Железнодорожный транспорт
На конкурентоспособность российского угля на внутреннем и внешнем рынках по-прежнему большое влияние оказывает высокая (до 50%) транспортная составляющая в цене угля.
Следует отметить, что сохранен коэффициент 0,909, обеспечивающий выравнивание тарифов на перевозки коксующихся углей для нужд энергетики с энергетическими углями, а также действует система понижающих коэффициентов, применяемых при перевозке углей на экспорт через российские порты (включая Архангельск, Кандалакша, Мурманск, Ванино, Посьет, Находка, Восточный) и погранпереходы на расстояние свыше 3500 км.
Важной задачей является недопущение повторения ситуации прошлых лет с дефицитом подвижного состава для перевозки угля. Особое значение она приобретает в связи с планируемой ликвидацией инвентарного парка ОАО «РЖД» и созданием второй грузовой компании. Это потребует предельно аккуратной и тщательной проработки новой технологии управления грузовыми (в том числе угольными) перевозками и диспетчеризации движения вагонов.
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ
Продолжается реализация комплекса мер по реструктуризации угольной промышленности России (рис. 5).
Рис. 5. Состояние работ по завершению реструктуризации угольной промышленности России на 01.01.2010 г.
За период 1994-2009 гг. ликвидировано 188 шахт и 15 разрезов, на 202 из них завершены основные технические работы. В настоящее время разработаны и реализуются 1112 рабочих проектов, из которых выполнено 830. В период 2006-2009 гг. на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности из федерального бюджета перечислено 45,4 млрд руб. На 2010 г. предусмотрено выделение ассигнований из федерального бюджета в сумме 12,9 млрд руб.
В то же время объем бюджетных ассигнований, необходимый для завершения реструктуризации угольной промышленности, с учетом изменения нормативной правовой базы, инфляционных процессов увеличения льготных категорий граждан, имеющих право на переселение из ветхого жилья (3,4 тыс. семей), составляет 29,1 млрд руб., в том числе на технические работы по ликвидации шахт и разрезов (ликвидация горных выработок, снос зданий и сооружений, рекультивация нарушенных земель)— 12,8 млрд руб., на переселение граждан из ветхого жилья — 6,7 млрд руб, реконструкцию и замену объектов социальной инфраструктуры — 1,1 млрд руб., предоставление бесплатного пайкового угля — 5 млрд руб., эксплуатацию природоохранных объектов — 2 млрд руб. и другие расходы, связанные с реструктуризацией угольной промышленности —1,5 млрд руб.
В соответствии с предельными объемами финансирования, доведенными Минфином России до Минэнерго России, предусмотрены объемы бюджетных ассигнований на 2011 и 2012 гг. на эти цели 9,3 млрд руб.
Минэнерго России в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Д. А. Медведева и поручениями Правительства Российской Федерации подготовлены и направлены в Минфин России предложения по объемам финансирования, необходимым для завершения реструктуризации угольной промышленности в 2015 г.
Кроме того, и после 2015 г. необходимо будет в течение длительного времени осуществлять мониторинг экологических последствий ликвидации шахт и разрезов (ежегодно по 265 млн руб.) и эксплуатацию природоохранных объектов (ежегодно по 400млн руб.),а также предоставлять бесплатный пайковый уголь льготным категориям граждан (ежегодно около 1 млрд руб.).
РЫНОК УГЛЯ
Перспективы угольной отрасли зависят, прежде всего, от решения проблем развития внутреннего и внешнего рынка угля (рис.6). И если производство и потребление коксующихся углей в стране практически стабильно (60 млн т в год — производство, в том числе около 20% — экспорт), то с энергетическими углями ситуация непростая.
Реально, несмотря на декларируемые цели по увеличению доли угля в топливном балансе страны, этого не происходит. Приоритетное развитие атомной энергии и гидрогенерации, сдерживание роста цен на газ делает для инвесторов угольную генерацию пока менее привлекательной.
Доля тепловых электростанций, работающих на угле, за последние годы сократилась на 10% (рис. 7). То же самое происходит в ЖКХ (газификация ЖКХ планомерно сокращает потребление угля).
Расширение внутреннего рынка угля необходимо осуществлять с помощью государственной поддержки и стимулирования модернизации и строительства новых ТЭС на основе внедрения современных технологий (в России разработан блок 66О МВт на сверх критических параметрах пара), а также повышения эффективности объектов теплогенерации в рамках реформы ЖКХ с развитием локальной энергетики, которая востребована в условиях России.
Необходимо на базе экологически чистых угольных технологий применительно к конкретным месторождениям углей предусмотреть выполнение проектов по созданию ТЭЦ нового поколения, в том числе с образцом пылеугольного энергоблока мощностью 330-660 МВт на суперсверхкритические параметры пара и целевых демонстрационных установок газификации угля.
В настоящее время в Российской Федерации работает 78,6тыс. коммунальных котельных, значительная часть которых использует в качестве топлива уголь. При этом большинство угольных котельных морально уста рели, и их КПД не отвечает современным требованиям. Необходимо в срочном порядке, с целью модернизации коммунальной энергетики и создания новой линейки оборудования, как платформы последующей модернизации электро - и теплосистем локальной энергетики, подготовить предложения по реализации в регионах на принципах государственно-частного партнерства пилотных проектов комплексной модернизации объектов теплового хозяйства ЖКХ на основе угольных мини-ТЭЦ и котельных нового поколения, отвечающих современным требованиям по экономичности, экологическим нормативам, автоматизации. В дальнейшем наиболее удачные решения необходимо тиражировать.
В ближайшей перспективе возможно увеличение потребления угля в производстве цемента. Недавно были обнародованы планы ввода в ближайшие годы 20-25 млн т новых мощностей цементных заводов. Если представить, что эти заводы будут использовать не газ, а уголь, а также прогнозировать перевод части существующих заводов на сухое производство, то речь идет про дополнительные 15-20 млн т угля.
В условиях ограниченности потенциала внутреннего рынка критическое значение имеют объемы и развитие экспорта угля.
Прогнозные оценки внешнего спроса на российский уголь позволяют говорить о возможном наращивании экспорта практически вдвое естественно, при условии, во-первых предсказуемости и стабильности железнодорожных тарифов, и, во-вторых создания экономически обоснованных резервов мощностей морских портов. Динамика экспорта угля через морские порты представлена в табл. 1.
Работа по расширению мощности угольных терминалов активно ведется угольными компаниями (рис. 8).
Необходимо ускорить строительство железнодорожных магистралей для выхода к портам Ванино (Кузнецовский тоннель) и Восточный, а также ликвидировать «узкие места» БАМа и Транссиба в районе от Нерюнгри до портов Дальневосточного бассейна.
Развитие рынка угля требует также решения вопросов повышения его качества и глубокой переработки, получения новых видов угольной продукции.