Экскурсия в сквер «Взаимосвязь организмов в природе»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Полевая практика является одним из видов производственной практики и
проводится со студентами II курса в 4 семестре в течение недели: с 15 июня по 21
июня 2012 года(36 часов).
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными
требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по
специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» /ТОС СПО, 2002/.
В результате прохождения полевой практики студенты должны осознать
необходимость изучения учащимися начальной школы окружающего мира
непосредственно, т.е, на примере реальных природных объектов, животных,
растений, целых природных комплексов /экосистем/ в их естественных условиях
существования.
Цель практики:
Улучшить качество профессиональной подготовки учителей начальных классов по
природоведческим дисциплинам: краеведение, экология.
Задачи практики:
- углублять и расширять знания студентов, полученные в процессе изучения
теоретических курсов, учить творчески применять эти знания на практике;
- формировать у студентов практически е навыки проведения наблюдений в
природе, сбора и обработки полевого материала, организации и проведения
экскурсий в природу;
- формировать навыки проведения внеклассной работы по краеведению;
- воспитывать у студентов бережное отношение к природе родного края.
Студентам предлагаются следующие природоведческие экскурсии:
«Взаимосвязи организмов в экосистеме» / городские скверы г Челябинска/,
экскурсии в зоопарк и краеведческий музей.
Практикум по ботанике с основами экологии растений позволит раскрыть на
конкретных примерах некоторые разделы школьной программы начальных классов
по природоведению. В данный практикум включены растительные объекты, которые
учитель использует на уроках природоведения в начальных классах.
Для качественного про ведения ЭКСКУРСИЙ в начальной школе будущие учителя
должны овладеть правилами изготовления гербария, знать редкие растения своего
края, а также сорные, массовые виды растений, пригодные для ботанических
коллекций. В данном практикуме рассматриваются темы: «Растения и растительные
сообщества природных зон», «Комнатные растения», «Правила сбора и изготовления
гербариев».
В программе имеется примерный перечень экскурсий в естественнонаучные
музеи. При выборе данных экскурсий необходимо учитывать экологическую
выразительность, уникальность объектов и их информативность.
Полевая практика позволит студентам овладеть следующими видами
деятельности:
- наблюдение за сезонными изменениями в неживой и живой природе в своей
местности, выявление взаимосвязей, существующих в природе между её
компонентами;
- про ведение индивидуальной самостоятельной деятельности по заданиям
преподавателей;
- документальное оформление результатов наблюдений и экспериментов.
В процессе практики студенты овладевают профессиональными
навыками:
проводить наблюдения за явлениями неживой природы, растениями и
животными, оформлять результаты в дневнике наблюдений;
- делать выводы и обобщения;
- производить измерительные работы на местности, ориентироваться в точке
стояния на местности по местным признакам.
ПЛАН-ГРАФИК
Прохождения практики
Дата | Содержание работы | Количество часов |
15.06.2012 9.30 | Работа к колледже. Методические рекомендации по прохождению практики | |
16.06.2012 | Работа с документацией. Изготовление пособий. Создание презентаций | |
18.06.2012 10.00 | Экскурсия в зоопарк | |
19.06.2012 | Экскурсия в краеведческий музей | |
20.06.2012 9.00 | Практическая работа на участке и в зимнем саду колледжа | |
21.06.2012 9.00 | Подведение итогов практики. Зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ
Среди прочих форм обучения естествознанию экскурсиям принадлежит
наибольшее значение по возможности организованного общения учащихся с
природой. Экскурсия должна показать детям взаимные отношения царств природы и
связать приобретённые сведения по естественным наукам в одно целое.
Студенты средних педагогических учебных заведений должны овладеть
методикой про ведения природоведческих экскурсий, стремясь ввести
исследовательский подход в процессе познания природы школьниками.
Экскурсия в сквер «Взаимосвязь организмов в природе»
Сквер - исключительная по сложности организации, видовому разнообразию и
многочисленности связей экосистема. Связи - основное условие жизни организмов и
их сообществ. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование
численности организмов и их популяции, а, следовательно, и механизмов
устойчивости экосистем.
Цель экскурсии:
Изучение экосистемы городского сквера, как единого природно
антропогенного комплекса, который существует неограниченного долго, и образован
живыми организмами и средой обитания.
Задачи экскурсии:
- подкреплять теоретические знания студентов о данной экосистеме
практическими;
- развивать знания о сквере в единстве с методами его изучения;
- определять меры охраны экосистем и способы их рационального
использования.
В результате экскурсии и проделанных самостоятельных наблюдений важно
подвести студентов к следующим выводам:
1. Виды растений и' животных в сквере находятся в определённых, порой сложных
отношениях, но все они поддерживают динамическое равновесие в экосистеме.
2. Различные типы связей определяют условия жизни видов в сквере, возможность
добывать пищу, завоёвывать новые пространства и т.д.
3. Экосистемы формируются по принципу заполнения экологических ниш. Именно
поэтому в долго действующих экосистемах обычно все ниши заняты, а внедрение
новых видов маловероятно.