Глава 13. Экологическая этика
роду и даже любил ее — для себя. Этот принцип прост и естественен. Ему не надо специально обучать: любой ребенок, подрастая, постепенно становится антропоцентристом, используя окружающую среду в своих интересах.
Альтернатива антропоцентризма — неантропоцентристские концепциив рамках экологической этики выдвигают как высшую ступень в шкале ценностей гармоничное и равноправное сообщество людей и всех других живых и неживых компонентов природы. Антропоцентристская парадигма, ставящая Человека в центр мироздания, возникла в рамках принципа гуманизма. Ее сторонники (Декарт, Бэкон, Кампанелла, Гегель, Кант), считавшие человека господином и хозяином природы, вероятно, не думали, что когда-нибудь свободная воля и деятельность этого «хозяина» поставит под сомнение саму возможность его, человека, существования. Но случилось именно так. И тогда обнаружилось, что гуманизм, выступающий в «человеческих» отношениях (отношениях человека с человеком) в образе благородного рыцаря, в «нечеловеческих» отношениях (отношениях человека с природой) обретает облик высокомерного эгоцентризма. Естественно, антропоцентризм не может не вызывать противодействия со стороны тех, кто закономерно озабочен негативными последствиями антропоцентристских действий человеческого сообщества и в связи с этим ставит вопрос о необходимости перехода к другой ориентации — неантропоцентристской.
Неантропоцентристская парадигма, в зависимости от приоритетов ценностей, предполагает, в свою очередь, ряд «измов». Моралисты, включающие в систему этической регуляции только лишь чувствующих животных, составили направление пассиоцентризма (сентиецизма). Сторонники соблюдения прав биоты (биоса) — всего живого на основе признания Жизни как высшей ценности — называют себя биоцентристами. Экоцентризм, или «глубокая экология» предполагает целостное (холистическое) признание приоритета природы в рамках отношений «человек—природа».
Экоцентризм — наиболее радикальное и непримиримое направление в неантропоцентристской этике. Отвергая антропоцентризм, экоцентри-сты «выплескивают вместе с водой и ребенка» — гуманизм. Поэтому следует осторожно относиться к любым максималистским оценкам, в том числе и неантропоцентристским: ведь они тоже могут быть ошибочными,
и тогда антропоцентризм в экоэтике может оказаться менее вреден, чем его преодоление.
Безусловно, антропоцентризм и гуманизм — понятия родственные: и тот, и другой замыкаются на человеке. Но не следует их отождествлять: гуманизм вовсе не претендует на «центризм» человека, он стремится лишь защитить и реабилитировать его перед обществом. Антропоцентризм же, возвеличивая человека вообще, забывает о его природной биологической сущности, и в этом смысле он — «бесчеловечный гуманизм». Современная экологическая ситуация нуждается в «человечном гуманизме», роль которого сегодня, на наш взгляд, готов выполнить биоцентризм (термин А. Леопольда), трансформирующий роль homo sapiens из хозяина и господина природы в ее часть. Будучи альтернативой антропоцентризму, биоцентризм высшей ступенью в шкале ценностей объявляет не Человека и не Природу, а их гармоничное и равноправное сообщество.Путь к биоцентристскому осознанию мира, как это ни парадоксально, и есть путь гуманистической этики, ибо признание за человеком способности отказаться от своего антропоэгоизма и начать жить интересами Иного — это и есть проявление подлинного гуманизма.
Водораздел между антропоцентризмом и неантроиоцентризмом чаще всего проводят с аксиологических позиций. Антропоцентризм считает: каждый человек — неповторимая ценность, в то время как каждый биологический вид должен оцениваться только с позиции его целесообразности или полезности для человека. Неантропоцентристская точка зрения исходит из многомерности мира, который состоит из множества объектов, находящихся между собой в чрезвычайно сложной связи; при этом каждый вид, как и каждый человек, — неповторим и представляет собой определенную ценность безотносительно от его пользы для человека. Человек не вправе решать с позиции пользы и целесообразности вопрос о ценности или праве на жизнь того или иного биологического вида. Ои должен не допускать потерь в биоразнообразии, заботясь о сохранении всех видов и объектов природы.
Эта проблема является одной из главных в дискуссии, которая ведется в журнале «Environmental Ethics» с момента его основания в 1979 г. С одной стороны, на страницах журнала вообще подвергается сомнению существование ценностей, внутренне присущих природным системам
292____________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 13. Экологическая этика 293
и обеспечивающих нравственную гармонию в обществе. С другой стороны, всякий подход, отрицающий внутреннюю ценность природных систем, объявляется прагматическим, антропосоциоцентристским, не отвечающим задачам бережного отношения к окружающей природной среде.
Так, один из авторов — А. Вестон критикует абсолютизацию роли «истинных ценностей» в структуре экологической этики и поощряет «прагматический сдвиг» к плюрализму системы ценностей, основанной на опыте и человеческих интересах. Такой же точки зрения придерживается и Б. Нортон, считающий, что, принимая экологические решения, следует учитывать все проблемы выбора и множество конфликтующих ценностей. Другие авторы (Д. Калликот, Э. Кэтз) считают, что подоб-_ ная «сбалансированная» прагматическая теория ценностей носит слишком субъективный характер, чтобы на ее основе можно было развивать достоверную этико-экологическую теорию. Обязанность защищать природную среду не должна быть основана на «правильном» опыте людей, взаимодействующих с природой, поскольку этот опыт неизбежно включает в себя и существенные ошибки.
Экологическая этика, по мнению Э. Кэтз, имеет дело с окружающей средой,, поэтому должна акцентировать свое внимание на моральных проблемах независимого функционирования экологической системы в целом: «Нужно признать существование внутренних (природных) ценностей, ибо они служат ограничением антропоцентристского инструментализма, но нет необходимости формулировать или обосновывать эти ценности самостоятельно».
На наш взгляд, проблему моральных ценностейв отношениях человека с природой следует не столько обсуждать, сколько учитывать человеку в его жизнедеятельности, исходя из того, что экосистемы и сообщества людей являются самостоятельными моральными субъектами, которые обладают собственной неотъемлемой ценностью. К сожалению, признание «внутренней ценности» природных систем на сегодняшний день (если оставаться на почве реальности) не стало еще необходимым и достаточным основанием этих отношений. Но исключительно человекоцентристские цели не могут быть и дальше основанием экологической политики человечества. Только ценность природных систем, определяемая на основе широкого «человеческого» подхода (включающего эстетические, моральные, экологические и другие факторы), может быть основанием современной экологической этики.
Конечно, здесь могут обнаружиться и парадоксы. Так, один из авторов журнала «Environmental Ethics» ставит весьма практическую, хотя и тривиальную проблему. С одной стороны, пишет автор, важнейшим утверждением экологической этики является главный тезис биоцентризма о том, что все живые существа имеют присущую им ценность. С другой стороны, в определенных условиях человек в силу обстоятельств, сложившихся стереотипов поведения или приоритетов вынужден уничтожать или наносить вред другим живым существам (болезнетворные микробы, надоедливые мухи, вредные сорняки). Как здесь поступать сточки зрения экологической этики? В этих условиях автор предлагает переходить от утилитарной к деонтологической этике, решая конфликт путем выбора.
Логическим развитием неантропоцентристской этики, выступающей в качестве этики универсальной, являются ее «космические» варианты, в которых морали придается порой телеологический смысл. Например, существует космическая телеологическая этика, согласно которой мораль может быть понята лишь в контексте эволюционного развития Вселенной, имеющего в своей основе определенную мировую цель. Нравственное назначение человека при этом видится в дальнейшем сознательном созидании природы в свете «естественной телеологии».
Космические варианты универсальной экологической этики могут базироваться и на других, например, эстетических основах. Так, Дж. Хот считает, что ценность жизни как таковой заключается в ее красоте, которая определяется как гармония противоположных элементов: «Жизнь получает свою ценность от осознания ее упорядоченной новизны, гармонизированного контраста, то есть от своей красоты, которой постоянно угрожает опасность дегенерации в крайность монотонности и крайность хаоса». И поэтому наша оценка природы и ее экологических проблем должна проходить в рамках космолого-эстетического видения.
«Космические основы» экологической этики часто усматривают в наличии некоего «объединенного вселенского сознания». На этой основе возникла, в частности, и так называемая трансцендентальная медицина, призывающая к «общению с космосом», «погружению в душу Вселенной» и т.п.
Такое «одухотворяющее» и «одухотворенное» видение Вселенной требует особого — неантропоцентристского, нравственно-понимающегоотношения к природе.К.Э. Циолковский писал, что «этика
294_____________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения____________ ^^
космоса, то есть его сознательного существования, состоит в том, чтобы не было нигде никаких страданий: ни для совершенных, ни для других недозрелых или начинающих свое развитие животных».
13.3. «Нравственно-понимающее» отношение к природе
Формирование такого отношения — процесс, призванный оказывать сдерживающее и облагораживающее воздействие на практическую деятельность людей и способствовать более глубокому постижению природы, человека, их взаимодействия. Нравственно-понимающее отношениек природе(термин В.А. Петрицкого) существовало еще на той ранней стадии становления морали, когда Непонятное осваивалось именно за счет «понимающего» отношения наших далеких предков к явлениям природы и живым существам. Вытесненное в свое время антропоцентристской моралью и наукой, это отношение снова востребовано нашим временем.