Управление экологическим каркасом
В современном городе любые фрагменты ЭК каркаса должны быть окружены постоянным вниманием как проектировщиков, так и самих жителей. Помимо профессиональных планировочных задач (рис. 8.4) существует некоторые общие заботы, которые так или иначе должны быть восприняты широкой общественностью как важные и значимые. К профессиональным можно отнести следующие задачи [23, 44]:
• разработка общей стратегии развития ЭК и индивидуальных планов раз
вития составляющих его блоков;
• инвентаризация состояния компонентов экосистем;
• картирование;
• оценка допустимых рекреационных нагрузок;
• определение уникальности каждой территории и определение тематиче
ского направления развития каждой ООПТ;
Рис. 8.4. Стратегия развития городского экологического каркаса
• разработка плана развития и бизнес-плана объектов ЭК;
• разработка проекта ландшафтно-архитектурного проекта отдельных объек
тов ЭК;
• определение механизмов поддержания системы зонирования и различных
охранных режимов;
• разработка необходимых законодательных актов, направленных на охрану
природы и регулирование деятельности в пределах объектов ЭК;
• развитие инфраструктуры, подготовка инфраструктуры территории в со
ответствии с целями и задачами каждой функциональной зоны природной
территории.
В идеальном варианте местный социум должен взять своего рода шефство над ценным фрагментом ЭК, приняв на себя следующие заботы [23, 44]:
• разработка простейшей системы информационных щитов, указателей,
информационных листовок с правилами поведения, планом территории, пла
ном экологических троп и мест отдыха;
• разработка системы экологических и прогулочных троп, оформление мест
массового отдыха, проведения спортивных мероприятий и т.п.;
• создание группы добровольных помощников инспекторов;
• создание системы рекреационной и познавательной инфраструктуры (ин
формационные центры, кафетерии, магазины) в соответствующих зонах,
способной играть роль естественного фильтра и минимизировать поток посе
тителей в заповедные участки;
• подготовка инфраструктуры для проведения наблюдений за птицами, раз
работка системы организации мониторинга (оборудование площадок, разра
ботка методологии);
• создание обучающих, информационных, тренинговых центров экологи
ческого образования и экологического туризма;
• разработка специальных программ экологического просвещения и эколо
гического туризма, в том числе образовательных программ для родителей и
детей, специальных программ для учителей, организация школы гидов —
интерпретаторов природы;
• внедрение программ «народного мониторинга» — системы слежения за
рекреационным состоянием территории и состоянием отдельных компонен
тов экосистем. Например, создание сети наблюдателей за птицами (самый
распространенный вид активного отдыха за рубежом);
• создание программ экологического туризма, включающих в себя несколь
ко ООПТ города и его предместий, разработка туров выходного дня с элемен
тами активного отдыха и экологических экскурсий;
• повышение информированности граждан об особенностях, состоянии и
значении ООПТ города, разработка стратегии вовлечения населения в прак
тическую деятельность для поддержки ООПТ.
Выполнение перечисленных задач требует создания системы добровольной помощи и шефства над отдельными ООПТ для осуществления необходимых природоохранных мероприятий. Очевидно, что частью такой системы может стать курирование местными школами определенных участков в пределах природного комплекса или ООПТ (включая бульвары, скверы и т.п.), ведение школьниками постоянных наблюдений за их состоянием по единой методике.
Безусловную пользу в реализации обеих групп задач принесет информационная поддержка, выражающаяся:
• в издании иллюстрированной книги, фотоальбома и атласа об экологи
ческом каркасе города, его наиболее ценных природных объектах и террито
риях;
• издании буклетов по отдельным ООПТ, путеводителей, программ регу
лярных мероприятий каждой ООПТ, открыток с видами природных ланд
шафтов и т. п.;
• создании сайта в Интернете с информацией об ООПТ города, возможно
стях для экологического туризма, экологического образования и отдыха.
Особую проблему представляет экономическая поддержка развития ЭК, в частности разработка механизмов привлечения внебюджетных средств.
Правильно организованная деятельность ООПТ со временем может приносить существенный доход от собственной деятельности и покрывать часть расходов, необходимых для содержания ООПТ. Среди форм получения дополнительных доходов можно выделить получение дохода в виде платы за пользование автостоянкой, оплаты участия в некоторых специальных программах экологического туризма и просвещения, доходы от продажи сувениров, буклетов, учебных пособий, аренда и продажа спортинвентаря. Возможно, одним
из современных механизмов привлечения дополнительных средств является создание в городах и регионах Трастового фонда поддержки особо охраняемых природных территорий [23, 44].