Принципиальная классификация факторов риска

№ п/п Основные группировки ФР Типы факторов риска
Характер действия · Развитие болезни · Неблагоприятного течения · Рецидивирования
Уровни действия · Популяционные · Организменные (индивидуальные) · Клеточно-молекулярные
Универсальность · Для класса болезней · Для отдельных нозологических единиц
Источник · Внутреннее (генетическое, фенотипическое) · Внешнесредовые (социально-бытовые, производственные, инфекционные, психологические, поведенческие, экологические, климатические и др.)
Значимость · Ведущие · Второстепенные
Стабильность · Постоянные (природные, экологические, генетические) · Непостоянные (инфекционные, социально-бытовые, производственные и др.)
Время действия · Действовавшие ранее · Действующие сегодня
Возможность управления (устранения) · Неуправляемые (генетические, фенотипические у индивидуума, возраст, пол и др.) · Управляемые (экологические, профессиональные, психологические, поведенческие, социальные, медико-биологические и др.)
Уровни управления · Зависящие от индивидуума (не информирован, информирован, но не выполняет) · Зависящие от медицинской службы (качество организации профилактики, лечения, санитарной охраны, просвещения)
Степень изученности · Учтенные · Неучтенные

Основанием для группировки факторов явилось многообразие их качественных характеристик. Необходимо отметить, что пп. 8 и 9 классификации отличаются от предыдущих отсутствием внутренней связи с ними, так как в этих пунктах раскрываются свойства не самих факторов, а внешних сил, которые управляют ФР.

5.1. Методика поисков факторов риска (ФР).

Основой поиска служит анализ заболеваемости детей и под­ростков территории (региона). Предлагаемый алгоритм поисков ФР приведен на рисунке 3.

 
  принципиальная классификация факторов риска - student2.ru

Рис. 3. Алгоритм поисков ФР

Как свидетельствуют результаты научных исследований, у детей имеет место хронизация заболеваний, причем соотношения конкретных видов патологии характеризуются достаточной устойчивостью. К числу преобладающих видов хронической патологии в настоящее время относят:

· 8 класс - острые респираторные инфекции и хронические заболевания органов дыхания.

· 5 класс - психические расстройства (психозы, невротические расстройства и психопатии, умственная отсталость).

· 6 класс - болезни нервной системы и органов чувств (болезни глаза и его придатков, нарушения рефракции и аккомодации).

· 9 класс - болезни органов пищеварения (кариес зубов, болез­ни пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, неинфек­ционный энтерит и колит).

· 13 класс - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (приобретенные искривления позвоночника (кифоз, лор­доз, сколиоз) и функциональные нарушения опорно-двигательно­го аппарата (сутулость, круглая спина, прямая спина, сколиотическая осанка, плоскостопие и др.).

· 7 класс - болезни системы кровообращения (хронические ревма­тические болезни сердца, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, нарушения легочного кровообращения, болез­ни артерий, вен, лимфатических сосудов и др.).

· 10 класс - болезни мочеполовой системы

· 3 класс - болезни эндокринной системы и обмена веществ.

· 12 класс - болезни кожи, подкожной клетчатки и соединительной ткани.

При поиске ФР целесообразно выделениеиз МКБ пяти-шести наиболее часто встречающихся для данного возраста заболеваний с последующим анализом типичных для них факторов. Затем следует экспертное ранжированиеих по значимости, выде­ление бесспорных и управляемых ФР, корреляцион­ный анализ.

Исходя из наиболее распространенных заболеваний у детей определены наиболее вероятные ФР (таблица 3).

Таблица 3

Факторы риска наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний у детей

Класс заболе-вания по МКБ Ведущие факторы риска
8 класс. · неблагоприятные условия проживания: · загрязнения атмосферного воздуха (экологическое неблагопо­лучие); · наследственная предрасположенность (по линии матери); · неблагоприятные климатические условия;  
  · дефекты оздоровительной работы; · нарушения воздушно-теплового режима в образовательном уч­реждении и дома; · отсутствие, недостаточность или нарушения режима закалива­ния; · наличие очага хронического воспалительного процесса; · вредные привычки родителей; · нарушения при использовании полимерных и лакокрасочных материалов, предметов бытовойхимии; · неправильное питание.
5 класс · неблагоприятные микросоциальные условия в семье (алкого­лизм, конфликты, развод, неполные семьи; · психические заболевания у родителей; · длительное пребывание в большом коллективе (круглосуточ­ные группы, продленный день, обучение в "крупной школе"); · большая суммарная учебная нагрузка (в школе и дома); · нерациональный режим дня и режим обучения и воспитания в учреждении; · недостаточная продолжительность ночного сна; · патология беременности и родов, травмы головы у ребенка; · большая продолжительность затрачиваемого времени на дорогу в образовательное учреждение; · недостаточное или нерациональное физическоевоспитание.
6 класс · наследственная предрасположенность (особенно по линииматери) · большая зрительная нагрузка; · недостаточное или неправильное физическое воспитание; · неблагоприятные условия обучения и воспитания в учреждении, в первую очередь, недостаточное освещение; · нарушения режима труда и отдыха; · нарушения техники безопасности; · нарушения гигиенических нормативов по использованию компьютеров и технических средств обучения; · бесконтрольное увлечение компьютерными играми и другими электронными развлечениями; · нерациональное питание.
9 класс · нерациональное питание (нарушения технологии приготовле­ния пищи и режима питания, несбалансированность рациона); · наследственная предрасположенность (особенно по линииматери) · неблагоприятный микроклимат в семье (алкоголизм, конфлик­ты, развод, неполные семьи); · неправильное раннее вскармливание;
  · острые кишечные инфекции в дошкольном возрасте; · глистные инвазии; · кариес; · повышенное содержание вредных веществ в атмосферномвоз­духе или питьевой воде; · нарушение законодательства по качеству и безопасности продуктов пи­тания; · повышенная нервно-эмоциональная напряженность в коллективе; · недостаточная продолжительность отдыха и сна.
13 класс · наследственная предрасположенность (биологический фактор); недостаточное или нерациональное физическое воспитание и ранняя спортивная специализация; · низкая физическая подготовленность; · нарушения условий обучения и воспитания в учреждении; · нарушения трудового законодательства при ранней трудовой деятельности; · низкая физическая работоспособность; · нарушения полноценности и сбалансированности рациона пи­тания ; · неблагоприятнаяэкологическая обстановка на территории проживания; · врожденные аномалии и нарушения процесса костеобразования; · перенесенные травмы.
7 класс · наследственная предрасположенность (биологический фактор); · пребывание в зоне национальных конфликтов и экологических бедствий; · хронические стрессы, связанные с организацией учебно-вос­питательного режима; · неблагоприятные социальные условия всемье; · избыток массы тела; · высокий показатель заболеваемости при низком уровне не­специфической резистентности; · вредные привычки; · физические перегрузки; · неблагоприятное функциональное состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы (неблагоприятная реакция на пробу с физической нагрузкой); · задержка роста и развития (низкий рост).
10 класс · врожденные аномалии и пороки развития; · хронические очаги инфекции в носоглотке; · частые респираторные инфекции при низком уровне неспецифи­ческой резистентности; · наследственная предрасположенность (биологический фактор); · неблагоприятная экологическая обстановка на территории про­живания; · вредные привычки; · дефекты полового воспитания.
3класс · неблагоприятная наследственность (хронические заболевания у родителей); · избыток массы тела; · нарушения полноценности и сбалансированности рациона при питании; · вредные привычки; · гормональные нарушения; · патология беременности и родов.
12 класс · нарушения санитарно-противоэпидемического режима в учреж­дении; · нарушения санитарныхнорм и правил по водоснабжению и кана­лизации в учреждении; · неблагоприятные социальные условия в семье; · нарушение условий обучения и воспитания в учреждении; · вредные привычки; · низкая санитарная культура, несоблюдение правил личной ги­гиены и режима дня.

В некоторых случаях при выполнении задач СГМ необходима оценка риска развития каких-либо патологических или донозологических состояний. Для этого могут быть использованы показатели относительного риска, выражающие зависимость между распространенностью в группах больных и здоровых детей. Числовые значения таких показателей наиболее распространенных ХНЗ у детей с указанием ранга значимости приведены в таблице 4.

Таблица 4

ПОКАЗАТЕЛИ ОТНОСИТЕЛЬНОГО риска наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний у детей

Факторы Средневзвешенный показатель относительного риска Ранг значимости
Медико-биологические
Родители
Отягощенная наследственность 5,04
Патология беременности или родов 3,11
Выкидыши или мертворождения у матери 2,47
Хронические заболевания у родителей 2,67
«Нервные» родители 2,17
Ребенок
Аллергия в раннем возрасте 3,79
Частые острые респираторные заболевания 3,74
Хронический тонзиллит или аденоидит 3,24
Некариозные поражения твердых тканей зубов 2,81
Низкий гигиенический индекс полости рта 3,21
Медико-социальные
Неблагоприятная экологическая ситуация 2,59
Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка 3,29
Курение матери во время беременности 2,44
Курение в доме в присутствии ребенка 2,0
Алкоголизм родителей 2,82
Неполная семья 2,65
Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе 2,05
Раннее искусственное или смешанное вскармливание 3,36

6. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Медико-экологическая программа (МЭП) - комплекс действий, нап­равленных на уменьшение негативного влияния на здоровье детского и подросткового населения экологических, социально-экономических, санитарно-гигиенических и медицинских факторов риска. МЭП вклю­чает в себя систему лечебно-профилактических мероприятий и медико-экологической реабилитации.

Объектом воздействия МЭП являются дети и подростки на уровне популяции, коллектива или индивидуума.

К основным принципам составления МЭП относятся:

· целевая направленность программы определяется приоритетом проб­лем данного региона (территории) и может быть стратегической, ори­ентированной на много лет вперед, и оперативной (антикризисной);

· специфичность программы определяется региональными особенностя­ми - этническими, климато-географическими, социально-экономически­ми, демографическими, медицинского обес­печения ит.п.;

· комплексность программы определяется необходимостью участия в их подготовке и реализации большого количества различных организа­ций и учреждений - государственных, общественных, благотворитель­ных, частных лиц;

· этапность программы предполагаетчеткую последовательность выполнения мероприятий, представленных в ней.

Основными условиями реализации МЭП являются достаточное финан­сирование, обеспеченность подготовленными кадрами, научно-техни­ческое обеспечение.

Реализации МЭП должны содействовать государственная политика, система социальной и психологической поддержки, система здравоох­ранения.

Содействие государственной политики определяется соответствую­щими законами и постановлениями правительства.

Система социальной и психологической поддержки обеспечивается формированием общественного мнения средствами массовой информации, содействием социальных служб, работников сферы образования, рели­гиозных учреждений и т.п.

Система здравоохранения непосредственно решает вопросы органи­зации мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболева­ний и медико-биологической реабилитации.

Наши рекомендации