Государственное управление в области охраны окружающей среды

Содержание

Введение

1. Государственное управление в области охраны окружающей среды

1.1 Понятие и принципы государственного управления в области охраны окружающей среды

1.2 Методы и функции государственного управления в области охраны окружающей среды

2. Система государственных органов регулирования охраны окружающей среды

2.1 Структура Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Об окружающей среде написано и пишут много, но даже это не замедляет движение человечества к глобальной катастрофе. К сожалению, в этом марше человечества к своей гибели есть и "вклад" Казахстана (Семипалатинск, Арал).

К середине XX века быстрое развитие промышленности, рост городов и другие факторы (совершенствование смертоносного оружия) резко усилили вредное воздействие на природу.

Для предотвращения надвигающейся беды возникают международные организации и проекты (МСОП (Международный союз охраны природы), "человек и биосфера", "Всемирная стратегия охраны природы" и др.). Казахстан поддерживает эти и другие международные проекты прежде всего серьёзным вкладом своих самых талантливых учёных.

Наблюдается своеобразная экологизация науки, т.е. экология стала основой рационального природопользования и охраны живых организмов, вызвала к жизни ряд правовых норм, оказывает влияние на развитие философии, социологии, экономики и т.д. и т.п.

Цель работы составляет раскрытие понятия, принципов, форм, методов и функций государственного управления охраны окружающей среды; рассмотрение системы государственных органов охраны окружающей среды, выявление их основных задач и функций в регулировании экологопользования и охраны окружающей среды.

Государственное управление в области охраны окружающей среды

1.1 Понятие и принципы государственного управления в области охраны окружающей среды

Целью государственного управления в области охраны окружающей среды является создание такой системы общественных и производственных отношений, которая бы соответствовала объективным законам экологических систем.

Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РК. Регулирование экономической системы страны выражается в управленческих воздействиях государства на воспроизводство новых систем экономических отношений, а регулирование экологической системы представляет собой совокупность необходимых мер для поддержания экологических систем и создание нормальных условий для их эффективного функционирования Красов О.И. "Экологическое право" Москва 2009 г. .

Этому виду регулирования свойственны как общие черты управленческой деятельности государства делами общества, так и специфические, обусловленные регулируемым объектом экологической системы страны. Между государственным управление и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. Регулирование экологической системы происходит через управление экологопользовнием, которое тесно связано с охраной окружающей среды.

С развитием рыночных отношений в РК государству необходимо экономически стимулировать более эффективное экологопользование путем установления научно обоснованной цены на природные ресурсы и платы за экологопользование, которые бы способствовали наиболее рациональному их использованию путем внедрения более эффективного налогообложения за использование природных объектов и установления соответствующих льгот, которые стимулировали такое их использование, и т.п.

Деятельность органов государственного правления в области экологии осуществляется на основе определенных руководящих начал, в соответствии с которым формируется экологическая политика государства. Эти руководящие идеи, концентрированно выражающие сущность, основные свойства, внутреннее единство государства в достижении определенной цели, называются принципами государственного управления Байдельдинов Д.Л., Бекешева С.Д. "Экологическое право Республики Казахстан" Алматы 2004 г. . Принципы государственного управления определяются экономическими и социальными законами развития данного общества и, как правило, заложены в действующем законодательстве. Среди принципов государственного управления в области экологии и охраны окружающей среды одни ученые выделяют Культелеев С.Т. "Экологическое право Республики Казахстан" Алматы 2003 г. :

· приоритет охраны жизни и здоровья человека, сохранение и восстановление окружающей среды, благоприятной для жизни населения;

· государственную собственность на природные ресурсы, контролируемая государством частная собственность на землю;

· сбалансированное решение экологических задач развития общества при решении задач социально-экономического развития государства;

· применение экономических методов управления путем внедрения экономического стимулирования для обеспечения экологического порядка;

· широкое привлечение и активоное участие граждан, населения, общественных объединений и органов местного самоуправления в решении экологических проблем и охраны окружающей среды.

Другие - принцип приоритета охраны окружающей природной среды; принцип сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением Ерофеев В.Б. "Экологическое право" Москва 2009 г. . Третьи указывают, что такими принципами являются комплексные (всесторонний) подход к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

сочетание бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием охраной окружающей среды;

разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов.

Месте с тем следует отметить, что в области природопользования применяются и общие принципы управления6 законности, плановости, подчиняемости и т.д.

Наши рекомендации