ЛЕКЦИЯ 13. Совершенствование организационно-экономических методов природопользования

План лекции:

1. Международная торговля и вопросы природопользования

2. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем

3. Заключение

13.1. Международная торговля и вопросы природопользования

Развитие мировой экономики сопровождается прогрессивным ростом объемов используемых природных ресурсов. За последние 35 лет исполь­зовано 80-85% нефти и газа от общего объема их добычи за всю историю человечества. Увеличивается потребление и других видов природных ре­сурсов. Около 65% от общего объема экспорта страны составляет мине­рально-сырьевая продукция. Россия входит в группу стран-экспортеров. Однако основу ее сырьевого экспорта составляет продукция низкой сте­пени обработки, а в структуре импорта высокую долю занимают товары производственного назначения.

Природно-сырьевые, научно-технические и интеллектуальные возмож­ности России позволяют рационально сочетать различные варианты экс­портно-импортной политики. Эти возможности являются главным пре­имуществом России перед остальными странами мира, поскольку даже самые богатые природными ресурсами страны отличаются узостью сы­рьевой специализации.

Во многом эффективность экспортно-импортной политики России, в сфере природопользования будет зависеть от успеха переговоров о при­соединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).

В 1994 году Правительство России передало странам-участницам Ге­нерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) Меморандум о внешнеторговом режиме России, что открыло активную фазу перегово­ров об условиях присоединения России к ВТО. В связи с тем, что с 1 января 1995 года начала функционировать ВТО, Рабочая группа, которая была создана для рассмотрения вопроса о присоединении России к ГАТТ, была переименована в Рабочую группу по присоединению России к ВТО.

Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно – это про­верка российского внешнеторгового законодательства (включая практи­ку его применения) на предмет его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одоб­рят присоединение России к Генеральному соглашению и другим дого­воренностям ВТО. Другое – это разработка протокола о тарифных усло­виях присоединения России и перечня обязательств по Генеральному со­глашению по торговле и услугам (ГАТС). Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России и позволит закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд това­ров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Данные направления определяют условия присоединения России к ВТО, к сложившейся в мире и развивающейся практике правового и админис­тративного регулирования международных экономических отношений. Условия присоединения к ВТО – компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров на основе взаимных уступок и взаимных условий, их обус­лавливающих. Перед Россией стоит сложная задача – определить нацио­нальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и ус­ловия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе переговоров. Эта задача решается в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попы­ток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами (прежде всего, это большие масштабы и низкие издержки производства), позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо вли­ять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из центрообразующих факторов на мировом рынке.

Не менее важно отстоять право России на разумный протекционизм в отношении отраслей, составляющих фундамент экономики страны в пе­реходный период и, наконец, перевести на язык конкретных условий при­соединения к ВТО положение, содержащееся в статье 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и говорящее о том, что страна, «находящаяся в процессе перехода от центрально-планируемой к рыноч­ной экономике, может применять меры и программы, необходимые для такой трансформации».

ГАТТ в его нынешнем и будущем виде не запрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяет применять мно­гие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотиро­вание и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отрас­лей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на ос­нове определенных, иногда четко обозначенных, иногда более общих правил и правовых норм. Поэтому присоединение России к ВТО создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко определить баланс общенациональ­ных интересов и интересов отдельных отраслей экономики и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.

Переговоры о присоединении России к ВТО носят крупномасштаб­ный характер. В них вовлечены несколько десятков ведомств и прави­тельственных органов, они требуют организации и координации перего­ворного процесса. Уже на начальной стадии переговоров определилась проблема четкого выделения баланса национальных экономических ин­тересов России (обеспечивающих ее национальную экономическую бе­зопасность и целостность) я интересов отдельных групп предпринима­телей, производителей и потребителей всех форм собственности.

Наряду с общими, принципиально важными вопросами стратегичес­кого характера и долгосрочными экономическими проблемами в орбите переговоров оказались узкие конкретные, иногда технические вопросы, от решения которых во многом будет зависеть эффективность работы механизма внешнеэкономических связей страны, возникли проблемы и вопросы на уровне законодательной и исполнительной власти, федераль­ных и региональных органов власти, на уровне производителей и потре­бителей.

Вхождение во Всемирную торговую организацию начинается с опре­деления условий присоединения России к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле. До начала 1995 года аббревиатура «ГАТТ» обозначала одновременно крупнейшее межправительственное многостороннее торговое соглашение, положения и нормы которого создавали и создают правовую базу для мировой торговли и сложившуюся на базе Соглаше­ния международную организацию, в круг ведения которой входили воп­росы торговых отношений между участвующими в ГАТТ странами (на­блюдение за тем, как ими соблюдаются нормы ГАТТ, разрешение споров и конфликтных ситуаций и др.).

Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю право­вую основу для осуществления торговых операций национальными экс­портерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наиболь­шего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминаций. По существу, ГАТТ выполняло и продолжает выполнять роль многостороннего торгового договора для 132 участвующих в нем государств, заменяя в этом качестве громоздкую систему из многих ты­сяч двусторонних торговых договоров.

Интенсивное развитие мировой торговли (только за 1970-1994 гг. сто­имость мирового экспорта выросла в 12 раз, достигнув почти четырех триллионов долларов) не в последнюю очередь стало возможным пото­му, что национальные системы регулирования внешней торговли боль­шинства государств формировались вокруг содержащихся в ГАТТ общих правовых административных норм. По существу, в мировой экономике в последней четверти нынешнего столетия происходил интенсивный про­цесс унификации правового пространства, ставшего основой для разви­тия мировой торговли. Огромную роль в этом сыграло ГАТТ, одно из ключевых положений которого обязывало каждую из участвующих в нем стран применять положения Части II ГАТТ в максимально полном объе­ме, но не в противоречии с национальным законодательством, существо­вавшим на момент присоединения к ГАТТ. Часть II ГАТТ – это по суще­ству кодекс правил международной торговли, которыми должны руко­водствоваться правительства. Теперь это условие стало более жестким, требуя от каждой участвующей в ГАТТ (и в ВТО) стороны полностью совместить свое национальное внешнеторговое законодательство с поло­жениями ГАТТ-1994 и другими правовыми документами ВТО.

Присоединяясь к ВТО, Россия (ее экспортеры и импортеры) получает право на унифицированное правовое пространство, опирающееся на ГАТТ, ГАТС и ТРИПС, а также международно-правовую защиту в дру­гих государствах, гарантируемую принципами и нормами Генерального соглашения по торговле и тарифам, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российскими предпри­нимателями. Кроме того, Россия получает защиту от возможного приме­нения иностранными государствами дискриминационных внутренних на­логов, акцизов, таможенных сборов, свободу транзита для своих това­ров, согласно положениям ГАТТ о транзите; защиту от дискриминацион­ного использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.); определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных преимуществ, которые, в конечном итоге, будут содей­ствовать организованному вхождению экономики России в мировое хо­зяйство, развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом.

Важной проблемой является разрешение споров и конфликтных си­туаций во внешней торговле, предотвращение торговых войн и поиск ком­промиссов. Ситуация, сложившаяся на мировых рынках многих товаров к середине 90-х годов, делает эту проблему актуальной и для России. Механизм консультаций и поиска решений спорных и конфликтных си­туаций развивался в рамках ГАТТ/ВТО на протяжении его более чем сорокалетней истории. Данный механизм позволяет находить решения по таким сложным вопросам, как неправомерное применение торговых мер, несправедливое использование антидемпинговых мер при экспорте то­варов, и по многим другим вопросам. Сейчас этот механизм будет дей­ствовать в рамках ВТО, но это лишь усиливает его роль. Кроме того, каждый год в рамках ГАТТ торгово-политический режим нескольких стран-участниц проходит довольно жесткий экзамен. Имеется в виду си­стема наблюдения за развитием внешнеторгового регулирования стран-участниц ГАТТ (один из результатов Уругвайского раунда), которая нача­ла действовать сравнительно недавно, но уже показала себя как меха­низм, оказывающий сдерживающее влияние на торгово-политические действия отдельных стран, поддерживающий нормальный климат во внешней торговле. Последняя функция также переходит к ВТО, а в рам­ках ВТО для этих целей создан специальный орган.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защи­ты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо возросла в 1992-1995 го­дах, когда в ответ на серьезное открытие своего внутреннего рынка Рос­сия не увидела ответных шагов западных стран, а напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зару­бежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке Рос­сии.

Многосторонние переговоры под эгидой ГАТТ приобрели ключевое значение в формировании международных условий, в которых развива­ется международная торговля России. Торгово-политические итоги пере­говоров, будучи инкорпорированными в национальное законодательство стран-участниц, становились правовыми нормами, с которыми должны считаться и не участвующие в переговорах государства.

Проверка внешнеторгового российского законодательства странами-участницами ВТО в ходе переговоров, несомненно, поставит вопрос о совершенствовании многих нормативных актов России, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО. Перевод на прин­ципы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не толь­ко с точки зрения облегчения присоединения России к ВТО, но и потому, что в большинстве случаев – это общепринятые нормы и положения, на которых осуществляется международная торговля в середине 90-х годов которые облегчают развитие внешней торговли и содействуют этому.

В свою очередь, присоединение России к этим договоренностям, не­сомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуе­мости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых обращают внимание как внешнеторговые партнеры Российской Федерации, так и экспортеры и импортеры в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обя­зательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязатель­ствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнетор­говые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяй­ство».

Значительная, а возможно, и наиболее сложная часть переговорного процесса – это решение проблем, вытекающих из необходимости приве­сти режим внешней торговли товарами страны в полное соответствие с нормами ГАТТ. При этом следует помнить, что 2/3 правовых документов ВТО – это не что иное, как расширенное и модернизированное ГАТТ (ГАТТ-1994).

Всемирная торговая организация существует немногим более 5 лег ВТО начала свою деятельность 1 января 1995 года в обстановке, корен­ным образом отличной от той, которая существовала в 1986 году, когда начались переговоры Уругвайского раунда. За эти годы резко измени­лась политическая и экономическая роль международной торговли това­рами и услугами для экономического благосостояния большинства госу­дарств мира. Сложившаяся на рубеже нового тысячелетия глобальная экономика оказалась гораздо более сложным экономическим организ­мом, чем об этом судили в начале 80-х годов определяя будущие контуры многосторонних переговоров. В апреле 1994 г. совещание в Марракеше провозгласило создание ВТО, а 1 января 1995 г. ВТО начала свою дея­тельность. К середине 1996 г. 123 страны стали членами ВТО и еще 30. в том числе Россия и ряд стран СНГ, находились в процессе присоедине­ния (ГАТТ к концу 1994 г. имело 128 участников). Члены ВТО связаны гораздо более жесткой дисциплиной, чем участники ГАТТ, что создает свои специфические и немалые трудности в начальный период деятель­ность новой международной организации.

В последние годы активизировался процесс принятия новых членов ВТО. В 1996 году работала 31 Рабочая группа по приему новых членов, в 1997 году – 28. Существенно возросло число заседаний, связанных с обсуждением проблем в следующих новых направлениях деятельное! и ВТО: торговля услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной соб­ственности, торговля и вопросы экологии.

Проблема взаимосвязи между развитием международной торговли и защитой окружающей среды начала обсуждаться в рамках ГАТТ с нача­ла 70-х годов. Одновременно эта группа вопросов стала предметом изу­чения региональных экономических группировок и ряда международных организаций. Одна из главных причин возросшего интереса к этому кругу вопросов заключалась в усилившихся требованиях к тому, чтобы вво­зимые товары не нарушали экологического равновесия в импортирую­щих странах и давали им более свободные возможности использования ограничений импорта в экологических целях. Другая причина (более сложного характера) была связана с тем, чтобы оказать воздействие на производственные процессы в странах-экспортерах и заставить их пере­ходить на экологически более чистые технологии.

Однако, как представляется, за рамками дискуссий о взаимосвязи между экологией и внешней торговлей лежит еще одна более фундамен­тальная причина: в США, странах ЕС, Японии и некоторых других раз­витие производства и транспорта выдвинули экологические проблемы на одно из центральных мест стратегии экономического роста. Ухудше­ние экологии, падение качества жизни властно потребовали создания новых, экологически чистых технологий, что принесло с собой рост из­держек производства многих товаров. Как результат этого, промышлен­ные круги названных стан стали выдвигать требования, чтобы и другие страны-экспортеры несли расходы по созданию у себя экологически чис­тых производств с тем, чтобы баланс сравнительной конкурентоспособ­ности не улучшался в пользу стран с менее жесткими экологическими стандартами. В этом главная причина того, что вопросы экологии стали все чаще включаться в переговоры по торговым и торгово-политическим вопросам.

Экологическая проблема, как и многие другие проблемы торговли, стала одним из направлений противоборства развитых и развивающих­ся государств в рамках ВТО. Развитые страны выдвинули предложение о возможном использовании дополнительных (экологических) пошлин на товары, ввозимые из стран с более низкими экологическими стандарта­ми, с тем, чтобы нейтрализовать конкурентные преимущества таких то­варов. Развивающиеся страны, в свою очередь, охарактеризовали это направление как новую разновидность протекционизма, нацеленную против развивающихся стран. Они перевели эту проблему в иную плоскость, заявив, что перемещение «экологически грязных производств» из разви­тых в развивающиеся страны должно сопровождаться переводом ресур­сов из развитых в развивающиеся страны с целью финансирования со­здания более чистых в экологическом плане технологий. В США Адми­нистрация Клинтона заявила о том, что экологические стандарты будут частью программ всех будущих торговых переговоров. Европейский пар­ламент, в свою очередь, принял в начале 90-х годов резолюцию, потре­бовавшую запретить «экологический демпинг». Данная проблема полу­чила и конкретное наполнение. Например, в Западной Европе с начала 90-х годов стала использоваться так называемая экологическая маркировка товаров. Специальный значок обозначал, что товар является экологичес­ки безопасным, включая его упаковку. Развивающиеся страны охаракте­ризовали экологическую маркировку как новый нетарифный барьер, а позже потребовали, чтобы этот вопрос стал предметом рассмотрения в ВТО.

В рамках ГАТТ еще в 1971 году по инициативе скандинавских стран была создана Рабочая группа по вопросам торговли и экологии. Однако она не работала вплоть до 1991 года, когда на ее основе была создана Группа по международной торговле и мерам по защите окружающей сре­ды. Ей было поручено подготовить рекомендации по вопросам торговли и экологии. Одновременно правительство США усилило давление в рам­ках ГАТТ в сторону рассмотрения вопросов, в которых торгово-политическая составляющая прямо увязывалась с вопросами экологии.

В 1994 году под эгидой ГАТТ был проведен международный симпо­зиум «Торговля, экология и устойчивое развитие». Одновременно росло давление со стороны США и ЕС в рамках Уругвайского раунда в сторону создания Комитета по торговле и экологии. В конечном итоге этот вопрос был включен в Марракешскую декларацию, и в феврале 1995 года Гене­ральный Совет ВТО учредил Комитет по торговле и экологии.

Программа работы этого Комитета включала следующие основные вопросы:

· взаимосвязь между принципами многосторонней торговой системы и торговыми мерами по защите окружающей среды;

· взаимосвязь между экологической политикой в области торговли, ме­рами по защите окружающей среды и многосторонней торговой сис­темой;

· взаимосвязь между нормами многосторонней торговой системы и налогами и сборами, вызванными экологическими требованиями:

· взаимосвязь между механизмом разрешения споров ВТО и анало­гичными положениями, имеющимися в многосторонних соглашени­ях по вопросам экологии;

· воздействие экологических мер на доступ на рынки;

· проблема экспорта товаров, запрещенных в экспортирующих стра­нах.

По существу в рамках ВТО начало действовать комплексное новое направление деятельности – торговля и экология. Рекомендации и реше­ния этого Комитета были рассмотрены на Министерской сессии ВТО в Сингапуре, где были приняты решения в рамках ВТО по проблеме тор­говли и экологии. Можно сделать вывод о том, что новое направление работы ВТО будет иметь своим результатом появление новых норм в международной торговле. Эти меры, очевидно, будут иметь скорее огра­ничительный, чем разрешительный характер, и затронут глубокие эко­номические интересы многих стран.

Можно предположить, что работа Комитета по торговле и экологии, разработка им новых положений в этой области может существенно зат­ронуть интересы российских производителей, экспортеров и импорте­ров, особенно учитывая нынешнюю товарную структуру российского ввоза и вывоза. Участие России в обсуждении и разработке этого сложного комплекса вопросов прямо связано с членством России в ВТО, а также и с более активным продвижением этих вопросов в ЮНКТАД, а также и в других международных организациях, в деятельности которых Россия участвует.

Важным фактором стимулирования российских и зарубежных пред­принимателей в области экологии и природопользования является урегулирование таможенных барьеров. С 1993 года Минприроды России ведется работа Межведомственной комиссии по стимулированию промыш­ленного экспорта и Межведомственной комиссии по Генеральному со­глашению по тарифам и торговле по направлениям: сертификация и стан­дартизация, экология и торговля, торговля услугами и сырьевыми това­рами, лицензии и квоты, технические барьеры в торговле и т.д.

Минприроды России участвовало в подготовке проекта Меморанду­ма о внешнеторговом режиме России. В феврале 1994 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.94 № 144 «Об утверждении Меморандума о внешнеторговом режиме России» Ме­морандум был официально направлен в Секретариат ГАТТ и уже в августе 1994 года МВЭС Российской Федерации получил консолидирован­ный список вопросов, заданных странами-членами ГАТТ по различным разделам Меморандума, в том числе относительно соответствия россий­ского законодательства нормам и правилам ГАПУВТО в сфере охраны окружающей среды. Соответствующие предложения были представле­ны, однако в целом выполнение данной работы требовало проведения углубленных исследований указанной проблемы, что позволит в перс­пективе стимулировать экспортно-импортные операции предпринимате­лей в области охраны окружающей среды.

В декабре 1996 года прошла первая регулярная Министерская конфе­ренция ВТО, которая показала, что новая организация сталкивается с немалыми трудностями в реализации дальнейшей программы перегово­ров и с выходом в новые области и сектора деятельности. Вместе с тем, первые годы деятельности ВТО выявили ее жизнеспособность, ее роль в организации функционирования международной торговой системы и ее постепенно растущий авторитет среди других международных экономи­ческих организаций. Настоящая и будущая роль ВТО определяется, преж­де всего тем, что мировая торговля товарами и услугами, достигнув 6,5 трлн. долларов США (только экспорт), продолжает расти. На мировой рынок уже поступает свыше одной трети валового продукта, создаваемо­го во всех странах мира. Последнее, в свою очередь, требует координа­ции действий всех стран, связанных мировой торговлей, дальнейшей интернационализации их национальных правовых систем, регулирую­щих торговлю товарами и услугами, и укрепления правовой базы меж­дународной торговой системы. Прошедшие годы существования ВТО по­зволяют сделать вывод о том, что она, скорее всего будет развиваться по пути, по которому почти 50 лет шло Генеральное соглашение по тарифам и торговле.

Главной задачей ВТО является либерализация международной тор­говли путем ее регулирования преимущественно таможенно-тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных тамо­женных пошлин, а также устранении количественных и других нетариф­ных барьеров в торговле. Все страны-члены ВТО принимают обязатель­ство по выполнению соглашений и других документов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой пакет многосторонних соглашений, нормами а прин­ципами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли това­рами и услугами.

В соответствии с нормативными актами Правительства РФ (поста­новление от 12.01.96 №17, распоряжение от 06.03.98 № 317-р, Протокол № 1 заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по воп­росам ВТО от 12.09.97 № АЧ-П2-60пр. и др.), которыми было определе­но межведомственное распределение обязанностей по основным направ­лением деятельности Комиссии по вопросам ВТО, МПР России должно было участвовать в нескольких направлениях деятельности.

1. Вопросы торговли товарами:

· нетарифные средства регулирования, в том числе количественные ограничения (лицензирование);

· технические барьеры в торговле (стандартизация, сертификация, к технические регламенты и процедуры оценки соответствия), в рамках этого соглашения МПР России заключило с Госстандартом России Соглашение об информационном обмене нормативными документа­ми, кроме того, необходимо разработать Программу гармонизации нормативной документации в соответствии с нормами ВТО и др.

2. Вопросы торговли услугами.

Необходимость подготовки предложений (обязательств) по доступу на российский рынок услуг иностранных поставщиков. В соответствии с классификатором Секретариата ВТО, интересы МПР России могут зат­рагивать позиции « Услуги, относящиеся к горнодобывающей промыш­ленности» и « Консультационные услуги в научно-технической области (геология, геофизика, картография)».

Могут также представлять интерес такие соглашения в рамках ВТО, как Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной соб­ственности (ТРИПс) (если исходить из того, что информация в области геологического изучения недр и водных ресурсов является интеллекту­альной собственностью).

Если рассматривать проблему вступления России в ВТО с позиций повышения эффективности недро- и водопользования, то следует отме­тить, что российский рынок товаров и услуг в области изучения, охраны, воспроизводства и использования недр, минеральных и водных ресур­сов отличается хорошей обеспеченностью и разработанностью законо­дательных и нормативных актов, отвечающих стандартам ВТО. Россия, обладающая исключительным минерально-сырьевым, эколого-пространственным, научно-техническим, интеллектуальным и информационным потенциалом в области геологии и технологии изучения, охраны и ис­пользования недр, минеральных и водных ресурсов, должна и может ис­пользовать вполне закономерную противоречивую заинтересованность стран дальнего и ближнего зарубежья в доступе к рынкам России для обеспечения реализации своих интересов на суше и морских пространств Федерации. В связи с этим представляется целесообразным при разра­ботке первоначальных переговорных условий продемонстрировать в той или иной форме имеющиеся соглашения с СНГ (Соглашение о сотрудни­честве в области изучения, разведки и использования минерально-сырь­евых ресурсов и Горную хартию, подписанные 27 марта 1997 г.).

Россия заинтересована в получении режимов наибольшего благопри­ятствования на рынках товаров и услуг зарубежных стран, что заставля­ет на первом этапе (1998-2000 годы) принять меры по открытию внут­реннего рынка на условиях ВТО, имея в виду, что на втором этапе (2001-2015 годы) необходимо сделать все по завоеванию зарубежных сырье­вых рынков и рынков услуг в области геологии и горного дела.

Проблема вступления России в ВТО должна рассматриваться как ком­плексная с учетом решения уже в настоящее время трех взаимосвязан­ных задач: первая – открытие рынка России для развитых стран; вторая -закрепление достигнутых соглашений со странами СНГ по взаимному сотрудничеству в области минеральных товаров и геологии, общего сы­рьевого рынка и информатики (горная хартия); третья задача – проработ­ка вопросов о либерализации торговли и инвестиций в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

В настоящее время речь идет о выработке позиции Российской Сто­роны о проекте секториальных обязательств Российской Федерации по доступу европейских и других западных иностранных поставщиков на российской рынок услуг. Относительно открытия российского рынка ус­луг в области изучения, охраны, использования недр, минеральных ре­сурсов и подземных вод целесообразно рассмотреть следующие направ­ления:

· деловые услуги – «Услуги в области горнодобывающей промыш­ленности» и «Консультационные услуги в научных и технических областях», смежных с инженерной областью (геология, геофизика, кар­тография), включая консультационные услуги в сфере управления фон­дом недр и водным фондом, в том числе лицензирование и государствен­ный контроль, участие в поисках и освоении месторождений полезных ископаемых, осуществление аудита, страхового дела в сфере природо­пользования, использования геологической информации:

· «услуги по удалению отходов как промышленных, так и бытовых, их транспортировка, а также услуги по снижению отходов на суше и в пределах водных пространств».

Для сферы природопользования возможна заинтересованность в сле­дующих видах услуг:

· услуги иностранных поставщиков в области образования, исследо­вания и разработки, подготовки российских специалистов по вопросам управления недро- и водопользованием, консультационные услуги;

· стандарты и сертификация недро- и водопользования:

· привлечение иностранных поставщиков к изучению и использова­нию подземных лечебных вод, подземных пространств (пещеры и т.д.) в оздоровительных целях;

· использование иностранных методик и аппаратурного обеспечения в целях прогноза катастрофических явлений геологического характера, включая наблюдения за состоянием подземного пространства в крупных мегаполисах (метро, подземные хранилища и т.д.);

· привлечение иностранных поставщиков к подготовке и развитию геологического туризма и геологических путешествий в России.

Каждый из видов услуг регионального геологического изучения тер­ритории России не должен иметь ограничений по зарубежным инвести­циям и технологиям, однако должен иметь ограничения по доступу зару­бежных специалистов к работам в России (эти работы могут вестись в рамках совместных проектов или на основе паритетного обмена) и по доступу и обмену геологической информацией в соответствии с инструк­циями разрешительного доступа.

При этом интерес заключается в использовании технического содей­ствия со стороны международных организаций в разработке программы развития системы аудиторских услуг государственным и негосударствен­ным организациям – недро- и водопользователям в части подготовки не­обходимых кадров и оказании практической помощи в проведении аудирования крупных и части средних горно- и нефтегазодобывающих пред­приятий России в рамках федеральной программы государственного гео­логического контроля за выполнением лицензионных условий в сфере недропользования, установлением, сбором и использованием ресурсных платежей.

Ниже приводим возможности предложения по открытию российс­кого рынка услуг в области информационной деятельности, нейтрали­зации и утилизации отходов, в изучении и использовании континен­тального шельфа.

1. В связи с вступлением в ВТО целесообразно создание рынка ин­формации и информационных услуг в области геологического изучения недр и недропользования, открытого и для зарубежных фирм и компа­ний. К числу этих услуг могут относиться:

· справочно-информационное обеспечение пользователей о наличии геологической документации по отдельным участкам недр и недропользователях;

· оказание услуг по подготовке обзорных материалов по отдельным месторождениям, субъектам Российской Федерации и регионам, а также издаваемых фондовых материалов;

· реализация фондовой геологической информации, полученной за счет государственных средств, с экспертной оценкой ее цены и перечисле­нием средств в федеральный бюджет;

· реализация издаваемых материалов по геологической изученности, о запасах полезных ископаемых, о состоянии лицензирования и др. воп­росам;

· допуск к базам данных по фондовой информации (в части обшей информации).

Реализация таких услуг может представлять интерес не только для возможных инвесторов и недропользователей, но также и для компаний и фирм, осуществляющих строительство сооружений, поставку техники и оборудования, научно-техническое обслуживание.

Интерес для зарубежных пользователей могут представлять материа­лы об эколого-геологических работах, исследованиях сейсмических и других явлений, мониторингу геологической среды.

Для привлечения инвестиций необходима налаженная система справочно-информационного обеспечения возможных инвесторов – средних и мелких иностранных компаний и фирм, для разработки месторожде­ний черных, цветных и редких металлов, горнорудного и горно-химического сырья, для разведки перспективных на нефть и газ структур.

2. Использование Россией научно-технических услуг в области нейт­рализации и утилизации отходов.

Промышленная эксплуатация минеральных ресурсов сопровождает­ся увеличением объемов отходов, которые возрастают в два-три раза быстрее, чем объемы производства, что приводит к прогрессирующему загрязнению окружающей среды. Локальные скопления промышленных отходов, содержащих значительные количества ценных в промышлен­ном отношении компонентов, рассматриваются в качестве техногенных месторождений. Решение возникающих в связи с этим проблем: утили­зации промышленных отходов; оздоровления окружающей среды; созда­ния нетрадиционных экологически приемлемых технологии добычи и извлечения ценных компонентов; дополнительного изыскания ресурсов минерального сырья и т.п.

Важнейшая из перечисленных проблем – утилизация промышленных отходов – в значительной мере определит успешность в решении прочих проблем. Наиболее остро она обозначена в крупных промышленных агломерация и горнопромышленных районах.

Во-первых, это сбор и переработка отходов химических, металлооб­рабатывающих производств: оборотного и амортизационного лома, струж­ки, шламов, металлосодержащих жидкостей и др. Степень использова­ния металлического лома и прочих металлосодержащих отходов в каче­стве альтернативных минерально-сырьевых источников в России на по­рядок ниже, чем в развитых странах. Острая необходимость использова­ния их организационного опыта, технологических и технических нова­ций является в нынешней ситуации предпосылкой создания рынка услуг в этой сфере.

Одним из важнейших элементов систем утилизации и нейтрализа­ции металлосодержащих жидкостей являются сорбенты. Отечественны­ми научными организациями созданы и запатентованы сорбенты, спо­собные успешно решать обсуждаемые проблемы, однако в результате рас­пада некогда единого экономического пространства произошел «отрыв» промышленных производителей сорбентов от их научной базы. Остав­шиеся в России химические производства в условиях жестких экономи­ческих реалий не смогли наладить и преодолеть, как правило, малорен­табельный этап опытного производства. Использование зарубежных тех­нологических (и инвестиционных) проектов в этой ситуации представля­ется оправданным.

Наши рекомендации