Границы поясов влияния Вожской осушительной системы на древесный ярус
Пояс влияния | Господствующие типы леса | Превышение над уровнем осушенного болота, м | Расстояние от дренажа, м | Изменение прироста за 10 лет |
Положительное | Сосняки чернично-зеленомошные | 0,4-1,1 | до 120 | 1,30-1,40 |
Ельники-кисличники и чернично-зеленомошные | до 0,65 | до 120 м | 1,13 | |
Отрицательное | Сосняки-зеленомошники | до 0,75-2,3 | до 220 | 0,80-0,95 |
Ельники кислично-зеленомошные | 1,0-1,6 | до 150 | 0,70 |
Четыре принципиальных вывода следуют из анализа динамики прироста деревьев, относящихся к зоне влияния осушительной системы.
1. Граница положительного и отрицательного влияния зависит от типа леса; ареал влияния больше в сосновых лесах, чем еловых, так как ель имеет поверхностную корневую систему. На отметках свыше 1,7 над дренажем такого влияния не прослежено. Снижение прироста в сосняках обнаружено до 2,5 м.
2. Спустя 12-15 лет после создания осушительной системы ослабевает ее влияние на прирост из-за ее «дряхления» и роста придаточных корней. Растения приспосабливаются к новому уровню почвенно-грунтовых вод.
3. Влияние осушения проявляется на фоне сезонных и многолетних колебаний метеорологических условий. В засушливые годы для условий Полесья, Мещерской низменности ареал отрицательного воздействия больше, чем во влажные и умеренно теплые годы.
4. Ширина зоны гидрогеологического влияния на продуктивность лесов на Вожской системе составила 160-250 м. Площадь влияния 450-500 га, или около 70% к площади осушенных болот.
Влияние осушения на луговые комплексы требует длительных стационарных наблюдений за их видовым составом и продукцией фитомассы. Сравнительный анализ видового состава и продукции лугов на разных гипсометрических уровнях (от низинных болот до суходольных лугов) попарно, когда одна из групп расположена в предполагаемой зоне влияния, а другая вне ее, позволил сделать региональные выводы для Мещерской низменности, которые можно экстраполировать на Полесский род ландшафтов.
1. Размер зоны влияния носит пульсирующий характер. Она больше в сухие годы.
2. Знак влияния на продуктивность дифференцирован по высотным уровням. В целом снижение продуктивности лугов за 15 лет составило 20%. В наибольшей степени снижение фитопродукции происходит на мезофильных лугах, где глубина вод до осушения была 0,2-0,6 м, а в настоящее время – 0,4-1,0 м.
3. Выявлена четкая дифференциация знака влияния по годам в пределах одного гипсометрического уровня.
4. Изменения в видовом составе лугов в зоне влияния осушительной системы свидетельствовали о заболачивании лугов спустя 15 лет после ее создания, что связано с «дряхлением» системы. На это указывает динамика прироста древесного яруса. После реконструкции Вожской системы в середине 80-х годов вновь проявилась тенденция к их ксерофитизации.
Вопрос о взаимоотношении птиц и осушительной мелиорации имеет важное практическое значение. В мире известно свыше 5 тыс. видов насекомых, приносящих вред сельскому хозяйству. Потери урожая от вредителей достигают 20%. Использование птиц как биологического, экологически чистого средства борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур имеет преимущество прежде всего из-за своей дешевизны и относительно высокой эффективности.
В настоящее время человечество теряет ежегодно один вид птиц. Основная причина – осушение. В Германии, например, 88% видов птиц, находящихся на грани исчезновения, – представители влажных биотопов. Для Мещерской низменности эта цифра составляет 86%. По Д. М. Очагову, в результате мелиорации птицы испытывают на себе влияние (в целом негативное) следующих факторов: понижение уровня грунтовых вод, изменение рельефа земной поверхности и растительного покрова; усиление фактора беспокойства в репродуктивный период; проведение механизированных сельскохозяйственных работ и выпаса скота; применение минеральных удобрений; использование пестицидов.
Видовое разнообразие гнездящихся птиц можно рассматривать как индикатор устойчивости ландшафтов. Это возможно при сохранении в пределах массивов осушения небольших по площади (0,3-0,5 га) озер, заболоченных территорий, лесов и создании лесных полос и кустарниковых насаждений. Сохранение разнообразия биотопов позволяет существенным образом предотвратить негативные последствия осушения. В этом случае снижается численность отдельных видов, а число видов остается прежним.
При проектировании осушительных систем на уровне ОВОС необходимо определить размеры зон влияния и направленность процессов. Размеры поясов и подзон влияния определяются совокупностью физико-географических условий, важнейшими из которых выступают три:
¨ глубина дренажа, оградительных (ловчих) каналов;
¨ угол наклона рельефа местности;
¨ механический состав почвообразующих пород.
По совокупности указанных свойств выделяются четыре вида зон влияния с подвидами (табл. 12).
Вид I формируется в том случае, когда распространение влияния лимитировано двумя или тремя факторами. Зона влияния очень узкая, обычно 30–50 м. Характерна для водораздельных систем средней и южной подзон тайги; для увалистых суглинистых моренных равнин, водно-ледниковых равнин, перекрытых чехлом покровных суглинков; холмисто-моренных равнин с камами и озами.
Формирование зоны II вида характерно для ландшафтов моренных водно-ледниковых песчаных и супесчаных равнин, долинно-зандровых равнин, ландшафтов пойм рек и древнеаллювиальных равнин. В зависимости от лимитирующего фактора выделены три подзоны.
Для ландшафтов плоских зандровых водно-ледниковых, зандровых древнеаллювиальных, плоских вторичных супесчаных моренных равнин характерен III вид зоны влияния. В случае когда территория сложена песками или супесями, склоны пологие и глубина дренажа 1,5-2,5 м, ширина зоны влияния может достигать 1-1,2 км.
Если в одном речном бассейне создано несколько осушительных систем или наблюдается взаимодействие двух или нескольких систем в смежных бассейнах, формируется обширная (до 3-6 км) зона влияния, а изменения касаются ПТК ранга ландшафта и даже провинции. Это IV вид зоны влияния.
Таблица 12