Оценка полноты и качества ОВОС
Лица, использующие результаты ЭО, во многих случаях не
имеют возможности оценить, насколько качественно она прове-
дена, поэтому требуется проверка качества документации по ЭО.
В большинстве случаев в процессе такой оценки обеспечивается
участие заинтересованных сторон (в том числе общественности),
В России проверка адекватности и полноты предоставляемых за-
казчиком материалов по оценке воздействия осуществляется в
ходе государственной (а иногда и общественной) экологической
экспертизы.
Промежуточные и окончательные результаты ЭО проектов мо-
гут использоваться:
проектировщиками при выборе проектных решений, связан-
ных с наименьшим воздействием на окружающую среду и при
планировании мер по смягчению воздействий;
инициатором при выборе альтернатив осуществления намечае-
мой деятельности (или принятии решения об отказе от таковой);
кредитно-финансовыми организациями при принятии решений
о выделении средств на осуществление намечаемой деятельности;
органами, ответственными за охрану окружающей среды при
выдаче разрешений на природопользование и согласовании усло-
вий природопользования;
другими органами государственного надзора и контроля, орга-
нами власти и местного самоуправления при принятии решений о
разрешении или лицензировании намечаемой деятельности.
Н.Ли и Колли (1995) предложили следующие критерии оцен-
ки качества документации по ОВОС. По их мнению, они приме-
нимы для оценки материалов оценки воздействия на любом этапе
процесса (ОВОС, экологическое обоснование проектной или пред-
проектной документации).
Критерии объединены в четыре раздела (пронумерованных од-
ной цифрой), каждый из которых содержит несколько категорий
(пронумерованных двумя цифрами), в свою очередь содержащих
подкатегории (три цифры). Подкатегории, категории и разделы
вместе образуют иерархическую структуру. Например, оценка ка-
чества по категории 1.1 для разд. I. Описание намечаемой деятель-
ности, района ее осуществления и исходных условий выполняется
по схеме, показанной в табд. 7.8.
Сведения, приведенные в этой таблице, по сути являются не
критериями, а требованиями к документации, вдобавок лишен-
ными количественных характеристик. Однако как дисциплиниру-
ющие элементы, обеспечивающие единообразие подачи материа-
лов ОВОС, они, безусловно, полезны.
При проведении оценки качества документации по ОВОС не-
обходимо сначала провести оценку в соответствии с каждой из
подкатегорий, затем на их основе и на основе дополнительной
экспертной оценки — анализ категорий и разделов. Оценка всех
разделов затем сводится к общей оценке качества документации в
целом.
Таблица 7.8
Пример критериев оценки качества материалов ОВОС
(по Н.Ли, 1995)
Категория | Подкатегория | Содержание критерия |
1.1. Описание намечаемой деятельности | 1.1.1 1.1.2 1.1.3 | Должны быть описаны цель (цели), а также физические характеристики, мас- штабы и способы осуществления наме- чаемой деятельности. Должен быть опи- сан объем материалов и сырья, необхо- димых для строительства и функциони- рования объекта, а также приведено опи- сание производственных процессов там, где это применимо Должны быть изложены цели и задачи на- мечаемой деятельности Должны быть описаны общее устройство и размеры проектируемого объекта. Как пра- вило, для этого необходимы карты, схемы, планы, экспликации В той или иной форме должно быть пред- ставлено, как будет выглядеть объект на местности после завершения строительных работ |
Окончательное определение соответствия документации и про-
цесса оценки воздействия каждому из критериев проводится с
использованием следующих символов:
А — полностью соответствует, никакие из важных задач не про-
пущены;
В — в основном соответствует, за исключением небольших упу-
щений или неточностей;
С — соответствует с оговорками, серьезные упущения или не-
точности;
D — в целом не соответствует, хотя отдельные части задачи
выполнены;
Е — задача выполнена неудовлетворительно, важные части про-
пущены или сделаны неверно;
Р — задача практически не выполнена;
Н/п — данный критерий неприменим к документации;
Н/и — у оценивающего эксперта недостаточно информации.
В России и некоторых других странах элементы контроля «пол-
ноты оценки воздействия на окружающую среду» осуществляются
на стадии прохождения ГЭЭнамечаемой деятельности.
7.8. Требования Европейского банка реконструкции
и развития к ОВОС
Близкая к российской процедура ОВОСиспользуется ЕБРР.
Называется она анализом экологического воздействия (АЭВ) и
является одним из важнейших видов экологических оценок, пред-
усмотренных ЕБРРв качестве требований, которые необходимо
выполнять для получения займа. Экологические исследования про-
водятся или заказываются заказчиком проектов в соответствии с
правилами ЕБРРпо выполнению АЭВ с тем, чтобы получить дос-
таточный объем экологической информации, которая позволит
Совету директоров банка принять решение в отношении того или
иного проекта.
Анализ экологического воздействия выполняется в случае реа-
лизации проектов, связанных с определенными типами нового
строительства, масштабного расширения или конверсии —пере-
профилирования независимо от местоположения ввиду их эколо-
гической значимости или серьезных угроз возникновения аварий
или причинения ущерба здоровью людей, источниками которых
эти проекты являются. Выполнение АЭВ может потребоваться и в
случае реализации множества других типов проектов, которые могут
оказать негативное воздействие на охраняемые или уязвимые тер-
ритории (национальные парки, другие заповедники националь-
ного или регионального значения, включая районы, представля-
ющие археологический интерес; районы, имеющие важное значе-
ниедля этнических групп; районы, подверженные эрозии и/или
опустыниванию; заболоченные территории и т.д.).
На этапе определения характера деятельности/утверждения кон-
цепции проекта заказчики проекта должны представить в ЕБРР
экологическую информацию одновременно с другими исходны-
ми данными о проекте. Эта информация включает следующие све-
дения:
проводились ли предварительные экологические исследования;
насколько велика вероятность того, что проект окажет серьез-
ное негативное воздействие на состояние окружающей среды.
Эти сведения включаются в Меморандум об утверждении кон-
цепции проекта и помогают определить детальность необходимых
экологических исследований.
Предварительному рассмотрению предшествует этап определе-
ния необходимости АЭВ, в ходе которого выясняются:
потенциальные экологические проблемы, связанные с намеча-
емым проектом;
виды экологической информации, необходимой для оценки
экологических рисков, ответственности, соблюдения норматив-
но-правовых требований, негативных факторов воздействия на
состояние окружающей среды и т.д.;
применимое национальное и региональное природоохранное
законодательство, нормы и правила;
потенциальные экологические выгоды или улучшения, кото-
рые могут быть предусмотрены в техническом проекте.
На основании этих сведений составляется Меморандум об опре-
делении необходимости АЭВ. На данном этапе принимается реше-
ние относительно необходимости выполнения АЭВ и/или какого-
либо другого вида ЭО.
Проблемы, которые необходимо рассмотреть в ходе экологи-
ческих исследований, определяются и согласуются всеми заинте-
ресованными сторонами на этапе определения объема АЭВ. Данный
этап предполагает выполнение следующих мероприятий:
подготовка Плана общественного участия и распространения
информации, в котором определяются заинтересованные сторо-
ны и программа консультаций и обнародования информации, а
такжеметоды работы с высказанными замечаниями и опасениями;
подготовка комплекта информационных материалов (5— 10 с.)
с сопроводительным письмом и соответствующими чертежами,
картами и т.д., представляющих краткое описание намечаемого к
реализации проекта с указанием его целей и заказчиков, альтер-
натив проекту;
анализ состояния окружающей среды и определение недостаю-
щих исходных данных; рассмотрение потенциальных экологичес-
ких, социальных и культурных последствий этапа строительства и
мероприятий по их смягчению; потенциальных экологических, со-
шальных и культурных последствий этапа эксплуатации и мероп-
риятий по их смягчению;
анализ предлагаемой программы мониторинга, содержания
предполагаемого АЭВ с указанием рассматриваемых проблем, про-
веденных исследований и графика, предлагаемого Плана обще-
ственного участия и распространения информации;
проведение совещания по определению объема АЭВ, где воп-
росы, затрагиваемые в комплекте информационных материалов
обсуждаются всеми заинтересованными сторонами;
подготовка Протокола, включающего техническое задание на
выполнение АЭВ и изменения, которые предлагается внести в План
общественного участия и распространения информации. Протоко-
лы совещания по определению объема АЭВ должны включаться в
состав итогового документа по АЭВ в виде приложений.
Содержание экологических исследований согласуется между за-
интересованными сторонами на этапе определения объема АЭВ.
Анализ экономического воздействия выполняется заказчиком про-
екта. Результаты представляются в рамках Отчета по АЭВ. Его ти-
повое содержание, соответствующее общему формату отчетности
ЕБРР, следующее.
Резюме.
1.0. Описание контекста проекта.
1.1. Цель и необходимость реализации проекта.
1.2. Нормативно-правовая база и организационная структура.
1.3 История проекта, включая рассматриваемые альтернатив-
ные варианты.
2.0. Описание проекта.
3.0. Описание существующего состояния окружающей среды.
3.1. Климатические условия.
3.2. Геоморфология и геология.
3.3.Качество поверхностных и подземных вод.
3.4. Ландшафты.
3.5. Биотические ресурсы.
3.6. Качество воздуха.
3.7. Шум.
3.8. Социально-экономические и культурные вопросы.
4.0. Описание и оценка значимых факторов воздействия на со-
стояние окружающей среды.
4.1. Воздействия, связанные со строительством.
4.2. Воздействия, связанные с эксплуатацией.
4.3. Определение ключевых факторов неопределенности и от-
сутствующих данных.
4.4. Сравнение воздействий, связанных с реализацией альтер-
нативных вариантов, включая вариант «ничего не делать».
4.5. Сводный анализ воздействий по альтернативным вари-
антам.
5.0. Описание мероприятий по снижению негативных воздей-
ствий и/или мер по увеличению экологических выгод.
6.0. Примерный план экологического мониторинга.
6.1. Мониторинг на этапе строительства.
6.2. Мониторинг на этапе эксплуатации.
В состав отчета может включаться ряд технических и иных при-
ложений.
На данном этапе заказчиком проекта и банком обсуждаются
условия предоставления финансовых средств. Основным докумен-
том, обсуждаемым в ходе переговоров, является Перечень усло-
вий предоставления финансовых средств, В нем дается краткое
описание будущего соглашения о предоставлении финансовых
средств, структуры, основных сроков и характеристик намечае-
мого к реализации проекта, а также требований, определенных в
результате проведения ЭО (т.е. условий, обязательств, требова-
ний к мониторингу и отчетности, связанных с охраной окружа-
ющей среды).
После этого проводится экологическая проверка проекта, кото-
рая основывается на результатах АЭВ и/или других экологических
исследований, результатах консультаций с общественностью и
посещений объектов, которые могли проводиться специалиста-
ми-экологами банка. Результаты экологической проверки оформ-
ляются в виде Акта экологической проверки (АЭП). Краткий вари-
ант АЭП включается в Меморандум о заключительном рассмотре-
нии (МЗР). Он должен содержать как минимум следующие эколо-
гические сведения:
текущее состояние проекта с точки зрения охраны здоровья и
безопасности людей, а также состояния окружающей среды;
потенциальное экологическое воздействие проекта, который
будет финансироваться банком;
сводный план природоохранных мероприятий и результат по-
ручения необходимых согласований от органов власти и контро-
лирующих организаций;
положительный эффект от проекта для окружающей среды;
результаты проведения консультаций с общественностью.
Меморандум вместе с АЭП представляется на рассмотрение Ко-
митета банка по финансовым операциям. Во время окончательного
рассмотрения проект может быть отклонен по экологическим со-
ображениям, если он связан со значительными экологическими
проблемами или если в рамках проекта решение экологических
проблем в достаточной степени не предусмотрено.
После заключительного рассмотрения может быть рекомендо-
рано внесение некоторых изменений в документацию, касающую-
ся окружающей среды, а также может потребоваться подготовка
исполнительной документации (приложение, посвященное эко-
логическим вопросам, заявление о соответствии экологической
политике банка). Окончательное решение относительно проекта
принимается во время утверждения Советом директоров ЕБРР.