ФР – это причины и условия, увеличивающие вероятность развития заболеваний, неблагоприятного его течения или исхода
Рис.1. Этапы комплексной методики изучения распространенности ФР ХНЗ.
Основные трудности первого этапа связаны с несовершенством используемых методов профилактических осмотров детей и существующих форм первичной статистической отчетности, что усложняет выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и факторами среды обитания.
Главной задачей этого этапа является создание банка данных, проведение ретроспективного анализа с учетом территориального распределения и выделение по комплексу показателей территории медико-экологического неблагополучия. Желательно выделение территории в границах обслуживания одной санитарно-эпидемиологической станции и детской поликлиники, при изучении влияния разных экологических факторов могут быть выбраны разные территории детских поликлиник.
На втором этапе мониторинга осуществляется сбор мобилизованной информации по результатам углубленного изучения состояния здоровья детей и факторов риска на отобранной территории. Для этого органами здравоохранения должны организовываться временные коллективы специалистов (врачи по гигиене детей и подростков, педиатры, психологи, иммунологи, узкие специалисты, врачи лабораторной службы). Эти специалисты владеют методами санитарно-гигиенического и социологического обследования для количественной и качественной характеристики степени выраженности ФР, современными методами проведения профилактических осмотров с использованием скрининг-тестов для диагностики и прогнозирования донозологических состояний. Завершается данный этап мониторинга созданием банка данных карт полицевого учета ребенка. Примерный образец такой карты полицевого учета ребенка состоит из 2-х частей. Первая часть содержит результаты углубленного изучения состояния здоровья, включающие данные о физическом развитии, физической подготовленности, функциональном состоянии, неспецифической резистентности, морфофункциональных отклонениях, острой и хронической заболеваемости, группе здоровья. Вторая часть карты полицевого учета ребенка отражает степень выраженности ФР до его рождения, ФР в семье, информацию об экологической ситуации на территории и ФР в дошкольных учреждениях и школах. Для определения последних используется специально разработанная "Карта санитарного благополучия образовательного учреждения".
На третьем этапе мониторинга проводится обработка и анализ собранной информации и обосновывается гипотеза о причинно-следственных связях между состоянием здоровья детского населения и выявленными ФР. Этот этап требует использования статистических методов множественной корреляции, дисперсного анализа и наличия автоматизированной информационной системы, что достаточно сложно в техническом и финансовом отношении.
Четвертый этап заключается в целевом планировании профилактических программ, включающих в себя различные аспекты социальной защиты детей, охраны материнства и детства, образования, физического воспитания и, конечно, решение медико-экономических проблем. В то же время СГМ состояния здоровья и ФР позволяет научно обосновать оперативные решения государственной санитарно-эпидемиологической службыс целью улучшения СЭБ детей.
3. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ сгм
3.1.Сбор информации о состоянии здоровья детей и подростков по отчетным статистическим данным - численность детей и подростков в обследуемом регионе, общая заболеваемость, хроническая заболеваемость, инвалидность, смертность, физическое развитие, группы здоровья. Эти данные ежегодно накапливаются в электронном виде.
3.2.Статистическая обработка данных по региону (город, район, территория детской поликлиники) - распределение общей и хронической заболеваемости, инвалидности с детства, возрастная структура смертности, коэффициенты смертности, распределение по уровням и гармоничности физического развития, по группам здоровья. Все данные оформляются в виде таблиц.
3.3. Сравнительный анализ данных и выбор приоритетного направления с учетом состояния здоровья (например, в регионе высокая заболеваемость органов дыхания и т.п.).
3.4. Сбор информации о состоянии окружающей среды.
3.4.1. Экологические условия (вода, почва, воздух, продукты питания, естественный радиационный фон).
3.4.2. Социальные условия.
3.4.3. СЭБ образовательных учреждений.
3.5. Выделение управляемых ФР для здоровья детей и подростков, к числу которых относятся:
· иммунитет (прививки),
· состояние окружающей среды,
· условия проживания,
· питание,
· оздоровление,
· профилактическая работа органов здравоохранения,
· психологические факторы.
3.6. Выявление количественной зависимости между показателями здоровья и СЭБ образовательных учреждений.
3.7. Совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН) за условиями воспитания, обучения и профессиональной подготовки детей и подростков.
3.8. Оценка эффективности ГСЭН на основе обратной связи.
Примерный алгоритм мониторинга здоровья детей приведен на рис.2.
Рис. 2. Алгоритм мониторинга здоровья детей.
4. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Среди факторов окружающей среды, оказывающих как положительное (оздоровительное), так и отрицательное влияние (ФР) на состояние здоровья следует выделить экологические, социальные и внутрижилищные. Точная оценка воздействия экологических факторов затруднена вследствие отсутствия методик (измерений) для определения сочетанного или разнонаправленногоих действия. Сложно учитывать также многоэтапность отклонений в состоянии здоровья под влиянием действия разных экологических факторов на разные возрастные группы. Кроме того, реакция организма на действие экологических факторов зависит от его исходного состояния, чувствительности к влиянию разных воздействий, отих силы и длительности, степени вредности и т.д., что трудно поддается одновременному учету.
Алексеев С.В., Воронцов И.М. и др. (1993) предлагают различать следующие последствия неблагоприятного влияния экологических факторов на здоровье людей:
1.Острые и подострые интоксикации, состояния с определенной клинической симптоматикой:
· воздействия высоких доз различных химических соединений (хлор- и фосфорорганические, нитраты, соли тяжелых металлов, биопрепараты и т.п.);
· встречаются, как правило, в экстремальных ситуациях (аварии, взрывы, смог).
2. Подострые и хронические состояния, проявление которых выражается неспецифическими общеклиническими изменениями:
· возникают, прежде всего, у детей;
· расстройства иммунологической системы, приводящие к возникновению атопической сенсибилизации и аллергической патологии, снижению устойчивости к инфекциям;
· нарушение и дисгармонизация процессов роста и созревания организма ребенка;
· нарушение вегетативной регуляции, возникновение вегетососудистой и нейроциркуляторной дистонии;
· снижение интеллектуальной и физической работоспособности;
· сложность доказательства взаимосвязи с экологическим фактором.
3. Бессимптомные формы:
· встречаются у взрослых людей;
· результат длительного влияния антропогенного загрязнения;
· раннее возникновение инволютивных процессов;
· сокращение продолжительности жизни.
4. Бессимптомные формы,дающие после длительного латентного периода выраженную клиническую картину заболевания или состояния (онкологические заболевания).
В современных условиях у детей чаще приходится сталкиваться споследствиями 2 группы.
В зависимости от состояния окружающей среды различают 4 разновидности экологических ситуаций (экологические зоны):
1. Зона экологического благополучия.
2. Зона экологического риска, в которой имеет место повышенная вероятность влияния измененных экосистем на здоровье ребенка.
3. Зона экологического кризиса, связанная с природными нарушениями экологической среды, способствующими росту заболеваемости, смертности, снижению продолжительности жизни (нарушения растительного покрова, гидробаланса, естественного состояния почвы и т.п.).
4. Зона экологической катастрофы (экологическое воздействие привело к последствиям необратимого характера, требующим эвакуации населения пострадавшей территории).
К социальным факторам окружающей среды относят численность и плотность населения региона, объем и характер миграции, жилищные и материальные условия. Для СГМ следует выбирать наиболее доступные и информативные из них - плотность населения, коэффициент миграции, удельный вес благоустроенных квартир, средняя заработная плата, стоимость потребительской (продуктовой) корзины.
Среди внутрижилищных факторов окружающей среды следует выделить параметры микроклимата и световой режим, степень загрязненности воздуха жилых помещений.
В широком аспекте классификация социально-гигиенических факторов приведена в таблице 1.
Таблица 1
Социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья детей
Благоприятные (оздоровительные) | Неблагоприятные (факторы риска) |
Соответствие параметров окружающей среды гигиеническим нормативам. | Нарушения гигиенических требований к условиям игровой, учебной и трудовой деятельности |
Оптимальный суточный режим. | Нарушения режима дня и учебно-воспитательного процесса |
Рациональное питание | Недостатки в организации питания |
Оптимальный двигательный режим. | Недостаточная или избыточная двигательная активность |
Закаливание | Отсутствие специфических закаливающих процедур |
Благоприятный психологический климат в семье и коллективе | Неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе |
Наличие гигиенических навыков и правильный (здоровый) образ жизни | Отсутствие гигиенических навыков, наличие вредных привычек. |
5. факторы РИСКА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ОТКЛОНЕНИЯХ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Изучение ФР является одним из важнейших аспектов СГМ и эпидемиологии ХНЗ, цель которого – создание реальной базы для осуществления профилактики и индивидуального прогноза заболеваний.
С точки зрения семиотики латинскому слову «фактор» (factor) соответствует понятие «делающий, производящий». Поэтому задача врача, изучающего проблему ФР, - выявить и в дальнейшем элиминировать не любые признаки, факторы, явления, ассоциирующие с началом или развитием болезни, а именно те, которые запускают патологический процесс или усиливают его. Это дает возможность исключить из ФР признаки-свидетели (маркеры) болезни, которые сами по себе никак не способствуют развитию патологии. Исходя из изложенного, понятие ФР определяется следующим образом.
ФР – это причины и условия, увеличивающие вероятность развития заболеваний, неблагоприятного его течения или исхода.
Вероятностный характер оценки ФР есть результат сложности изучаемых явлений, следствие невозможности точного определения всех параметров. Но тем не менее количественная оценка ФР, пусть даже и вероятностная. позволяет создать математически обоснованные критерии отбора в группы повышенного риска развития заболеваний, более эффективно решать вопросы прогноза.
С целью расширения возможностей научного анализа ФР может быть использована их принципиальная классификация (таблица 2).
Таблица 2