Принципиальная классификация факторов риска
№ п/п | Основные группировки ФР | Типы факторов риска |
Характер действия | · Развитие болезни · Неблагоприятного течения · Рецидивирования | |
Уровни действия | · Популяционные · Организменные (индивидуальные) · Клеточно-молекулярные | |
Универсальность | · Для класса болезней · Для отдельных нозологических единиц | |
Источник | · Внутреннее (генетическое, фенотипическое) · Внешнесредовые (социально-бытовые, производственные, инфекционные, психологические, поведенческие, экологические, климатические и др.) | |
Значимость | · Ведущие · Второстепенные | |
Стабильность | · Постоянные (природные, экологические, генетические) · Непостоянные (инфекционные, социально-бытовые, производственные и др.) | |
Время действия | · Действовавшие ранее · Действующие сегодня | |
Возможность управления (устранения) | · Неуправляемые (генетические, фенотипические у индивидуума, возраст, пол и др.) · Управляемые (экологические, профессиональные, психологические, поведенческие, социальные, медико-биологические и др.) | |
Уровни управления | · Зависящие от индивидуума (не информирован, информирован, но не выполняет) · Зависящие от медицинской службы (качество организации профилактики, лечения, санитарной охраны, просвещения) | |
Степень изученности | · Учтенные · Неучтенные |
Основанием для группировки факторов явилось многообразие их качественных характеристик. Необходимо отметить, что пп. 8 и 9 классификации отличаются от предыдущих отсутствием внутренней связи с ними, так как в этих пунктах раскрываются свойства не самих факторов, а внешних сил, которые управляют ФР.
5.1. Методика поисков факторов риска (ФР).
Основой поиска служит анализ заболеваемости детей и подростков территории (региона). Предлагаемый алгоритм поисков ФР приведен на рисунке 3.
Рис. 3. Алгоритм поисков ФР
Как свидетельствуют результаты научных исследований, у детей имеет место хронизация заболеваний, причем соотношения конкретных видов патологии характеризуются достаточной устойчивостью. К числу преобладающих видов хронической патологии в настоящее время относят:
· 8 класс - острые респираторные инфекции и хронические заболевания органов дыхания.
· 5 класс - психические расстройства (психозы, невротические расстройства и психопатии, умственная отсталость).
· 6 класс - болезни нервной системы и органов чувств (болезни глаза и его придатков, нарушения рефракции и аккомодации).
· 9 класс - болезни органов пищеварения (кариес зубов, болезни пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, неинфекционный энтерит и колит).
· 13 класс - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (приобретенные искривления позвоночника (кифоз, лордоз, сколиоз) и функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (сутулость, круглая спина, прямая спина, сколиотическая осанка, плоскостопие и др.).
· 7 класс - болезни системы кровообращения (хронические ревматические болезни сердца, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, нарушения легочного кровообращения, болезни артерий, вен, лимфатических сосудов и др.).
· 10 класс - болезни мочеполовой системы
· 3 класс - болезни эндокринной системы и обмена веществ.
· 12 класс - болезни кожи, подкожной клетчатки и соединительной ткани.
При поиске ФР целесообразно выделениеиз МКБ пяти-шести наиболее часто встречающихся для данного возраста заболеваний с последующим анализом типичных для них факторов. Затем следует экспертное ранжированиеих по значимости, выделение бесспорных и управляемых ФР, корреляционный анализ.
Исходя из наиболее распространенных заболеваний у детей определены наиболее вероятные ФР (таблица 3).
Таблица 3
Факторы риска наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний у детей
Класс заболе-вания по МКБ | Ведущие факторы риска |
8 класс. | · неблагоприятные условия проживания: · загрязнения атмосферного воздуха (экологическое неблагополучие); · наследственная предрасположенность (по линии матери); · неблагоприятные климатические условия; |
· дефекты оздоровительной работы; · нарушения воздушно-теплового режима в образовательном учреждении и дома; · отсутствие, недостаточность или нарушения режима закаливания; · наличие очага хронического воспалительного процесса; · вредные привычки родителей; · нарушения при использовании полимерных и лакокрасочных материалов, предметов бытовойхимии; · неправильное питание. | |
5 класс | · неблагоприятные микросоциальные условия в семье (алкоголизм, конфликты, развод, неполные семьи; · психические заболевания у родителей; · длительное пребывание в большом коллективе (круглосуточные группы, продленный день, обучение в "крупной школе"); · большая суммарная учебная нагрузка (в школе и дома); · нерациональный режим дня и режим обучения и воспитания в учреждении; · недостаточная продолжительность ночного сна; · патология беременности и родов, травмы головы у ребенка; · большая продолжительность затрачиваемого времени на дорогу в образовательное учреждение; · недостаточное или нерациональное физическоевоспитание. |
6 класс | · наследственная предрасположенность (особенно по линииматери) · большая зрительная нагрузка; · недостаточное или неправильное физическое воспитание; · неблагоприятные условия обучения и воспитания в учреждении, в первую очередь, недостаточное освещение; · нарушения режима труда и отдыха; · нарушения техники безопасности; · нарушения гигиенических нормативов по использованию компьютеров и технических средств обучения; · бесконтрольное увлечение компьютерными играми и другими электронными развлечениями; · нерациональное питание. |
9 класс | · нерациональное питание (нарушения технологии приготовления пищи и режима питания, несбалансированность рациона); · наследственная предрасположенность (особенно по линииматери) · неблагоприятный микроклимат в семье (алкоголизм, конфликты, развод, неполные семьи); · неправильное раннее вскармливание; |
· острые кишечные инфекции в дошкольном возрасте; · глистные инвазии; · кариес; · повышенное содержание вредных веществ в атмосферномвоздухе или питьевой воде; · нарушение законодательства по качеству и безопасности продуктов питания; · повышенная нервно-эмоциональная напряженность в коллективе; · недостаточная продолжительность отдыха и сна. | |
13 класс | · наследственная предрасположенность (биологический фактор); недостаточное или нерациональное физическое воспитание и ранняя спортивная специализация; · низкая физическая подготовленность; · нарушения условий обучения и воспитания в учреждении; · нарушения трудового законодательства при ранней трудовой деятельности; · низкая физическая работоспособность; · нарушения полноценности и сбалансированности рациона питания ; · неблагоприятнаяэкологическая обстановка на территории проживания; · врожденные аномалии и нарушения процесса костеобразования; · перенесенные травмы. |
7 класс | · наследственная предрасположенность (биологический фактор); · пребывание в зоне национальных конфликтов и экологических бедствий; · хронические стрессы, связанные с организацией учебно-воспитательного режима; · неблагоприятные социальные условия всемье; · избыток массы тела; · высокий показатель заболеваемости при низком уровне неспецифической резистентности; · вредные привычки; · физические перегрузки; · неблагоприятное функциональное состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы (неблагоприятная реакция на пробу с физической нагрузкой); · задержка роста и развития (низкий рост). |
10 класс | · врожденные аномалии и пороки развития; · хронические очаги инфекции в носоглотке; · частые респираторные инфекции при низком уровне неспецифической резистентности; · наследственная предрасположенность (биологический фактор); · неблагоприятная экологическая обстановка на территории проживания; · вредные привычки; · дефекты полового воспитания. |
3класс | · неблагоприятная наследственность (хронические заболевания у родителей); · избыток массы тела; · нарушения полноценности и сбалансированности рациона при питании; · вредные привычки; · гормональные нарушения; · патология беременности и родов. |
12 класс | · нарушения санитарно-противоэпидемического режима в учреждении; · нарушения санитарныхнорм и правил по водоснабжению и канализации в учреждении; · неблагоприятные социальные условия в семье; · нарушение условий обучения и воспитания в учреждении; · вредные привычки; · низкая санитарная культура, несоблюдение правил личной гигиены и режима дня. |
В некоторых случаях при выполнении задач СГМ необходима оценка риска развития каких-либо патологических или донозологических состояний. Для этого могут быть использованы показатели относительного риска, выражающие зависимость между распространенностью в группах больных и здоровых детей. Числовые значения таких показателей наиболее распространенных ХНЗ у детей с указанием ранга значимости приведены в таблице 4.
Таблица 4
ПОКАЗАТЕЛИ ОТНОСИТЕЛЬНОГО риска наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний у детей
Факторы | Средневзвешенный показатель относительного риска | Ранг значимости |
Медико-биологические | ||
Родители | ||
Отягощенная наследственность | 5,04 | |
Патология беременности или родов | 3,11 | |
Выкидыши или мертворождения у матери | 2,47 | |
Хронические заболевания у родителей | 2,67 | |
«Нервные» родители | 2,17 | |
Ребенок | ||
Аллергия в раннем возрасте | 3,79 | |
Частые острые респираторные заболевания | 3,74 | |
Хронический тонзиллит или аденоидит | 3,24 | |
Некариозные поражения твердых тканей зубов | 2,81 | |
Низкий гигиенический индекс полости рта | 3,21 | |
Медико-социальные | ||
Неблагоприятная экологическая ситуация | 2,59 | |
Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка | 3,29 | |
Курение матери во время беременности | 2,44 | |
Курение в доме в присутствии ребенка | 2,0 | |
Алкоголизм родителей | 2,82 | |
Неполная семья | 2,65 | |
Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе | 2,05 | |
Раннее искусственное или смешанное вскармливание | 3,36 |
6. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Медико-экологическая программа (МЭП) - комплекс действий, направленных на уменьшение негативного влияния на здоровье детского и подросткового населения экологических, социально-экономических, санитарно-гигиенических и медицинских факторов риска. МЭП включает в себя систему лечебно-профилактических мероприятий и медико-экологической реабилитации.
Объектом воздействия МЭП являются дети и подростки на уровне популяции, коллектива или индивидуума.
К основным принципам составления МЭП относятся:
· целевая направленность программы определяется приоритетом проблем данного региона (территории) и может быть стратегической, ориентированной на много лет вперед, и оперативной (антикризисной);
· специфичность программы определяется региональными особенностями - этническими, климато-географическими, социально-экономическими, демографическими, медицинского обеспечения ит.п.;
· комплексность программы определяется необходимостью участия в их подготовке и реализации большого количества различных организаций и учреждений - государственных, общественных, благотворительных, частных лиц;
· этапность программы предполагаетчеткую последовательность выполнения мероприятий, представленных в ней.
Основными условиями реализации МЭП являются достаточное финансирование, обеспеченность подготовленными кадрами, научно-техническое обеспечение.
Реализации МЭП должны содействовать государственная политика, система социальной и психологической поддержки, система здравоохранения.
Содействие государственной политики определяется соответствующими законами и постановлениями правительства.
Система социальной и психологической поддержки обеспечивается формированием общественного мнения средствами массовой информации, содействием социальных служб, работников сферы образования, религиозных учреждений и т.п.
Система здравоохранения непосредственно решает вопросы организации мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний и медико-биологической реабилитации.