Биотехнология защиты атмосферы

Биотехнология переработки отходов

биотехнология очистка рекультивация отход

Не отрицая важности для окружающей природной среды большого опыта и разнообразия механических и физико-химических методов утилизации твердых бытовых отходов, реальную перспективную альтернативу представляют биотехнологические методы. Особую важность биотехнологии переработки отходов обусловливает недолговременная исчерпаемость традиционных энергоносителей: угля, нефти, газа, а также далеко не бесспорные экологические характеристики атомных электростанций.

Биотехнология переработки твердых отходов не только позволяет утилизировать биогаз и снизить энергетический дефицит, но и в значительной степени уменьшить антропогенную нагрузку на окружающую природную среду, в том числе уменьшить компоненты парникового эффекта.

Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция. Анаэробное сбраживание представляет собой бескислородный ферментативный стадийный микробный процесс, осуществляемый в мезофильных (1; = 30-33 «С) условиях с помощью различных групп микроорганизмов. Время контакта твердых отходов с микроорганизмами составляет 5-30 суток в зависимости от сырья, влажности, перемешивания.

В большинстве случаев при обработке твердая фаза имеет 3-5%-ную концентрацию веществ, до 75% из которых - органические компоненты, примерно 50% их превращаются при сбраживании в биогаз. Газ состоит на 65 - 70% из метана, 25-29% - углекислоты, а остальное составляют водород, сероводород, аммиак. Средняя производительность по газу составляет 1 л на 1 кг биологически окисляемых веществ. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м3. Возможные пути утилизации биогаза - использование в котельных для обогрева; получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового баллонного газа [9].

В США, Японии, Германии насчитываются сотни, а в Китае десятки тысяч ферментеров для получения электроэнергии индивидуального пользования в жилом секторе и на сельскохозяйственных фермах путем переработки собственных и с незначительным добавлением растительных отходов. В нашей стране получение биогаза не вышло из стадии опытно-промышленных исследований, но перспектива развития биотехнологии в этом направлении, особенно для сельских регионов, очевидна.

Несколько иной механизм биодеструкции, но также с получением биогаза наблюдается при переработке твердых бытовых отходов (ТБО) на полигонах. На первой стадии катаболизма ТБО преобладают аэробные микробные процессы в сочетании с физическими и химическими, по существу представляющие биокомпостирование. После исчерпания кислорода снижается температура ТБО, происходит развитие микроаэрофилов, факультативных анаэробов, участвующих в образовании метана. В теплый период года наблюдается интенсивное метанообразование (от 3,1 до 371 л/кг ТБО в год). Уменьшение размера частиц ТБО до 10-20 мм увеличивает газоинтенсивность метановыделения в 4 раза. Положительное воздействие оказывает на метаногенез внесение в ТБО твердой фазы сточных вод станции аэрации особенно после анаэробной биодеструкции в качестве посевного биоматериала (инокулянта). В основе биогаза от ТБО практикой идентифицировано до 46 компонентов, доминантным из которых является метан (50-60%) [14].

Биогаз, образующийся на свалках, может быть извлечен при помощи вертикальных или горизонтальных перфорированных труб из полиэтилена. После удаления конденсата и пыли его теплота сгорания составляет 17-20'МДж/м:!, а при дальнейшей очистке может достичь 34-37 МДж/м3 [20]

Биотехнология защиты атмосферы

Молекулы, служащие источником дурно пахнущего загрязнения воздуха, образуются в результате множества различных процессов. Эти молекулы часто органические и могут подвергаться микробной деградации. Пороговые концентрации дурного запаха весьма незначительные. Например: валериановая кислота - 0,6%; тиофенол - 0,06; диамилсульфид - 0,14; масляная кислота - 1; метилмеркантан - 1Д04; скатол - 1,2; этилмеркантан - 0,19%.

Дурно пахнущие запахи удаляют биотехнологически в «сухих» или «мокрых» биореакторах.

«Мокрый» реактор, или биоскруббер, работает как реактор с насадкой с иммобилизированной биомассой и противотоком жидкости. Дурно пахнущие газы при этом переносятся из газовой фазы в жидкую, как в обычном скруббере, а затем окисляются закрепленной биомассой. Основные преимущества этого процесса:

·большая эффективность поглощения, биоокисление практически до нуля снижает дурно пахнущие загрязнения, резко уменьшается объем поглощающей жидкой фазы;

·параллельно решается проблема удаления сточных вод.

«Сухой» биореактор загружается насадкой из биоактивного сорбирующего материала (компост, торф), через который продувают загрязненные газы. Сорбированные соединения активно окисляются микробными сообществами, развивающимися на поверхности насадки, одновременно регенерируя ее. По такой биотехнологии, например, производится очистка воздуха в свинарниках [24].

Институт Биохимии им. А.Н. Баха РАН (ИНБИ) - лидер российского рынка в области биологических методов очистки промышленных вентвыбросов от паров летучих органических соединений (ЛОС). Оно разработало уникальную микробиологическую технологию БИОРЕАКТОР, которая выгодно отличается от существующих методов по своим техническим параметрам, капитальным и эксплуатационным затратам. Основой технологии БИОРЕАКТОР является консорциум природных иммобилизованных микроорганизмов, специально подобранных и адаптированных для высокоэффективной (80-99%) деградации разнообразных ЛОС, например, ароматических углеводородов, карбонильных, С1-, хлорорганических и многих других соединений. БИОРЕАКТОР также эффективен для удаления неприятных запахов.

Поставка установок БИОРЕАКТОР производится на условиях «под ключ» от разработки до обслуживания. Технология защищена рядом отечественных патентов. С 1997 г. английская компания Sutcliffe Croftshaw по лицензии выпускает установки БИОРЕАКТОР в Великобритании.

Технология БИОРЕАКТОР позволяет значительно (до 50%) сократить производственные затраты на изготовление вследствие интенсификации процесса биоочистки и уменьшения габаритов установок. По оценкам фирмы Sutcliffe только в Великобритании можно вводить в строй до 3-6 установок в год стоимостью от 100,000долларов США.

Биофильтрационная установка для очистки и дезодорации газовоздушных выбросов Лаборатории «Технологии промышленного биосинтеза».

Биофильтрационная установка рекомендуется для очистки и дезодорации газовоздушных выбросов от вредных органических веществ, применительно к различным экологически грязным производствам, в том числе химическим, нефтехимическим, металлургическим, деревообрабатывающим, лакокрасочным, пищевым, сельскохозяйственным и другим.

Способ основан на микробиологической утилизации вредных органических веществ с образованием углекислого газа и воды специально подобранными нетоксичными штаммами микроорганизмами (деструкторами загрязнений), проверенными и зарегистрированными в установленном порядке. Способ реализуется в новой высокоэффективной биофильтрационной установке, обеспечивающей эффективную непрерывную очистку отработанных газовоздушных выбросов от различных органических загрязнений: фенол, ксилол, толуол, формальдегид, циклогексан, уайт-спирит, этилацетат, бензин, бутанол и др.

В состав установки входят:

биоабсорбер, - вспомогательное оборудование-циркуляционный насос, клапан,

емкость (100 л) для солевого раствора, КИП, теплообменник, хвостовой вентилятор.

Установка в рабочем состоянии (с жидкостью) весит ок. 6,0 т, имеет габариты 4*3,5*3 м (в помещении) и установочную мощность 4 квт.

Преимущества разработки. Биофильтрационная установка имеет следующие основные преимущества:

высокую эффективность очистки газо-воздушных выбросов (от 92 до 99%),

низкие эксплуатационные энергозатраты до 0,3КВт*ч/м3,

высокую производительность по очищаемому газовому потоку (10 - 20 тыс./м3*ч),

низкое аэродинамическое сопротивление газовому потоку (100-200 Ра),

простое обслуживание, длительную, надежную и безопасную эксплуатацию.

Научно-техническая разработка отработана в промышленном варианте.

Институт ГосНИИсинтезбелок разработал установку для очистки газовоздушных выбросов многокомпонентного состава микробиологическим методом на предприятиях химической, химико-фармацевтической, лакокрасочной, полимерной и др. отраслей промышленности.

Предлагаемая технология позволяет обезвреживать легко летучие органические вещества, серосодержащие соединения, ароматические и нормальные углеводороды. Обеспечивает эффективность очистки от органических загрязнений при одноступенчатой очистке не менее 97%; располагать установки на крышах производственных цехов, в непосредственной близости от источника выброса. Гарантирует стабильное качество очищенного и дезодорированного потока, в процессе длительной, постоянной эксплуатации исключает продувку системы и регенерацию биомассы.

В августе 2003 года на Чебоксарском агрегатном заводе проведены испытания абсорбционно-биохимической установки (АБХУ) очистки вентиляционного воздуха от триэтиламина.

Очистка вентиляционного воздуха осуществляется абсорбционным методом с биологической регенерацией абсорбента в АБХУ 9.00.00.000, разработанной и поставленной УП «Газоочистка-Сервис», г. Минск. Штамм микроорганизмов для регенерации абсорбента разработан и поставлен ГНУ «Институт микробиологии НАНБ», г. Минск.

Концентрация триэтиламина в вентиляционном воздухе составляет: на входе в АБХУ - 780 - 1176 мг/м3, на выходе из АБХУ - 4-21 мг/м3.

Эффективность очистки вентиляционного воздуха от триэтиламина составила 96-99%.

Концентрация фенола, формальдегида, бензола на выходе из АБХУ ниже предела измерений.

Регенерация абсорбционного раствора осуществляется биологическим методом, концентрация триэтиламина в растворе не превышает 1,5 г/л (среднее значение), при неработающем технологическом оборудовании концентрация триэтиламина снижалась до 0,03 г./л.

В состав АБХУ входят: абсорбер АК 1991.00.00.000; биохимический аппарат АР 40.00.000; вентилятор ДН 12,5у; вентилятор ВР 100-45; насос водяной К 65-50-160; шламоуловитель АФ 10.05.00.000; пылеуловитель ПУ 1.00.000; воздуховоды, трубопроводы, регулирующая арматура.

Установлены следующие оптимальные параметры газоочистки:

Производительность АБХУ по вентвоздуху - 40000+500 м3/ч.

Интенсивность рециркуляции абсорбента в абсорбере - 1-+0,4 м3/ч.

Гидравлическое сопротивление абсорбера - 2000-2200 Па.

Циркуляция раствора в эрлифте (воздушном насосе) - 10-15 л/мин.

Общий расход сжатого воздуха на биохимическую систему - 42 м3/ч.

Концентрация биогенных добавок в абсорбционном растворе: РО4 - 20-70 мг/л; NH4=50-100 мг/л.

РН абсорбента 6,5-8; ХПК 100-1000 мгО2/л.

Сток абсорбционного раствора в заводскую канализацию и систему оборотного водоснабжения отсутствует.

Эффективность улавливания вредных органических и взвешенных веществ в абсорбенте (средние значения): фенол 98%; формальдегил 93,5%; цианиды 93%; бензол 98%; триэтиламин 87%; полиизоцианаты 93%; пыль неорганическая 88%.

Использование биотехнологических методов для охраны окружающей среды, в частности атмосферы, является весьма перспективным. Привлекательными аспектами являются весьма низкие, по сравнению с другими методами, капитальные и эксплуатационные затраты, а так же простота, надежность и отсутствие источников вторичного загрязнения.

В последнее время жители ряда европейских городов всё чаще обнаруживают установленные в самых, казалось бы, не подходящих местах цветочные горшки, причём с растениями, которые трудно назвать декоративными. Прохожие недоумевают, но всё объясняется просто: это так называемые биоиндикаторы, а установлены они в рамках проекта «Euro-Bionet» - программы, цель которой состоит в мониторинге состояния воздуха в европейских городах. Недавно в Штутгартском университете были подведены промежуточные итоги этого длящегося вот уже 4 года проекта. В его основе - идея использовать для экологического мониторинга биоиндикаторы, то есть растения, реагирующие на присутствие в атмосфере тех или иных вредных примесей.

Сегодня учёные обладают целым набором таких узкоспециализированных растений: табак очень восприимчив к концентрации озона в воздухе, листовая капуста чутко реагирует на содержание углеводородов, злаки позволяют судить о присутствии тяжёлых металлов. Есть растения, выявляющие в атмосфере мутагены, то есть вещества, способствующие изменениям генетической структуры. Кроме того, программа рассчитана и на психологический эффект: появление непривычных растений в неожиданных местах призвано напомнить прохожим о важности экологических проблем.

В рамках проекта сто таких станций мониторинга были установлены в 12-ти крупных европейских городах. По словам Андреаса Клумпа (Andreas Klumpp), научного сотрудника Института экологии растений и сельского хозяйства при Штутгартском университете и координатора проекта «Euro-Bionet», естественно, в крупных мегаполисах регистрируется гораздо более высокая концентрация вредных веществ в воздухе, чем в небольших городах или в сельской местности. Тем не менее, по подавляющему большинству вредных примесей ситуация в Германии не вызывает серьёзных опасений, хотя в отдельных населённых пунктах по тем или иным показателям загрязнение может оказаться и довольно высоким.

Конечно, проект не ограничивается использованием биоиндикаторов: учёные располагают и традиционными измерительными приборами. Однако растения позволяют не просто выявить само наличие вредных веществ, но и изучить их воздействие на живой организм. Кроме того, биоиндикаторы эффективнее, когда речь идёт о поиске источников загрязнения. Горшки с растениями можно легко переносить с места на место, и им - в отличие от традиционных приборов - не нужна электророзетка.

В одном из британских городов новый метод позволил в первый же год выявить весьма тревожную ситуацию. Оказалось, что крупное местное промышленное предприятие загрязняло окружающую среду гораздо сильнее, чем принято было считать.

Недавно группа специалистов завершила изучение экологической обстановки в средиземноморском регионе, причём здесь также широко применялись биоиндикаторы. По словам Андреаса Клумпа, в городах Средиземноморья экологическая ситуация - самая неблагополучная в Европе. Причина этого в том, что Средиземноморье - зона, неблагоприятная с точки зрения концентрации озона, поскольку интенсивное солнечное излучение приводит там к усиленному образованию этого вещества в атмосфере. Кроме того, там гораздо хуже положение и по части загрязнения тяжёлыми металлами.

Результаты измерений однозначно показывают, что в центральных районах городов, на улицах с интенсивным дорожным движением уровень загрязнения воздуха тяжёлыми металлами и органическими субстанциями гораздо выше, чем на окраинах и в предместьях. Таким образом, со всей определённостью можно утверждать, что в большинстве городов главным фактором, негативно влияющим на экологическую ситуацию, сегодня являются уже не промышленные предприятия и не электростанции, как раньше, а транспорт. Правда, бороться с этим мобильным источником загрязнения ещё труднее, чем с дымящими заводскими трубами [18].

Перспективное направление биотехнологии очистки газов - создание биологически активных сорбентов и оптимизация микробного сообщества (включая генетические методы), окисляющих широкий спектр субстратов (воздухоочистителей) [26].

Наши рекомендации