Оценка состояния и определение размеров охранных зон отдельных объектов экологического каркаса
На заключительных этапах регионального ландшафтного планирования должен быть осуществлен выбор организационно-правовой формы для новых и старых объектов ЭК. Ранее в практике создания региональных сетей ООПТ такой выбор производился по административному шаблону — почти всем объектам с настойчивостью, заслуживающей лучшего применения, присваивали правой статус «памятник природы» или реже — «заказник».
Между тем организационно-правовая форма включения объекта в ЭК территории должна определяться такими факторами, как уязвимость объекта и его перспективная функциональная роль.
Особое значение имеет оценка уязвимости объектов ЭК по отношению к ряду условий, сгруппированных М. Е. Кулешовой [22] в две группы: внешние и внутренние.
К внутренним условиям относятся:
• нарушенность объекта охраны (определяется экспертными методами);
• активность энерго-, массообмена (величина продукции и биомассы);
• уникальность объекта (насыщенность объекта уникальными редкими ви
дами);
• сложность внутренней дифференциации (расчлененность рельефа, разно
образие геотопов и плотность экотонов на единицу площади);
• автономность и функциональная целостность объекта (соответствие гра
ниц основным функциональным связям, например полночленность долинно-
водораздельного профиля);
• пространственные параметры (площадь и конфигурация).
В качестве внешних условий должны быть проанализированы:
• загрязнение среды обитания (объемы, токсичность, ПДК — предельно
допустимые концентрации);
• механическое уничтожение почвенно-растительного покрова (пастбищ
ная и рекреационная нагрузка);
• механическое отчуждение части биомассы (изъятие особей от численно
сти популяции);
• изменение физических параметров среды обитания (изменение микро
климата, содержания кислорода в воде и т.д.);
• изменение межвидовых связей;
• создание препятствий;
• проявление фактора беспокойства (уровень техногенного шума и антро
погенного беспокойства);
• расселенческие (плотность населения на сопредельных территориях, плот
ность расселения внутри);
• рассеченность осями планировочного каркаса (инженерные сети, доро
ги);
• доступность (положение в ландшафте относительно урбанизированных
территорий, защищенность буферными системами).
Таким образом, в идеале выбор организационно-правовой формы и вытекающий из этого выбора способ правового регулирования природопользования (градостроительное регулирование, ограничения сельскохозяйственной, охотничье-промысловой и заготовительной деятельности) должен проводиться на основе детального анализа эколого-хозяйственной ситуации.
Эколого-хозяйственная ситуация может быть изучена для каждого конкретного объекта средствами морфодинамического анализа и геохимического картографирования с учетом основных источников выбросов и экологических возмущений (шума, электромагнитных полей и т.д.). Эта операция позволит соотнести существующие источники воздействия с реальными потоками вещества и энергии, а в итоге — установить границы защитной зоны таким образом, чтобы минимизировать возможные негативные воздействия. Однако такая процедура потребует значительных средств для своего осуществления и, по-видимому, станет реальной лишь в отдаленном будущем.
Планирование ЭК должно сопровождаться определением размеров охранных зон для любых включенных в его состав объектов. Поэтому в первом приближении может быть принята нормативная (расчетная) схема установления размера охранной зоны в соответствии с которой размер (ширина) защитной зоны составляет:
• 30 — 50 м для локальных (точечных) объектов площадью менее 5 га;
• 200 — 300 м для среднеареальных объектов площадью от 5 до 100 га;
• 300 — 500 м для объектов площадью бол'ее 100 га.
Защитные зоны вокруг объектов ЭК — всего лишь минимальная превентивная мера для снятия существующего антропогенного пресса. Следует, однако, избавиться от иллюзии решить таким образом вопрос окончательно и бесповоротно. Не говоря уже о том, что транзитные межрегиональные переносы могут оказывать значительное влияние на состояние объекта, для ряда специфических объектов ЭК губительными оказываются местные воздействия, лежащие за пределами как самих объектов, так и выделенных буферных зон, сколь бы велики последние ни были. Так, например, для геологического обнажения, расположенного в обрыве коренного берега реки, могут оказаться «летальными» работы по корректировке фарватера или добыче русловых песков, проводимые на расстоянии нескольких километров выше по течению. Изменения в балансе живого и твердого стока неизбежно вызовут серию эро-зионно-аккумулятивных осцилляции с размывом вогнутых сторон излучин и намывом свежих пляжей на выпуклых сторонах, со временем эти нарушения
дойдут до обрыва с обнажением, вызовут его размыв и разрушение. В этой связи следует, видимо, предусмотреть юридическую возможность регламентации деятельности субъектов хозяйствования в том случае, если она производится вне пределов объекта ООПТ и его защитной зоны, но по оценкам экспертов наносит ему ощутимый урон.