Доказательства животного происхождения человека
Биосоциальная природа человека
В процессе антропогенеза (эволюционно-исторического процесса формирования человека) произошло возникновение на нашей планете высшей формы существования материи - социальной. Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей - царстве животных. Биологический вид Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности. Это соединение обусловлено длительным процессом биологической эволюции и исторического развития человечества. Социальность не противопоставляет людей остальной природе. Соответственно своей биологической организации человек безусловно принадлежит живой природе, царству животных. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют биологической наследство человека. Именно поэтому он включен в систему природы, которая складывалась на протяжении большей части истории развития планеты независимо от социального фактора и сама же породила этот фактор. Человек составляет своеобразный и неотъемлемый компонент биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления историческогоразвития человечества. Биологические процессы с необходимостью происходят в организме человека и им принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее, в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор - движущий фактор эволюции живых организмов - утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи из поколения в поколение информации). Благодаря ей, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения иобщения в социуме. Данная особенность человека определяется понятием «социальной наследственности», присущей исключительно человеческому обществу.
Доказательства животного происхождения человека
Идея о принадлежности человека к животному миру многократно высказывалась мыслителями и учеными в разные исторические эпохи, начиная с античных авторов. Однако заслуга строго научного, аргументированного доказательства животного происхождения человека принадлежит Ч. Дарвину. В своем знаменитом труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871) он собрал и обобщил огромный фактический материал из области систематики, сравнительной анатомии и эмбриологии. В этой работе он, в частности, подчеркивал, что современные человекообразные обезьяны не являются предками человека, а имеют с ним общее происхождение, общих предков. В дальнейшем к этому добавились многочисленные и убедительные факты в области сравнительной физиологии, биохимии, цитологии, генетики, молекулярной биологии, палеонтологии и других биологических наук.
Поскольку в курсе биологии средней школы достаточно детально обсуждаются сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства животного происхождения человека, остановимся лишь на последних достижениях науки в этой области, делая основной акцент на сравнении человека и его ближайших «родственников» - человекообразных обезьян.
Сходство человека с обезьянами давно обращало на себя внимание. Как и у всех обезьян, передние конечности человека хватательные, имеют кисть, свободно сгибающуюся и разгибающуюся; большой палец противопоставлен остальным; концевые фаланги снабжены сводчатыми ногтями. В плечевом поясе хорошо развиты ключицы, обеспечивающие разнообразные и сложные движения передних конечностей. Черепная коробка крупная. Глазницы расположены на фронтальной стороне черепа, следовательно, обращены прямо. Поле видимости каждого глаза не изолировано, как у большинства млекопитающих, которые видят мир плоскостным, но перекрывается одно другим - отсюда бинокулярное, стереоскопическое, объемное зрение. При этом оно и цветное. (По данным Н.Н. Ладыгиной-Котс шимпанзе различают 22 цвета и до 7 оттенков одного тона). Человек и приматы, в отличие от других млекопитающих, обладают высокоразвитым головным мозгом, имеющим затылочную долю и выделяющиеся лобные доли. Наличие затылочных долей связано с развитием зрения, а лобные доли - с интеллектуальными способностями. Весь же комплекс - способные к манипуляциям передние конечности, высокоразвитые органы зрения и головной мозг у обезьян - фундаментальная предпосылка способности к труду.
При сравнении организации головного мозга человека, человекообразных обезьян и других млекопитающих обнаруживаются принципиальные отличия в строении мозга приматов и всех других животных. Так, лобная область коры головного мозга у собаки и кошки не превышает 2 - 3 % всей коры, у макак составляет около 12 % коры, у шимпанзе - 15,5 %, у новорожденного ребенка равна 15,2 %, а у взрослого человека достигает 24 %. Лобные доли, как уже отмечалось, связывают с интеллектуальной деятельностью человека. У обезьян же они становятся ведущим аппаратом управления синтетической деятельностью мозга и имеют непосредственное отношение к организации сложных форм поведения.
С развитием биохимии, генетики и молекулярной биологии систематика получила новые, весьма надежные и объективные критерии для установления степени филогенетического родства между разными группами и отдельными видами живых существ. Благодаря использованию принципиально новых методов, в систематике приматов были получены поразительные данные, подтверждающие наличие «тесных родственных связей» между человеком и антропоидами. Так, детальное исследование хромосомных наборов человека и высших обезьян показало, что разница в числе гомологичных пар хромосом (у человека - 23, у антропоидов - 24) может быть объяснена образованием в результате слияния двух пар хромосом предковых антропоидов. Парижская конференция генетиков в 1975 г. одобрила таблицу гомологии хромосом человека и трех видов человекообразных обезьян - шимпанзе, гориллы и орангутанга. При этом шимпанзе является самым близким нашим сородичем с почти таким же, как у нас, кариотипом.
Сегодня каждому школьнику известно, что в хромосомах находятся молекулы ДНК, отдельные участки которых представляют собой гены - носители генетической информации. Совокупность всех генов данного организма - генотип, определяет совокупность его признаков и свойств - фенотип. Генетики научились гибридизировать ДНК из разных видов организмов и установили важную закономерность - степень гибридизации молекул ДНК отражает степень сходства наборов генов у сравниваемых видов или степень филогенетического родства между ними (чем ближе филогенетическое родство, тем выше процент гибридизации их ДНК). Обратимся к конкретных данным, которые сами за себя говорят. Оказалось, что ДНК человека и птиц гибридизируется на величину 10 %, человека и мыши - на 19 %, человека и крупных млекопитающих - на 30 - 40 %, человека и макака-резуса - на 66 - 74 %, а человека и шимпанзе - на 90 - 98 %.