы. Уже в этих, при­вычных формах обращения проявляется определенная манера по­ведения, характеризующая общую и этикетную культуру человека. Однако то, что принято называть «манерами», -касается более широ­кого спектра человеческого поведения и поступков.

Манеры— способ держать себя, внешняя форма поведения, об­ращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, ин­тонация, характерные для человека походка, жестикуляция, мимика. Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность, уме­ние контролировать свои поступки, внимательно и тактично обра­щаться с людьми.

Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стес­няясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряш-

ливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окру­жающим, пренебрежение к чужим интересам, беззастенчивое навязыва­ние другим людям своей воли и желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, проявляющееся в бестактности, сквернословии, употреблении унизитель­ных кличек и прозвищ.

Хорошие манеры предполагают многое: например, умение пра­вильно держать свое тело, всегда управлять своими движениями. Манера держаться — это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность. Хорошие манеры диктуют нам, что не сле­дует быть угрюмым или погруженным в собственные заботы. Не показывайте на людях свое дурное настроение. Будьте обходитель­ны, приветливы.

В манере поведения достаточно велика роль привычек. Они мо­гут как подчеркивать достоинства человека, так и сводить к нулю его лучшие черты. Иногда человек ведет себя неестественно, многое те­ряя при этом. Быть естественным — одно из главных требований к поведению, а попытки выглядеть иначе всегда заметны со стороны. Жесты, мимика, движение, позы— их иногда еще называют не­вербальными средствами общения (в отличие от словесных — вер­бальных) — являются необходимой частью имиджа личности. Ча­сто случается, что именно они показывают истинное лицо человека даже тогда, когда он сам этого не хочет, с их помощью можно ска­зать гораздо больше, чем словами.

Еще до нашей эры Цицерон говорил своим ученикам: «Все движения души должны сопровождаться жестами: кисти рук, пальцев, всей руки, протянутой вперед; ноги, ударяющей о землю; особенно богата мимика глаз. Жесты подобны языку тела, который понимают даже дикари и варвары».

Специалисты утверждают, что если с помощью слов передается 7% информации, с помощью звуковых средств (тон голоса, громкость речи и т.п.) — 38%, то с помощью мимики, жестов, позы — 55%. Иными сло­вами, не столь значимо, что говорится, а как это говорится и что при этом делается. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибе­гал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация воспринимается с большим доверием. И если между двумя источниками информации — вербальным и невер-

454 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Глава 17. Этика и этикет 455



О манерах — хороших и разных - student2.ru О манерах — хороших и разных - student2.ru О манерах — хороших и разных - student2.ru бальным — возникает противоречие (говорит человек одно, а на лице у него написано другое), то большего доверия заслуживает невербальная информация.

Учитывая это, необходимо в процессе общения, с одной стороны, контролировать свои движения и мимику, с другой — уметь интер­претировать реакцию партнера. Для этого полезно изучить язык невербальных компонентов общения.

Интерпретация жестов, поз и других компонентов невербально­го общения не всегда бывает одинаковой: необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание. Особенно значимы невер­бальные компоненты общения — поза, взгляд, улыбка — в первые минуты знакомства. Еще не произнесено ни единого слова, а первая оценка собеседника уже получена. Изменить ее впоследствии быва­ет очень трудно. Что же наиболее существенно в этот начальный момент общения? Прежде всего, необходимо показать заинтересо­ванность в предстоящей беседе, готовность к конструктивному об­щению, открытость для новых идей и предложений. Поведение, как уже говорилось, должно быть естественным, но от некоторых при­вычек все же следует отказаться.

Не следует принимать позу, характеризующую закрытость и агрессив­ность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко рас­ставленные на краю стола локти, сжатые в кулак или сцепленные паль­цы. Не следует надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве..Не видя глаз собеседника, партнер может чувство­вать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказыва­ется ему недоступной. В результате доверительная атмосфера общения может не возникнуть.

Походка не должна быть вялой. Но не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Наилучший вариант — прямая осанка и разме­ренные движения, которые не должны быть излишне резкими и быст­рыми.

Сидя на стуле, не нужно раскачиваться, садиться на край, не реко­мендуется облокачиваться на стол. Присаживаться и подниматься нуж­но, не производя шума. Стул не двигают по полу, а переставляют, взяв­шись за спинку.

Привычки машинально раскачивать ногой, ерзать на стуле, периоди­чески постукивать по нему каблуком могут быть восприняты как невни­мание или нежелание продолжать'разговор.

Во время беседы сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Для сидящей женщины наиболее приемлема поза — колени вместе, ступни одна возле другой, голени повернуты слегка наи­скосок.

Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест мо­жет быть воспринят собеседником как недовольство или желание пре­кратить разговор. Поднятые плечи или втянутая голова означают на­пряженность, производят впечатление замкнутости. Подпирать голову рукой при разговоре некрасиво. Это может означать скуку или уста­лость.

Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. На­клон головы создает впечатление, что человек внимательно слушает. В то же время не стоит делать того, что может быть расценено, как затягивание времени, попытка уйти от ответа (закуривать сигарету, про­тирать стекла очков).

Позы участников беседы отражают их субординацию. Очень важна психологическая субординация — стремление доминировать или, напротив, подчиняться, что может не совпадать со статусом участни­ков. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство.

Допустим, один из собеседников присел на краешек стула, положив руки на колени, другой — развалился, небрежно закинув ногу на ногу. Взаи­моотношения этих людей легко «прочитываются», даже если не слышно, о чем идет речь: второй полагает себя хозяином положения, первый — подчиняющимся (при этом неважно истинное соотношение занимаемых ими позиций).

О стремлении доминировать свидетельствует такая поза: одна рука на бедре, другая опирается на косяк двери или стенку, или голова чуть приподнята, руки сложены у талии. При желании же подчеркнуть со­гласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если при дружеской беседе один из партнеров сидит, подпе­рев голову рукой, то другой почти автоматически делает то же самое, как бы сообщая: «Я такой же, как и ты».

Жесты весьма информативны. Они могут быть сигналом к окон­чанию встречи (например, готовность одного из партнеров встать из-за стола — корпус чуть наклонен вперед, при этом руки опира­ются на что-либо) или иметь прямо противоположное значение и

О манерах — хороших и разных - student2.ru 456 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Глава 17. Этика и этикет 457



свидетельствовать о заинтересованности в беседе (рука находится иод щекой, но не подпирая ее).

Выделяется четыре типа жестов в зависимости от их предназна­чения. Первый тип — жесты символы.

К ним относится, например, довольно распространенный сегодня аме­риканский символ O.K., передающийся с помощью большого и указа­тельного пальцев, сложенных буквой «О», и означающий «все хоро­шо», «все в порядке». Или известный всем знак победы, «виктории» — в виде латинской буквы V. Впервые его употребил еще во время вто­рой мировой войны У. Черчилль, отогнув от кулака поднятой вверх руки указательный и средний пальцы. Но оказывается, знак победы можно показывать и по-другому. Например, Корасон Акино во время вступления на пост президента Филиппин торжествовала победу, ото­гнув указательный и большой палец левой руки... Удивил и Джорж Буш: на трибуне Белого дома он сделал знак победы из указательного пальца и мизинца (интересно, что именно такие «рога» для итальян­цев имеют значение «отвести дурной глаз», а для француза — «быть рогоносцем»).

Другие жесты-символы еще в большей степени ограничены рам-ками той или иной культуры, причем эта специфичность может про­являться по-разному. Во-первых, жест-символ, значимый в одной культуре, в другой может отсутствовать вовсе.

Так, в ряде провинций Китая традиционный для нас поцелуй расценива­ется не иначе как отвратительное поведение и даже преследуется по закону. Правда, речь идет лишь о поцелуе в губы. А вот в Индонезии, чтобы продемонстрировать свои чувства любимой девушке, любимый должен... перегрызть ей брови. Причем не щипцами, а именно зубами. Жители острова Бали взаимные симпатии проявляют долгим стоянием друг против друга. Считается, что таким способом объекты обожания как бы растворяются друг в друге. У австралийских же аборигенов мужчине достаточно запустить руку под мышку возлюбленной, затем поднести пальцы к собственному носу: «Принимаю тебя вместе с твоим запахом», — означает сей странный для нас жест.

Во-вторых, в различных странах и культурах для обозначения одних и тех же или близких понятий используются разные жесты-символы. По-разному, например, приветствуют друг друга в разных странах.



Не удивляйтесь, если египтянин отдаст вам честь, прикладывая ладонь ко лбу, эскимос ударит по голове и плечам, лапландец потрется своим носом о ваш, самоанец обнюхает вас, а полинезиец, обняв вас, потрет вам спину. Все это — обычаи приветствия. В былые времена китайцы, встречая друг друга, пожимали руки... самим себе. В наши дни этим жестом политические и государственные деятели приветствуют народ­ные массы.

Или: чтобы показать самоубийственность того или иного действия или решения, американцы приставляют один или два пальца к голове, как бы показывая пистолет, женщины Новой Гвинеи проводят рукой по горлу, а-японцы делают энергичное движение рукой, зажатой в кулак.

Не во всех странах жесты «да» и «нет» совпадают с нашими. В Тур­ции, чтобы продемонстрировать полное несогласие, вздергивают подбо­родок, сужают глаза и слегка пощелкивают языком. В Японии — пока­чивают кистью. В арабских странах, что-то отрицая, отклоняют голову назад и прищелкивают языком.

В третьих, один и тот же жест может иметь разные смыслы. Так, в некоторых арабских странах проведение по зубам ногтем большо­го пальца символизирует ограничение финансовых возможностей. В дру­гих же подобный жест выражает категорическое несогласие. Невзначай прикоснувшись к мочке уха, вы можете нанести оскорбление испанцу. Этот жест имеет несколько значений. Четыре из них — оскорбительные. Правда, разные. Помимо испанцев, вы заденете честь грека, мальтийца и итальянца. Лишь португальцы прикосновением к уху хотят показать, что не расслышали сказанного. Если же вы захотите обидеть голландца, при­ложив указательный палец к виску, то встретите обратную реакцию, так как отметите этим жестом большой ум собеседника.

То же самое произойдет, если вы приложите указательный палец к веку. Для итальянца из Флоренции это будет означать проявление доброжелательности, для испанца — недоверие, француз же посчитает, что его принимают за лжеца, саудовец поймет, что кого-то вы принимае­те за дурака, а сеньорита из Южной Америки подумает, что вы имеете на нее виды.

Второй тип жестов — жесты-иллюстраторы, используемые для пояснения сказанного, усиливающие и подчеркивающие ключевые моменты сообщения, в результате чего они лучше запоминаются. Наиболее типичный пример — указание направления рукой. Ин-

458 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Глава 17. Этика и этикет

459



тенсивность жестикуляции зависит от темперамента. Когда она слиш­ком интенсивна, собеседники чувствуют себя неловко, хотя часто не могут понять причину своего неудобства и раздражения.

Третью группу составляют жесты-регуляторы, играющие важ­ную роль в начале и в конце беседы. Один из таких жестов — рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Она информативна и говорит о многом, в частности, о дружелюбии и готовности к контакту. Важна интенсивность и длительность ру­копожатия. Так, короткое вялое рукопожатие и очень сухие руки могут свидетельствовать о безразличии. Влажные руки говорят о сильном волнении. Долгое рукопожатие наряду с другими невер­бальными средствами (улыбкой, взглядом) демонстрируют друже­любие. Но не стоит слишком долго задерживать руку собеседни­ка — это вызывает смущение. В деловом мире рукопожатие используется не только при приветствии, но также как символ за­ключения соглашения, знак доверия и уважения к партнеру.

К жестам-регуляторам относится и дистанция между партнерами. Американцы, например, как и англичане, при разговоре предпочитают находиться на расстоянии вытянутой руки, немцу такое расстояние по­кажется явно недостаточным, и он отступит на полшага назад. Напро­тив, итальянец и саудовец постараются сделать полшага вперед.

Четвертую группу составляют жесты-адапторы, сопровождаю­щие обычно наши чувства и эмоции. Они напоминают детские ре­акции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, переживания. Так, если человек расстроен, он может теребить мочку уха или одежду, а в затруднительных ситуациях почесывать затылок.

Но, пожалуй, наиболее универсальное средство невербального общения — улыбка. Улыбка выражает радость встречи, говорит о дружелюбии и расположении, сопровождает слова приветствия. Некоторые психологи считают, что мы улыбаемся не только потому, что рады чему-либо, но и потому, что улыбка помогает нам чувство­вать себя лучше и увереннее. Поэтому, как говорит герой фильма «Тот самый Мюнхаузен», — «Улыбайтесь, господа...»

Одно из сильнейших «оружий» общения — взгляд. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, страшным, враждебным ит.д. Небольшая задержка взгляда на собеседнике, особенно в кон­це встречи или в наиболее острые моменты, может означать: «Я до­веряю Вам» (при этом взгляд сопровождается небольшим кивком)



или «я не боюсь Вас». Слишком частый отвод взгляда в сторону может свидетельствовать о том, что человек нервничает, или разго­вор его мало интересует, и он старается его закончить.

Жесты, мимика, интонация, улыбка, взгляд являются наиболее важными компонентами общения. Овладение ими помогает лучше разбираться в людях, а также поддерживать связи и устанавливать контакты — деловые и дружеские.

Хорошие манеры, как и позы, мимика, не могут проявляться всегда одинаково. В одних обстоятельствах им следуют очень строго, в дру­гих — менее строго. Во всякой обстановке следует найти меру, чтобы не быть неестественной куклой или истуканом. А для этого не надо запоминать сотни правил, достаточно одного — необходимости ува­жительного отношения к другим. Ведь в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вме­сте чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу — за столом, на улице, в общественных местах. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, вещам.

Тем более, что знание правил приличия и этикета не является гарантией правильного поведения. Безукоризненное поведение вы­работает лишь тот, кто следует принятым в обществе правилам хо­рошего тона не только в исключительных обстоятельствах, «на лю­дях», но и в обыденной жизни. Поэтому так важно в хороших манерах постоянное упражнение.

Помните, что в Вашу повседневную жизнь должны прочно войти важнейшие правила современного этикета:

— будьте любезны, приветливы, доброжелательны;

— интересуйтесь другими, а не только собой;

— делайте все вовремя;

— говорите и пишите грамотно;

— одевайтесь со вкусом, соответственно случаю. О последнем требовании поговорим отдельно.

О культуре в одежде

Хотя и говорят, что провожают по уму, но принимают-то по одеж­ке! И одежда — одно из главных условий того, насколько хорошее сложится у людей мнение о Вас. Основой этикетной культуры в одеждеявляется вкус. Если такт относится к области взаимоотно­шений людей друг к другу, то вкус определяет эстетическое отноше-

О манерах — хороших и разных - student2.ru О манерах — хороших и разных - student2.ru О манерах — хороших и разных - student2.ru О манерах — хороших и разных - student2.ru 460 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

ние людей, что также является непременным условием этикетной культуры.

Одеваться со вкусом — это значит проявлять внимание к окру­жающим, так как гораздо приятнее иметь дело с изящно одетыми людьми, чем с неряшливыми в отношении одежды. Конечно, мнения о том, что считать хорошим вкусом, могут расходиться, но в них есть и много общего. Именно хороший вкус всегда подсказывает жен­щине ее собственный стиль — в одежде, прическе, макияже. Хоро­ший вкус заставляет следовать моде, применяя и приноравливая ее к собственной внешности, характеру. Верхом безвкусицы является слепое следование моде, ее утрированное восприятие. Французы го­ворят: «Элегантная женщина всегда одета по моде вчерашнего дня». Не стоит говорить и о том, что одежда должна быть опрятной, вычищенной и выглаженной, так как аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, с уме­нием ценить свое и чужое время. Расхлябанность, неопрятность — синоним суетливости, забывчивости.

Для мужчинынаиболее распространенной сегодня одеждой по-прежнему остается костюм. Существуют правила ношения ко­стюма:

Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь.

Надев костюм, не берите сумку спортивного типа. Желательно Но­сить необходимые вещи в дипломате, портфеле или папке.

К. костюму всегда надевайте галстук. Деловой костюм без галстука не носят. Исключение — спортивные пиджаки, которые могут быть на­деты прямо на футболку.

Сорочка, надетая к костюму, должна иметь длинные рукава. Счита­ется элегантным, если манжеты сорочки видны из-под рукавов пиджака примерно на 1,5-2 см, а воротничок выступает над воротником пиджака на 1—1,5 см.

Не выделяйтесь своей одеждой в рабочее время, в повседневном об­ращении. Неброский костюм считается хорошим тоном.

Не следует носить слишком светлые костюмы. Наиболее распрост­раненные цвета— темно-синий, различные оттенки серого. Светлые костюмы носите днем — летом и весной, вечером же темные, особенно осенью или зимой.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут (нижняя пуговица всегда расстегнута). Полностью расстегнуть пуговицы пиджа­ка можно за столом или сидя в кресле. Вставая, необходимо застегнуть


461

Глава 17. Этика и этикет

пиджак на верхнюю пуговицу.

Если вы не знаете, какие туфли и сорочку выбрать, то предпочтите белую сорочку и черные туфли. Черная обувь подходит к костюмам всех цветов. Светлая обувь и сандалии — ко всем, кроме черного и синего. Лакированные туфли подходят только к смокингу или вечерне­му костюму. Носки подбираются в тон костюму, но темнее. Они не должны быть белыми или слишком короткими.

Брюки должны быть такой длины, чтобы спереди чуть спускаться па обувь, а сзади доходить до начала каблука.

Галстук должен быть светлее костюма и темнее сорочки, он не дол­жен быть ярким или с пестрым узором. В завязанном состоянии он должен касаться нижним концом пряжки ремня. Черный галстук — знак траура. Галстук-бабочка, предназначенный для официальных тор­жеств или праздников, надевается только к темным костюмам.

Несколько дополнительных советов:

Имейте при себе два носовых платка. Первый, «рабочий» — держите в

кармане брюк. Второй — абсолютно чистый — во внутреннем кармане

пиджака.

Не кладите ручку, очки, расческу в нагрудный карман.

Не носите шляпу, надвинутую на глаза или сдвинутую на затылок.

Не носите пижаму, халат, домашние туфли нигде, кроме спальни. И помните, что спортивный костюм предназначен исключительно для за­нятий спортом.

Женщиныпользуются значительно большей свободой в выборе фасона одежды и ткани, чем мужчина. При выборе одежды женщи­не следует придерживаться следующих правил:

Основное правило, которое следует соблюдать всегда — это соответ­ствие одежды времени и обстановке. Поэтому в дневное время не при­нято принимать гостей или ходить в гости в роскошных платьях. Для таких случаев подойдет элегантное платье или платье-костюм.

Цвет одежды подбирают, учитывая, что блондинкам больше всего подходит синий цвет, брюнеткам — желтый, розовый — людям с розо­вым оттенком кожи. Зеленый и желтый цвета, а также черный шелк подчеркивают бледность лица. Красный цвет подавляет естественный цвет лица. Следует избегать контрастных сочетаний цветов.

Поперечные полосы на одежде не идут полным женщинам невысо­кого роста, а женщины высокого роста должны. избегать продольных

462____________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения______________ .

полос на одежде. Слишком модные модели одежды подходят молодым и стройным женщинам.

Несколько слов об имидже деловой женщины. Предпочтительно, чтобы ее одежда состояла из нескольких частей: кос­тюм, юбка с блузкой и жилетом и т.д. (свитер нежелателен). Одежда должна быть однотонной, без ярких, кричащих расцветок (предпочти­тельные тона — синий, коричневый, серый, зеленый всех оттенков), не супермодной. Длина юбки — не короче, чем до середины колена. Осо­бое внимание следует уделять обуви, которая должна быть элегантной, удобной, на не очень высоком каблуке. Деловая женщина всегда (неза­висимо от временйТода и погоды) носит колготки или чулки.

Вместе с тем деловая женщина — не «синий чулок». Она должна заботиться о своей привлекательности. Большое внимание следует уде­лять прическе. Макияж должен быть приятный, умеренный, запах ду­хов должен быть едва уловимый. Все это свидетельствует о внимании к себе и окружающим.

Если женщина носит очки, то они должны иметь соответствующую модную оправу. Очки вообще придают женщине деловой вид. Однако женщина в затемненных очках, даже самых шикарных, не вызывает доверия.

Неотъемлемым атрибутом деловой женщины является атташе-кейс или сумка-портфель из хорошей кожи. В сумке всегда должен быть порядок, чтобы можно было быстро найти нужную вещь. Там же дол­жен находиться мобильный телефон: ношение телефонного аппарата на поясе считается приличным только для мужчин.

Особое внимание женщина должна обратить на шляпу, перчатки, туфли, сумочку и носовой платок. Желательно, чтобы они были подо­браны в тон по цвету, одинаковы по качеству и соответствовали времени дня и сезону.

На службе деловая женщина носит минимум украшений, а те, что есть, должны служить поддержанию ее имиджа делового человека. Они могут быть и не очень дорогими: главное, чтобы они украшали женщину, а не свидетельствовали о ее финансовых возможностях. Например, счи­тается дурным тоном носить бриллианты и другие драгоценности в де­ловой обстановке. Лучше предпочесть недорогие, но элегантные сереб­ряные цепочки и другие украшения. Но деловой женщине не следует украшать себя и дешевой бижутерией.



Глава 17. Этика и этикет 463

И одежда женщины, и одежда мужчины в деловой обстановке должна быть не вычурной и не экстравагантной, а удобной, рацио­нальной, элегантной. Одежда всегда должна подчеркивать интел­лигентность, внутреннюю культуру, хорошие манеры человека.

17.4. Этикет в речевой деятельности

Правила хорошего тона предусматривают определенные требо­вания ]яе только к формальной стороне общения — приветствиям, представлениям и т.д., но и к содержанию общения — выбору темы, места, к самому процессу ведения беседы.

Но прежде нам нужно остановиться на речевом этикете, ведь слово — это не только отражение внутренней культуры человека, его духовного богатства. Это еще и самохарактеристика, средство общения с другими, возможность воздействовать на них. Манера говорить — это то, на что мы сражу же обращаем внимание и на основе чего у нас сразу же складывается первое впечатление о собе­седнике.

Наши рекомендации