Понятие и источники экологического права
Человек выступает как субъект и объект по отношению к природе. Человек использует природные богатства, качество среды влияет на человека.
Формы взаимодействия человека и окружающей среды:
1) Экономическая (природопользование). Использование человеком природной среды с целью удовлетворения экономических и культурно-духовных интересов.
2) (Человек – объект). Экологическая охрана окружающей среды – система мер, направленных на сохранение, улучшение природной среды. Предотвращение и устранение вредных последствий в хозяйственной деятельности. Всё это происходит по определённым правилам с охранительными мерами.
3) Смешанная (эколого-экономическая). Обеспечение экологической безопасности. Это система мер, направленных на защиту жизненно важных интересов человека и охрану окружающей среды от неблагоприятного воздействия антропогенной деятельности, долгое время отсутствовала. Сейчас кризисное состояние имеет глобальный характер. Повсеместная деградация почвы, загрязнение воздуха и др. плюс невозможность противостоять кризису.
Предмет экологического права – совокупность общественных, экологических правоотношений, возникающих в области взаимодействия общества и природы.
Все общественные отношения подразделяются на комплексные и отраслевые.
Отраслевые – земельные, водные, лесные, звукоохранные, фаунистические (это те, которые возникают по поводу отдельной природной области) и др.
Комплексные – это отношения, регулирующие использование и охрану отдельных природных территорий и комплексов (заповедник, заказник, национальный парк).
Отношения: регулятивные (регулируют использование природной среды и объектов природной среды) и охранительные (регулируют их охрану).
Есть и другие основания. По содержанию: 1) Отношения собственности на природные ресурсы, получили развитие (формы и виды собственности, прекращение права собственности.) 2) Отношения в сфере управления: предоставление и изъятие природных объектов (например, земельных участков) – мониторинг, планирование охраны, осуществление контроля. 3) Отношения по использованию природных объектов. 4) Охранительные – возникают при нарушении экологического законодательства.
Метод экологического права – способы воздействия на участников общественных отношений. Особенности: для регулирования экологических отношений используется комплексный метод, включающий элементы административно-правового метода и гражданско-правового метода. Большинство ресурсов принадлежит государству (недра, воды, полезные ископаемые и др.). Административно-правовым методом регулируются отношения по предоставлению природных объектов по их изъятию, контролю за их использованием по применению мер юридической ответственности. Есть гражданско-правовые отношения (обмен, купля-продажа). Гражданско-правовым методом регулируются отношения частной собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по возмещению вреда, причинённого в результате нарушения экологического законодательства. Метод экологизации – установление политических, организационных, юридических и экономических гарантий, исполнение экологических правовых требований при осуществлении хозяйственной деятельности.
Источник – внешняя форма выражения. В РБ – только в виде НПА.
По юридической силе они делятся на:
1. Законы - Конституция (основы экологического права ст.46 «Обязанность беречь природу». Ст.13 «Формы собственности (частная, государственная)»; кодифицированные источники (Кодекс «О земле», Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Воздушный кодекс Республики Беларусь, Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь); закон «Об охране окружающей среды»; закон «Об использовании и охране животного мира» сентябрь 1996 г.; закон об охране атмосферного воздуха 1997 г.; закон «Об особо охраняемых территориях и объектах» июль 2000 г.; закон «О правовом режиме территории, подвергшейся радиационному загрязнению, в результате аварии на ЧАЭС»; закон «О питьевом водоснабжении» 1999 г.; закон «О радиационной безопасности»; природоресурсные и природоохранные акты.
2. Подзаконные акты: постановления Совета Министров; приказы и инструкции министерства природных ресурсов и другие органы (комиссии лесного хозяйства); решения местных исполнительно-распорядительных органов: а) Положение об охоте и ведение охотничьего хозяйства; постановление о ставках экологического налога (ежегодно); положение о бюджетных фондах охраны природы 1998 г. б) Положение о порядке выдачи лицензии 1999 г. (утверждено приказом министра природных ресурсов (правила охоты)). в) Решение о предоставлении для изъятия природных объектов. Международные договоры и соглашения о порядке использования и охраны отдельных природных объектов.
Обсуждается вопрос о подготовке проекта Экологического кодекса Республики Беларусь. Главой государства согласована и Правительством утверждена концепция проекта Экологического кодекса. В проекте предполагается предусмотреть правовое регулирование отношений в сфере охраны окружающей среды, озонового слоя, отдельных компонентов природной среды, а также регламентировать отношения по вопросам государственной экологической экспертизы, обращения с отходами, особо охраняемых природных территориях. Срок подготовки проекта Кодекса 2010 – 2011 гг.
Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих правомочие собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения природными объектами.
Не все природные объекты являются объектами собственности. Природные ресурсы, которые могут быть объектами права собственности – это земля, её недра, воды, леса, растительный мир, животный мир. Не могут быть объектами – атмосферный воздух, энергетические ресурсы ветра, климатические ресурсы, солнечная радиация.
В исключительной собственности государства находятся земли, за исключением переданных в частную собственность, недра, леса, воды, животный мир.
Частная собственность (у граждан и юридических лиц) - земельные участки.
Субъектами права собственности является государство (органы), физические лица (граждане РБ, постоянно проживающие на её территории, либо приравниваемые к ним); юридические лица (могут приобретать земельный участок), в некоторых случаях иностранные государства (выкуп земельных участков для посольств, консульств при условии предоставления в собственность земельных участков для этих же целей Республике Беларусь на территории этих иностранных государств).