Экологический контроль
Экологический контроль (контроль в области охраны окружающей среды) ¾ это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Общие задачи, которые решаются в процессе экологического контроля, сформулированы в ст. 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Основаны они на соблюдении требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Различают следующие формы экологического контроля: информационный (сбор и обобщение экологической информации), предупредительный (предотвращение наступления вредных экологических последствий) и карательный (применение мер государственного принуждения к эконарушителям).
Объектами экологического контроля являются: земля, недра, леса, животный мир, атмосферный воздух, природно-заповедный фонд, континентальный шельф, а также окружающая среда в целом.
Экологический контроль имеет надведомственный характер. Это означает, что экологические требования в законодательстве относятся к любым формам хозяйственной и иной деятельности.
В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный экологический контроль. В систему экологического контроля входит также мониторинг, обеспечивающий службы контроля необходимой информацией о состоянии среды.
Государственный экологический контроль осуществляется органами общего управления (администрация Президента РФ, Правительство РФ, другие исполнительные органы государственной власти, вплоть до муниципальных и специального управления ¾ Минприроды России, Госстрой России, Росгидромет и др.).
Государственный экологический контроль осуществляют федеральные государственные инспектора и государственные инспектора субъектов Российской Федерации.
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды имеют широкие полномочия. В частности, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (2002 г.), они имеют право:
¨ проверять соблюдение экологических требований, норм и правил при посещении любых объектов, независимо от форм собственности;
¨ проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
¨ приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
¨ привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Государственные инспектора вправе осуществлять иные определенные законодательством полномочия.
В 90-х гг. органами государственного экологического контроля было обследовано 146 606 предприятий и организаций и установлено, что 24 490 из них превышали нормы выбросов загрязняющих веществ. Было зарегистрировано также 1840 случаев залповых, аварийных сбросов вредных веществ, которые повлекли миллиардные ущербы и нанесли вред здоровью человека.
За нарушение экологического законодательства привлечено к ответственности 35 509 граждан и должностных лиц. Сумма взысканных штрафов составила 847,6 млн руб.; 21 должностное лицо привлечено к уголовной ответственности (Петров, 1995).
Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности природоохранных мероприятий. Проводится он непосредственно на предприятии соответствующими службами самого предприятия. Соблюдение норм экологического законодательства позволяет предприятию избежать санкций государственного экологического контроля. Специфической формой производственного контроля в последнее время становится экологическое аудирование деятельности предприятия.
Экологический аудит ¾ это независимая, комплексная проверка (ревизия) соответствия деятельности объекта (предприятия) природоохранным нормам и правилам с целью выработки рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
Экологический аудит проводится как по инициативе самих предприятий (и тогда он фактически является одной из форм производственного экологического контроля), так и в обязательном порядке.
В состав экоаудита входят анализ бухучета предприятия по экологическим показателям, прогноз экологических рисков и ущербов, измерения различных экологических параметров аудируемого объекта и окружающей среды и на этой основе ¾ разработка рекомендаций по обеспечению экологически безопасной деятельности.
Муниципальный экологический контроль осуществляется органами местного самоуправления на территории муниципального образования, а общественный ¾ общественными и иными некоммерческими объединениями, а также гражданами. Результаты общественного экологического контроля подлежат обязательному рассмотрению в органах государственной власти.
Контрольные вопросы
1. Что такое экологическое право? Перечислите его основные источники в нашей стране.
2. Каково основное содержание Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002)?
3. Какова структура государственных органов в области охраны окружающей среды в России?
4. Что такое экологический паспорт предприятия?
5. Какова эффективность государственной экологической экспертизы?
6. Что такое экологический риск? Какие регионы относятся к зонам повышенного экологического риска?
7. Что такое мониторинг окружающей среды, каковы его основные ступени и блоки?
8. Что понимается под государственным экологическим контролем? Какие виды экологического контроля действуют в нашей стране?