Экскурсия в сквер «Взаимосвязь организмов в природе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Полевая практика является одним из видов производственной практики и

проводится со студентами II курса в 4 семестре в течение недели: с 15 июня по 21

июня 2012 года(36 часов).

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными

требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по

специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» /ТОС СПО, 2002/.

В результате прохождения полевой практики студенты должны осознать

необходимость изучения учащимися начальной школы окружающего мира

непосредственно, т.е, на примере реальных природных объектов, животных,

растений, целых природных комплексов /экосистем/ в их естественных условиях

существования.

Цель практики:

Улучшить качество профессиональной подготовки учителей начальных классов по

природоведческим дисциплинам: краеведение, экология.

Задачи практики:

- углублять и расширять знания студентов, полученные в процессе изучения

теоретических курсов, учить творчески применять эти знания на практике;

- формировать у студентов практически е навыки проведения наблюдений в

природе, сбора и обработки полевого материала, организации и проведения

экскурсий в природу;

- формировать навыки проведения внеклассной работы по краеведению;

- воспитывать у студентов бережное отношение к природе родного края.

Студентам предлагаются следующие природоведческие экскурсии:

«Взаимосвязи организмов в экосистеме» / городские скверы г Челябинска/,

экскурсии в зоопарк и краеведческий музей.

Практикум по ботанике с основами экологии растений позволит раскрыть на

конкретных примерах некоторые разделы школьной программы начальных классов

по природоведению. В данный практикум включены растительные объекты, которые

учитель использует на уроках природоведения в начальных классах.

Для качественного про ведения ЭКСКУРСИЙ в начальной школе будущие учителя

должны овладеть правилами изготовления гербария, знать редкие растения своего

края, а также сорные, массовые виды растений, пригодные для ботанических

коллекций. В данном практикуме рассматриваются темы: «Растения и растительные

сообщества природных зон», «Комнатные растения», «Правила сбора и изготовления

гербариев».

В программе имеется примерный перечень экскурсий в естественнонаучные

музеи. При выборе данных экскурсий необходимо учитывать экологическую

выразительность, уникальность объектов и их информативность.

Полевая практика позволит студентам овладеть следующими видами

деятельности:

- наблюдение за сезонными изменениями в неживой и живой природе в своей

местности, выявление взаимосвязей, существующих в природе между её

компонентами;

- про ведение индивидуальной самостоятельной деятельности по заданиям

преподавателей;

- документальное оформление результатов наблюдений и экспериментов.

В процессе практики студенты овладевают профессиональными

навыками:

проводить наблюдения за явлениями неживой природы, растениями и

животными, оформлять результаты в дневнике наблюдений;

- делать выводы и обобщения;

- производить измерительные работы на местности, ориентироваться в точке

стояния на местности по местным признакам.

ПЛАН-ГРАФИК

Прохождения практики

Дата Содержание работы Количество часов
15.06.2012 9.30 Работа к колледже. Методические рекомендации по прохождению практики
16.06.2012 Работа с документацией. Изготовление пособий. Создание презентаций
18.06.2012 10.00 Экскурсия в зоопарк  
19.06.2012 Экскурсия в краеведческий музей  
20.06.2012 9.00 Практическая работа на участке и в зимнем саду колледжа
21.06.2012 9.00 Подведение итогов практики. Зачет  

СОДЕРЖАНИЕ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ

ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ

Среди прочих форм обучения естествознанию экскурсиям принадлежит

наибольшее значение по возможности организованного общения учащихся с

природой. Экскурсия должна показать детям взаимные отношения царств природы и

связать приобретённые сведения по естественным наукам в одно целое.

Студенты средних педагогических учебных заведений должны овладеть

методикой про ведения природоведческих экскурсий, стремясь ввести

исследовательский подход в процессе познания природы школьниками.

Экскурсия в сквер «Взаимосвязь организмов в природе»

Сквер - исключительная по сложности организации, видовому разнообразию и

многочисленности связей экосистема. Связи - основное условие жизни организмов и

их сообществ. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование

численности организмов и их популяции, а, следовательно, и механизмов

устойчивости экосистем.

Цель экскурсии:

Изучение экосистемы городского сквера, как единого природно­

антропогенного комплекса, который существует неограниченного долго, и образован

живыми организмами и средой обитания.

Задачи экскурсии:

- подкреплять теоретические знания студентов о данной экосистеме

практическими;

- развивать знания о сквере в единстве с методами его изучения;

- определять меры охраны экосистем и способы их рационального

использования.

В результате экскурсии и проделанных самостоятельных наблюдений важно

подвести студентов к следующим выводам:

1. Виды растений и' животных в сквере находятся в определённых, порой сложных

отношениях, но все они поддерживают динамическое равновесие в экосистеме.

2. Различные типы связей определяют условия жизни видов в сквере, возможность

добывать пищу, завоёвывать новые пространства и т.д.

3. Экосистемы формируются по принципу заполнения экологических ниш. Именно

поэтому в долго действующих экосистемах обычно все ниши заняты, а внедрение

новых видов маловероятно.

Наши рекомендации