Тема 11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Основные положения синтетической теории эволюции

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать основные положения современной синтетической теории эволюции. Студент должен уметь объяснить основные положения теории Ч. Дарвина.

Содержание учебного материала.

Основные положения теории Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Основные положения синтетической теории эволюции.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

2. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

5. Северцов А.С. Теория эволюции. М., «Владос», 2005. 380 с.

Самостоятельная работа.

Работа с конспектом лекций, повторная работа с учебником и дополнительной литературой. Самостоятельный анализ следующих тем: 1). Творческая биография Ч. Дарвина. 2). Почему современная эволюционная теория называется синтетической?

Раздел 7. Основы экологии.

Тема 12. Определение, критерии и классификация экологических факторов. Правило экологического оптимума.

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать основные понятия общей экологии, определение и критерии экологического фактора. Студент должен уметь объяснить общие принципы действия экологических факторов, правило экологического оптимума, закон минимума, студент должен иметь представление об экологической пластичности видов.

Содержание учебного материала.

Экология как наука. Место экологии среди других биологических наук. Разделы экологии (аут-, демо- и синэкология). Определение и критерии экологического фактора, классификации экологических факторов (абиотические, биотические, антропогенные факторы; классификация А.С. Мончадского). Правило экологического оптимума, закон минимума, понятие экологической пластичности (толерантности) видов. Видоспецифичность экологического оптимума. Изменение экологического оптимума в пространстве и времени.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Одум Ю. Основы экологии. М., «Мир», 1975. 741 с.

2. В.А. Радкевич. Экология. Минск, «Высшая школа», 1998. 159 с.

3. А.С. Степановских. Экология. Курган, 2000.704 с.

4. В.Б. Чернышев. Экология насекомых. М., изд-во МГУ, 1996. 304 с.

5. И.А. Шилов. Экология. М., «Высшая школа», 2001. 512 с.

6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

7. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

8. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

9. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

10. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977.

11. Яковлев Н.Н. Живое и среда (молекулярные и функциональные основы приспособления организма к условиям среды). М.: Наука, 1986.

Самостоятельная работа.

Предусмотрена работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Необходимо самостоятельно разработать следующие темы: 1). Экология как наука. Содержание, предмет и задачи экологии. 2). Значение экологии в современном мире. 3). Разнообразие экологических факторов. 4). Популяционная экология. Содержание, предмет и задачи дисциплины. 5). Понятие популяции. Типы и структура популяций.

Тема 13. Основы биоценологии. Понятие биоценоза, экосистемы, биогеоценоза. Структура экосистемы. Экологическая сукцессия.

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать основные понятия и принципы биоценологии, определение таких понятий, как экосистема, биоценоз, биогеоценоз, пищевая цепь, экологическая сукцессия, климаксное сообщество.Студент должен уметь указывать отличия понятий экосистема и биогеоценоз, приводить примеры различных типов пищевых цепей, описывать типы изменения экосистем, изменение характеристик экосистем в ходе сукцессии.

Содержание учебного материала.

Основы биоценологии. Исследования Карла Мебиуса, понятие биоценоз. Концепции экосистемы (А. Тенсли) и биогеоценоза (В.Н. Сукачев). Основные отличия этих понятий. Структура экосистемы. Пищевые цепи и пищевые сети. Пастбищные и детритные пищевые цепи, пищевые цепи хищников и паразитов. Типы изменения экосистем. Аллогенные и автогенные изменения. Экологическая сукцессия. Изменение характеристик экосистем в ходе сукцессии. Климаксное сообщество.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Одум Ю. Основы экологии. М., «Мир», 1975. 741 с.

2. В.А. Радкевич. Экология. Минск, «Высшая школа», 1998. 159 с.

3. А.С. Степановских. Экология. Курган, 2000.704 с.

4. В.Б. Чернышев. Экология насекомых. М., изд-во МГУ, 1996. 304 с.

5. И.А. Шилов. Экология. М., «Высшая школа», 2001. 512 с.

6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

7. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

8. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

9. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

10. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977.

11. Яковлев Н.Н. Живое и среда (молекулярные и функциональные основы приспособления организма к условиям среды). М.: Наука, 1986.

Самостоятельная работа.

Предусмотрена работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Необходимо самостоятельно разработать следующие темы: 1). Структура экосистем (видовая, пространственная, трофическая). 2). Экологическая сукцессия – что это такое? 3). Значение процесса экологической сукцессии. 4). Основные экологические проблемы современности и возможные пути их решения.

Наши рекомендации