Основные геоэкологические законы, правила и принципы
Рациональное использование природных ресурсов базируется на законах, правилах и принципах.
Закон внутреннего динамического равновесия – вещество, энергия, информация и динамические качества отдельных природных систем и их иерархии взаимосвязаны настолько, что любое изменение одного из этих показателей вызывает сопутствующие изменения других (Н.Ф.Реймерс). Эти изменения направлены на возврат системы в исходное равновесное состояние. К показателям природной системы относятся вещество, энергия, информация и динамические качества. Информация – это энергетически слабое воздействие, воспринимаемое организмом как закодированное сообщение об изменении факторов среды или о влиянии других организмов. Динамические качества – способность природных систем изменяться и сохранять структурно-функциональные характеристики во времени (к динамическим качествам относятся надежность, замкнутость, устойчивость и др.) Как только изменяется один показатель, изменяются и другие. Из этого закона вытекают следующие следствия:
1. Любое изменение среды приводит к развитию природных цепных реакций. Эти реакции направлены на нейтрализацию произведенного изменения или формирования новых природных систем.
2. Слабое воздействие или изменение одного из показателей может вызвать сильные отклонения в других и во всей системе.
3. Производимые в крупных экосистемах перемены относительно необратимы.
4. Любое местное преобразование природы вызывает в биосфере в целом и ее крупных подразделениях ответные реакции. Ответные реакции биосферы направлены на сохранение эколого-ресурсного потенциала. Для сохранения потенциала необходимы дополнительные энергетические вложения.
Лекция № 1. Тема: Введение. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии. План Понятие «Охрана природы» и его педагогические аспекты. Глобальный характер воздействия человека на природу Цели охраны природы и цели преподавания этой дисциплины. Методика исследований по проблемам охраны природы. Охрана природы как отрасль научных знаний. Литература: Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. М.: Просвещение. 1977. – 206 с. Комплексная программа непрерывного образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. (Авдик Н.М., Бахарев В.А. Бойко Т.Н. и др.). Гродно:НПКФ «ПИК». 1966. – 322с. Лаптев И.П. Охрана природы. Томск: Томский университет. 1964. - 286 с. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках Биологии: Методическое пособие (Черняк Л.В.). Мн.: БГУ. 1999. – 208 с. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии: Методичиские рекомендации (Черняк Л.В., Бахарев В.А., Маглыш С.С. и др.) . Мн.: БГУ, 1999. – 206 с. Экологические экскурсии по лесопарку Румлево (Бахарев В.А., Гуменный В.С. и др.). Гродно: ГОУПП «Гродненская типография» 2002. – 92 с. ПОНЯТИЕ «ОХРАНА ПРИРОДЫ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ В настоящее время ни в одном из школьных предметов нет определения самого понятия «охрана природы», хотя необходимость его очевидна. Усвоенное понятие не будет всякий раз требовать опоры на определение. Но свобода оперирования знаниями зависит от хорошего первоначального введения понятия и невозможно без его определения. В литературе встречается целый ряд определений понятия «охрана природы». Несмотря на то что природоохранительная деятельность имеет глубокие исторические корни, сам термин «охрана природы» стали употреблять лишь в начале XX в. Так, в первом определении (1913 г.) это понятие разъясняли как «общее стремление к сохранению памятников природы и уходу за ними». Постепенно объем понятия расширялся. Например, Первый Всероссийский съезд по охране природы (1929 г.) в своей резолюции сформулировал: «Охрана природы в условиях социалистического строительства должна рассматриваться как единая система мероприятий, направленных на защиту, развитие, качественное обогащение и рациональное использование природных фондов страны...». Впоследствии ученые и специалисты разных стран давали свои определения понятию «охрана природы», но в основном это не меняло смысла тех задач, которые были очерчены на Первом Всероссийском съезде. Сейчас все большее признание получает та точка зрения, которая рассматривает природоохранительную деятельность как решение трех основных задач: организацию рационального использования природных ресурсов, защиту природной среды от загрязнения, сохранение редких, уникальных или типичных объектов (памятников, эталонов) природы в их естественном состоянии. Эти современные научные данные позволяют использовать в школьном образовании следующее определение понятия «охрана природы»: охрана природы — это система научных знаний практических мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, защите природной среды от загрязнения п гох ранению отдельных природных объектов и комплексов от раз- рушенИЯ. Понятие об охране природы представляет собой наиболее общее, комплексное по своей сути межпредметное понятие. Система соподчиненных понятий отражает различные стороны научной и практической деятельности человека по оптимизации отношений с природной средой. Каждый учебный предмет дает возможность раскрывать отдельные элементы понятия, показывая многообразие юридических, экономических, научно организационных, технико-технологических и других направлений природоохранительной деятельности. Правильное понимание выпускниками школы современной проблемы охраны природы неизбежно связано с познанием исторических корней ее возникновения на разных этапах развития челоиеческого общества. С этой целью на основе межпредметной координации различных тем из курсов истории, биологии, физической географии учащимся необходимо показать, что в зависимости от эпохи, от конкретно-исторических условий возникали и разрешались различного рода противоречия во взаимоотношениях человека и окружающей его среды. При этом нужно подчеркнуть, что долгое время (вплоть до начала XX в.) внимание ученых и практиков было сосредоточено на двух основных аспектах взаимодействия в системе «природа — человек — общество». Первый из лих — влияние естественной природной среды на человеческий организм, на существование и развитие человеческого общества. Второй — влияние общества, его хозяйственной деятельности на природную среду. В течение первых тысячелетий формирования человечества как социальной силы наиболее заметным было влияние его на живой покров биосферы. Оно выразилось в уменьшении площади лесов, сокращении размеров других естественных сообществ, исчезновении многих видов крупных животных. Это вызвало необходимость природоохранительной деятельности, которая вплоть до середины XX в. развивалась как комплекс мер по сохранению у ч летков природы в неприкосновенности (создание сети заповедников и национальных парков). Это направление природоохранительной деятельности получало наибольшее отражение в учебных предметах школы вплоть до последних лет. Однако в последние десятилетия вопросы охраны природы приобрели качественно новое звучание. Изменение радиационного и тепловогоo балансов атмосферы, истощение ряда природных ресуров, опасность возрастающего химического и физического загрязнения окружающей среды — вот ведущие причины обострения npoблем охраны природы. Бурный рост научно-технической революции пыаиал необходимость более глубокого анализа и классификации ее последствий, оценки их с социально-классовых позиций. В конечном итоге это привело к вычленению третьего аспекта взаимодействия в системе «природа — человек — общество» — влияния сильно измененной, преобразованной природной среды на здоровье человека и успешное развитие его хозяйственной деятельности (общественного производства). На первый план выдвинулась задача охраны среды, жизни и деятельности самого человека как в настоящее время, так и с учетом интересов будущих поколений 1. Отражение в учебном содержании третьего аспекта взаимодействия природы и общества имеет исключительно важное значение, так как способствует формированию новой стороны в мировоззрении личности. Овладев такого рода знаниями, выпускник школы начинает понимать, что деятельность общества достигает планетарных масштабов и по своему объему соизмерима с масштабами естественных процессов в природе. По мнению психологов и философов, осознание личностью именно этого грандиозного исторического процесса способствует тому, что утилитарное отношение к природе постепенно сменяется пониманием растущей зависимости самой природы от человека и его деятельности. На этой основе складывается новый тип отношения к природе, который исходит из понимания того, что сам человек является частью природы и оценивает ее как уникальное и универсальное вместилище человечества и всей его культуры. Формирование у подрастающего поколения способности к такой оценке природы предполагает и воспитание бережного отношения к ней, понимания необходимости постоянно соизмерять нужды общества и возможности природы в их удовлетворений. Таким образом, вся система природоохранительного просвещения, и в частности, содержание понятия «охрана природы» прежде всего направлены на ценностную переориентацию в мировоззрении личности/ В нашей стране это новое отношение к природе было заложено еще в первых ленинских декретах, оно является неизменным направлением в политике государства и получило особое развитие за последние десятилетия. Эти идеи и принципиальные положения, широко известные под термином «охрана природы», изложены в работах многих советских и зарубежных ученых и материалах представительных международных конференций по проблеме охраны окружающей среды (Париж, 1968; Стокгольм, 1972). Основные из них закреплены законодательством во многих странах, а также в международных соглашениях. По существу, во всех этих научных, государственных и международных документах зафиксировано качественное изменение содержания и объема понятия «охрана природы». Идея оптимизации воздействия общественного производства на биосферу отражает важнейшую тенденцию в развитии современной науки и практики и потому должна занимать соответствующее место в содержании школьного образования. Развитие представлений о проблеме охраны природы тесно связано с понятием «использование природы». 2. Глобальный характер воздействия человека на природу Природа выступает по отношению к обществу как источник вещества и энергии, как кладовая ресурсов материального производства. В этом смысле отношения общества и природы выступают как отношения использования, потребления и, как выражаются некоторые ученые, уничтожения. Совершенно очевидно, что использование не может быть простым уничтожением, так как ни вещество, ни энергия не уничтожаются, а лишь преобразуются в процессе их использования — обработки, потребления. С другой стороны, природа выступает как важнейшая составная часть, как элемент той среды, в которой протекает жизнь и трудовая деятельность каждого человека, каждого индивида — члена человеческого общества. В основе отношения общества к природе лежит способ производства материальных благ, рамки общественных связей. При этом сами общественные отношения воспроизводятся только в процессе взаимодействия общества с природой. В этом же процессе происходит воспроизводство человека как производителя. В этом смысле связь общества с природой неразрывна, и, как писал К. Маркс, история человека «есть действительная часть истории становления природы человеком» !. Естественно, становление природы человеком нужно понимать как ее изменение, преобразование в соответствии с потребностями общества. Но это изменение, преобразование природы на протяжении всей предшествующей сегодняшнему дню истории общества происходило стихийно, недостаточно осознанно. Стихийность в этом случае проявлялась в том, что общество потребляло природу для получения определенного продукта и оценка результатов деятельности складывалась преимущественно из оценки непосредственных овеществленных результатов труда. Однако в сознании людей те последствия, которые возникали как побочный результат деятельности, были отмечены уже давно. Эти последствия были зачастую так значительны, что сводили на нет основные результаты труда. На ранних этапах общественного развития при низком уровне производства и небольшой численности населения нежелательные последствия были локальными, имели значение лишь для отдельных участков биосферы. Так, в конце неолита были истреблены многие виды крупных млекопитающих. Популяции этих животных, по всей вероятности, достигали критически малых величин и в конце концов погибали, потому что способы охоты создавали такой пресс на популяции, который превышал возможности их естествен пого прироста. Гибель крупных животных послужила, как полагают ученые, причиной поиска новых природных источников пищи, перехода к оседлому образу жизни, к развитию земледелия. В свою очередь, оседлый образ жизни, развитие земледелия привели к сокращению значительных площадей лесов, распашке больших территорий суши. К настоящему времени распахано около 12—13% суши, под пастбища используется около 17%, т. е. идет процесс преобразования целых экосистем, превращения естественных сообществ в искусственные. Топор и заступ превратили огромные площади лесов в сельскохозяйственные угодья; леса, росшие на бедных почвах, либо превратились в пастбища, либо вследствие хищнической эксплуатации стали бесплодными пустынями. Одновременно продолжался процесс обеднения видового многообразия биосферы — основы се устойчивости. В настоящее время ежегодно в воду, атмосферу и на сушу сбрасывают примерно 500 млн. т разнообразных промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных отходов. Часть из них оказалась вне круговорота веществ в биосфере, в результате чего естественный темп самоочищения биосферы значительно снизился. Возрастание количества использованного вещества и энергии сопровождается все большим их рассеиванием или концентрацией. Рассеивание может быть в форме как обычных для биосферы, так и чуждых, антропогенных веществ. Обычные для биосферы вещества становятся загрязнителями, если скорость их поступления в биосферу превышает скорость распада в ней. Новые вещества являются загрязнителями в прямом смысле — это ядохимикаты, детергенты, пластмассы и т. д. Все возрастающие поступления этих веществ в биосферу и их перераспределение создают ее химическое загрязнение. Рассеивание энергии, происходящее благодаря деятельности человека, вызывает физическое загрязнение биосферы — тепловое, шумовое, радиоактивное. Загрязнение биосферы, изменения в биомассе живого вещества планеты вызывает ответные реакции всей биосферы в целом и ее живого покрова в частности. Все виды загрязнения влияют на сроки жизни особей, а следовательно, изменяют численность популяций, что сказывается на функционировании всей экосистемы. Так, серьезные сдвиги в популяции наблюдаются вследствие повышения радиоактивного фона. Радиоактивное загрязнение среды приводит к тому, что популяции животных и растений накапливают радионуклиды. Причем у животных величина накопления определяется размерами индивидуальных кормовых участков. В США в местах захоронения радиоактивных отходов мелкие животные с небольшими индивидуальными участками концентрировали намного больше радиоизотопов, чем калифорнийские зайцы, кормовые участки которых значительно больше. Особи разного пола и возраста также по-разному концентрируют радионуклиды. Зараженность радионуклидами вызывает уменьшение численности популяций за счет гибели особей, снижения плодовитости, сокращения периода размножения. В популяциях у животных на участках с повышенным фоном ионизирующей радиации увеличивается изменчивость различных признаков. Формирование понятия о защите природной среды от загрязнении связано с двумя направлениями этой деятельности — ликвидацией или сведением до минимума последствий уже возникшего загрязнения и такой организацией общественного производства, погорая не допускала бы загрязнения природной среды. Строительство очистных сооружений ученые образно называют «под-мотанием полов» за технической цивилизацией. В ближайшие 15—20 лет это направление получит широкое распространение, так как нейтрализацию промышленных и бытовых отходов можно быстро осуществить. Однако этот способ защиты среды убыточен с точки зрения экономики и не соответствует рациональному использованию ресурсов. На конкретных фактах (пре-имутцегтиешю в курсе химии и экономической географии) учитель может показать, что стоимость современных очистных сооружений cocтавляет до до 40% стоимости предприятия, плюс огромные потери цепного сырья, уходящего с отходами. В перспективе защита среды от загрязнения будет обеспечена путем организации рационального использования природных ресурсов. Это предполагает изменение способов добычи сырья, технологии их переработки, повышение сроков службы изделия, возможности его последующей утилизации. Осуществление этих мер требует не только значительных материальных и трудовых ресурсов, длительного промежутка времени, но, главное, единой системы планирования, что возможно только в условиях социалистической формы хозяйства. Цели охраны природы и цели преподавания этой дисциплины. Охрана природы, осуществляемая человеком со времен глубокой древности, постепенно развивалась и совершенствовалась. Определялись и ее цели. В начальный период охрана участков природы и отдельных ее элементов осуществлялась В ограниченных целях, обусловленных частнособственническими и религиозными потребностями. К настоящему времени цели охраны природы стали разнообразными и более широкими, чем в прошлом. Раньше всего охрана природы осуществлялась в интересах обеспечения человека продуктами литания и разнообразным сырьем для кустарного и промышленного производства. Например, в древней Индии охранялись уже многие виды ценных животных; на Руси в царствование царя Алексея Михайловича было издано несколько указов об охране охотничьих животных. Петр Первый много сил потратил на организацию охраны корабельных и других ценных лесов России. Цель природоохранительных мероприятий была понятна не только их инициаторам, но и широкому кругу трудового люда, который издревле был близок к природе и сам принимал меры к ее охране. Эта цель будет и в будущем иметь основное значение. Значительно позже стали проводиться природоохранительные мероприятия с целью обеспечить существование и развитие растениеводства и животноводства. В современных условиях для нормального существования и развития растениеводства и животноводства специальные природоохранительные мероприятия совершенно' необходимы. Эта необходимость, особенно в высокоразвитых странах, обостряется с каждым годом и становится в разряд острейших проблем современности. Особенно остро стоит вопрос об охране климата и плодородия почв, об охране естественных пастбищ, а также самих разводимых организмов от вредителей, болезней, вредных химических и радиоактивных веществ, появившихся в природе в больших количествах, чем в недалеком прошлом. Охрана природы в интересах обеспечения здоровья человека возникла сравнительно недавно в связи с развитием медицинской науки и резкими изменениями природы в зонах крупных индустриальных районов. Теперь эта цель охраны элементов природы, составляющих условия жизни человека, становится исключительно важной в связи с быстро возрастающим отрицательным влиянием на природу (воздух, воду, почву, растительность, животный мир) разнообразных промышленных предприятий, в том числе и атомной промышленности. В ряде районов земного шара условия жизни человека изменяются настолько существенно, особенно под влиянием загрязнения атмосферного воздуха и воды, что возникает серьезнейшая опасность ухудшения здоровья и наследственности значительной части населения, особенно в зоне Тихого океана. Необходимо отметить, что многие факты ухудшения условий жизни человека еще не стали достоянием широкой общественности и даже большинства ученых, работающих в области охраны природы. Знание же действительного состояния условий жизни человека совершенно необходимо для того, чтобы своевременно предотвратить возможные нежелательные изменения природы пусть даже в ограниченных районах планеты или в отдельных населенных пунктах. Одной из целей охраны природы является поддержание такого природного комплекса, который мог бы удовлетворить эстетические потребности человека. А эти потребности никогда не исчезнут. Природа, ее отдельные уголки и элементы с глубокой древности служили человеку источником наслаждения ее красотами, очень благотворно влияющими на нервную систему людей, вызывали разнообразные эмоции, вдохновляли поэтов, писателей, художников и композиторов. Их произведения, созданные под влиянием природы, глубоко понятны миллионам людей и способствуют развитию у человека любви к истинной красоте, облагораживают его, обогащают его внутренний мир, стимулируют его трудовую деятельность. В ряде стран (Италия, Швейцария, ГДР, ФРГ) охране красот природы уделяется очень большое внимание. Пользование красотами природы сочетается с туризмом, способствующим физической закалке организма . человека, а также с использованием всего природного комплекса для лечения ряда заболеваний людей в специальных учреждениях: санаториях^ и курортах. В последние годы все более широкое значение приобретает охрана природы в интересах развития науки. Смысл этой работы заключается в сохранении всех видов организмов, типичных участков природы и отдельных ее произведений, что совершенно необходимо для обеспечения возможности изучения природы в ее развитии. Исчезновение видов организмов, например, очень сильно затрудняет изучение родственных связей между группами, исключает возможность изучения особенностей их строения и жизнедеятельности с целью использования полученных данных в практике (бионика) и для развития биологической теории. История науки знает уже много примеров использования познанных особенностей организмов для создания машин, для разработки технологических процессов и для других практических целей. Достаточно вспомнить историю создания первой электрической машины, целого ряда отраслей биологической промышленности, историю возникновения кибернетики, чтобы убедиться в огромном значении сохранения любого организма, представляющего своеобразную, созданную в ходе эволюции систему, обладающую высокой приспособленностью к условиям, жизни. Огромное разнообразие приспособлений, часто весьма сложных, представляет неисчерпаемый источник для отыскания принципов и моделей новых машин и технологических процессов. Независимая от живой природы разработка их человеком может затянуться на очень длинный срок, а использование уже имеющихся, созданных природой аналогичных систем и процессов неизмеримо сократит период творчества. Такое же значение имеет сохранение объектов мертвой природы; многие из них -представляют замечательные природные лаборатории, в которых создаются удивительные минералы, совершаются сложные физические и химические процессы, осуществляется взаимодействие живой и неживой природы. Из познания процессов, происходящих в неживой природе, складывается наше представление о развитии планеты, ее ландшафтов, климата, разнообразных горных пород, атмосферы, водоемов и т. д. Многие из интереснейших процессов происходят лишь на ограниченных участках, часто в одном каком-либо месте. Например, очень редки участки «поющих песков», гейзеры, грязевые вулканы, пещеры со сталактитами и сталагмитами и др. Во многих случаях охрана природы осуществлялась в интересах обороны страны, что имело и будет еще иметь определенное значение. В нашей стране, например, в прошлом специально сохранялись большие лесные массивы на юге Московского государства, остатки которых известны ныне под именем «Тульские засеки». Сохранение ресурсов природы, которые сыграли роль в организации снабжения армии и населения в военное время, также отвечает указанной выше цели. Это касается сохранения пищевых растений 5и животных, лекарственных и технических растений, ряда месторождений полезных ископаемых. Наконец, охранять-все элементы природы необходимо еще и потому, что с развитием общества возникают новые потребности и новые возможности использования природных богатств. Ненужные и даже вредные сейчас ресурсы природы могут стать очень необходимыми в будущем. Примеров такого изменения значения элементов природы имеется очень много. Так, ядовитые змеи до недавнего времени приносили только вред человеку, а сейчас их разводят на фермах для получения яда, используемого в медицинской практике при изготовлении ряда ценнейших лекарственных препаратов. Окружающий нас воздух теперь служит источником сырья для быстро развивающейся синтетической промышленности. Медики открывают все новые и новые лечебные источники и грязи. В странах с сильным развитием религии осуществляется охрана отдельных элементов живой и неживой природы в интересах выполнения религиозных обрядов, требующих наличия определенных видов животных и растений или объектов неживой природы. В будущем эта цель охраны •природы постепенно огомрет. Естественно, что в будущем могут возникнуть новые конкретные цели охраны природы, о которых мы сейчас не можем иметь даже приблизительного представления. Методика исследований по проблемам охраны природы. Специфику исследований по проблеме охраны природы составляет выявление характера и степени стихийного и целенаправленного воздействия человека на природу, на ее отдельные ресурсы. Ни в одной отрасли знаний о природе эта задача не приобрела такого исключительного значения. Конечно, современная наука не может обойтись без учета влияния человека на изучаемые объекты, но для нее это обстоятельство, по существу, является вынужденным, обусловленным искажением естественных процессов разнообразной человеческой деятельностью. В науке об охране природы изучение разностороннего влияния человека на природные ресурсы представляет основную цель, а учет естественных изменений в природе становится на второй план. Естественные изменения природных ресурсов рассматриваются в науке об охране природы как фон, на котором проявляется изменяющая природу деятельность человека. Эти основные положения и определяют особенности методики исследований по проблеме охраны природы. Выявление характера и степени стихийного влияния человека на природу возможно путем сравнения особенностей и состояния природных ресурсов в прошлом и настоящем, в нескольких аналогичных участках в одно и то же время, но при разной степени воздействия человека. Например, путем сравнения видового состава, численности и распространения видов фауны в одном районе в прошлом, и настоящем при учете изменения деятельности человека на этой территории мы можем сделать ряд выводов о характере и степени его воздействия на фауну. Эта методика широко применялась и применяется биологами, интересующимися значением антропогенного фактора в развитии животного и растительного мира. Сравнение (на одно и то же время) особенностей природных ресурсов на нескольких аналогичных участках, различающихся по характеру и степени стихийного влияния человека, также дает возможность выявить роль антропогенного фактора в природных процессах. Эта методика успешно применяется гигиенистами, биологами, лесоводами и другими исследователями. Например, влияние на водную флору и фауну сточных вод хорошо выявляется при сопоставлении двух смежных участков водоема, в одном из которых загрязнение отсутствует. Очень большое значение при научной разработке проблемы охраны природы приобретают экспериментальные методики, применяемые в лабораториях и в природных условиях. Особенно широкое распространение получили лабораторные эксперименты, с помощью которых выявляется воздействие на организмы различных веществ, попадающих в природу со сточными водами и выбросами в атмосферу. Эти эксперименты, имеющие большое значение в разработке нормативов допустимых концентраций вредных для организмов веществ, требуют все же уточнения на основе наблюдений и экспериментов в природе, где нет изолированного воздействия факторов и где сами изучаемые факторы подвергаются разностороннему влиянию со стороны живой и неживой природы. Эксперименты в природе могут иметь двоякий характер. Одни из них проводятся путем опытного воздействия на природные ресурсы различными антропогенными факторами, а другие — путем полного или частичного прекращения воздействия человека, как это, например, имеет место при создании заповедников или заказников, при прекращении рыбного или охотничьего промысла. Сложность постановки экспериментов в природе общеизвестна, но преимущества их перед лабораторным экспериментом обусловливают необходи-: мость их применения, если мы хотим глубоко изучить вопрос. Изучение целеустремленного воздействия человека на природу облегчается тем,- что масштабы, характер и все особенности этого воздействия обычно достаточно хорошо известны. В этом случае задача исследователя заключается в детальном выявлении результатов этого воздействия, как прямых, так и особенно косвенных, которые иногда оказываются более существенными, чем первые. Методики исследования в данном случае аналогичны тем, которые применяются при изучении стихийного воздействия человека на природу. При этом необходимо иметь в виду, что по своему познавательному значению изучение целеустремленного воздействия человека на природные ресурсы аналогично эксперименту в природе. » В разработке вопросов охраны природы большое значение имеет учет состояния природных ресурсов. Этот учет проводится методиками, разработанными в соответствующих отраслях наук. Охрана природы как отрасль научных знаний. До сих пор охрана природы рассматривалась как практическая проблема, или комплекс практических мероприятий. Несомненно, что такое ее понимание имеет определенный и глубокий смысл. Однако в современных условиях, когда разрешение практических задач охраны природы наталкивается на большие затруднения, преодоление которых требует специальных и весьма широких исследований, мы не можем удовлетвориться отмеченным выше пониманием проблемы. Сейчас с неизбежностью начинается процесс формирования специальной отрасли научных знаний, не менее важной, чем такие науки, как гидробиология, почвоведение и другие, являющиеся комплексными. К разряду комплексных наук будет б будущем отнесена и отрасль научных знаний, которую пока мы называем «охрана природы». Каждая наука определяется специфичным для нее предметом исследования и методикой., Каковы же особенности зарождающейся науки охраны природы, отличающие ее от других наук? Предметом, или объектом, «охраны природы» являются разнообразные природные ресурсы в их динамике, обусловленной в конечном итоге непрерывно изменяющейся и весьма разнообразной деятельностью человека. При этом основной задачей будет выявление отрицательного и положительного воздействия человека на природу, а также путей изменения этого влияния. Фактически будет изучаться антропогенный фактор, который ни в одной из существующих наук не является специальным предметом исследования. Конечно, антропогенный фактор учитывается и в той или иной степени изучается в очень многих современных науках: географических, биологических и геологических. Однако это изучение носит второстепенный характер, а фактор изучается по частям. Охрана природы рассматривает антропо'генный фактор во всем его объеме, в его.взаимодействии с живой и неживой природой, все его особенности. На основе этого определяется комплекс практических мероприятий, направленных на такую относительную стабилизацию или изменение элементов природы нашей планеты (или ее частей), которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия для развития всего человеческого общества и отдельных его национальностей в соответствии с достигнутым уровнем их социального развития и дальнейшими его перспективами. Вот почему охрана природы постоянно имеет контакт с социально-экономическими науками. С науками не социально-экономического профиля охрана природы имеет множественные контакты, без которых ее существование и развитие были бы невозможны, как, впрочем, и подавляющего большинства существующих наук. Более сложным является вопрос о специфической методике отрасли науки «охрана природы». В настоящее время специфичность методики исследования не может служить обязательным критерием распознавания отрасли научных знаний, так как каждая из отраслей пользуется огромным комплексом методик, многие из которых являются универсальными, применяемыми в ряде наук. К таким" методикам относится, например, методика меченых атомов, вариационно-статистическая методика и ряд других. Специфические проблемы охраны природы, как комплексной науки, рассматриваются в настоящей книге. Перечень их довольно обширен и будет возрастать с каждым годом. Первостепенное же значение среди этих проблем имеют такие, как изменение направления и силы воздействия человека на природу в ближайшем и отдаленном будущем, изменение задач природоохранительных мероприятий в связи с развитием человеческого общества и отдельных наций, охрана природы космоса, особенности охраны природы в период построения и установления коммунистического общества. Одной из исключительно важных проблем охраны природы является выявление необходимого для существования человека комплекса природных условий с учетом не только влияния на его здоровье, но и на его наследственность в существующих и будущих поколениях. Особое значение этой проблемы обусловлено тем, что вся работа ученых направлена в конечном итоге на ч то, чтобы обеспечить счастливую и полноценную жизнь людей. Разработка вопросов охраны природы требует участия в ней ученых многих специальностей, так как каждый, даже частный, вопрос неизбежно связан с необходимостью обширных знаний, применения разнообразных методик. Потребность в разнообразных .специалистах обусловлена тем, что все элементы природы взаимосвязаны между собой, и при решении вопросов их охраны эта взаимосвязь, безусловно, должна выявляться и учитываться с наибольшей тщательностью. Игнорирование этого условия уже приводило и будет еще приводить к совершенно нежелательным последствиям, заключающимся в неожиданном изменении в природе, которого никто и не мог предвидеть и которое стало известно лишь по отрицательному (прямому или косвенному) воздействию на человека. Вопрос о создании новой науки, представляющей теоретическую основу работ по охране природы, не является совершенно новым. Элементы этой науки зарождались еще в начале XX века. Но только в самое последнее время делаются попытки сформулировать определение и цели, охарактеризовать методы этой науки. Еще в 1959 г. Ю. Н. Куражековский в печати выступил с предложением о создании новой науки, разрабатывающей вопросы рационального использования и охраны природных ресурсов. Эту науку он предложил назвать «Общее природопользование». Характеризуя новую отрасль науки, автор пишет: объект — взаимоотношение человека с природой в целом; метод—единый подход к природе как целому и разработка вопросов ее
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=41488
Охрана природы – совокупность государственных и общеобразовательных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.