Основы проблемного обучения
Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций ,формулирование проблем ,оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих проблем, проверка этих решений и, наконец руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
Технология проблемного обучения была разработана и получила развитие благодаря трудам крупных отечественных дидактов, таких как И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В. Оконь, А.М. Матюшкина. По И.Я. Лернеру проблемное обучение –такое обучение ,при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого следует :
1. Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное посильное решение для учащихся проблем;
2. Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
Характерный признак проблемного подхода—самостоятельная познавательная деятельность.
Применение методов проблемного обучения невозможно без определенным образом построенной системы заданий, посредством которой и создаются проблемные ситуации.
В книгах В.А. Бухвалова показаны алгоритмы составления биологических задач ,в том числе и творческих.
1. Задачи на выбор информации.
Выберите признаки ,характерные для…
2. Задачи на исправление ошибок
3. Задачи на сравнение и составление выводов. Сравните строение ,функции, образ жизни …
4. Задачи на установление взаимосвязей .Установите взаимосвязи между питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни
5. Задачи на выявление приспособлений. Какие приспособления имеются у растений, животных конкретного вида?
6. Задачи на выявление противоречий. Существуют два вида муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток. Объясните активность муравьев в разное время суток.?
7. Задачи на постановку опытов. Предложите опыты для выяснения причин ,например, листопада или механизмы испарения воды листьями.
8. Задачи на выдвижение гипотез. Предложите гипотезы для объяснения факта или явления :например, замедление дыхания во время спячки у медведя.
9. Задачи на объяснения результатов опыта. Объясните результаты данного опыта .
10. Задачи на анализ гипотезы .Согласно одной из гипотез жизнь зародилась на глине. Проанализируйте эту гипотезу.
Следует сказать о некоторых требованиях к системе заданий.
1. Задания должны охватывать достаточный объем учебного материала
2. Система заданий предусматривает усвоение материала на разных уровнях :на понятийном, репродуктивном, творческом
3. Дидактичекая система заданий предусматривает возможность повторения учебного материала на разных уровнях.
4. Задания должны быть интересными для учащегося.
5. Задания должны быть рассчитаны на возможность их самостоятельного выполнения учащимися.
6. Задания предполагают сотрудничество с другими участниками процесса.
7. В заданиях предусматривается возможность контроля и самоконтроля.
8. Одна и та же проблема может предъявляться в разных контекстах.
В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. Для достижения реальных результатов обучения необходима система таких заданий. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения. Цель проблемного обучения :усвоение не только результатов научного познания ,но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает формирование познавательной деятельности ученика и развитие его творческих способностей. Проблемное обучение строится на принципе проблемности, реализуемые через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика. Проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: проблемного изложения ,исследовательского, эвристического. Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока: возникновение проблемной ситуации и постановки проблемы , выдвижение предположений и обоснование гипотезы; проверка правильности решения проблемы .Их применение эффективно тогда, когда учителем ставится задача: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты. Проблемное обучение на начальных этапах неэкономно, но правильное ,продуманное и систематическое применение этих методов обладает мощным обучающим эффектом и .позволяет сэкономить много времени в последующем обучении.
Исследовательский метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. В курсе биологии этот метод применяется в лабораторных работах, при решении задач, при самостоятельном проведении полевых или лабораторных экспериментов. Исследовательская работа формирует у учащегося качества ,необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации, независимо от будущей профессии. Исследовательский метод обучения эффективен только тогда ,когда учителем целостная система обучения, в которой этому методу отводится значительная роль. Бессистемное применение проблемных задач мало эффективно. Работа над проблемой исследования оформляется в виде реферата, научно-исследовательской работы, проекта; учащиеся 9,10,11 классов представляют результаты своей работы на школьной научно-практической конференции, окружной экологической конференции